Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика СССР






 

1965–1970-е гг. – период пика военно-политического могущества СССР и его влияния на мировой арене.

Внешняя политика Советского Союза, за которую главным образом отвечали сам Л. И. Брежнев и министр иностранных дел А. А. Громыко, преследовала в общем традиционные для всего послевоенного периода цели: укрепление позиций стран социалистического содружества; поддержка национально-освободительного движения в развивающихся странах, мирное сосуществование и развитие взаимовыгодных отношений с развитыми капиталистическими странами.

Во взаимоотношениях с социалистическими странами Европы Москва стремилась играть главенствующую роль, координируя внешнюю политику союзных государств и контролируя их внутриполитические процессы. Эти задачи решались через разносторонние механизмы СЭВ, ОВД, а также посредством тесных связей между КПСС и правящими компартиями социалистических стран. При этом Москва исходила из так называемой «доктрины Брежнева» (термин, получивший распространение на Западе), согласно которой не допускался отрыв какой-либо страны от социалистического содружества и, таким образом, признавался лишь «ограниченный суверенитет» соцстран. Этот курс СССР наглядно проявился в 1968 г. на примере Чехословакии, на территорию которой пять стран-участниц ОВД ввели свои войска, после того как обозначилась угроза отхода ЧССР от социалистической модели развития и выхода из Организации Варшавского Договора. В 1981 г. Москва настояла на введении военного положения в Польше, где большое влияние в стране получили оппозиционные профсоюзы «Солидарность», за которыми стояли антисоциалистические силы, опиравшиеся на поддержку Запада.

Влияние Москвы в Восточной Европе во многом зависело от характера экономического сотрудничества в рамках СЭВ. При техническом содействии Советского Союза в восточноевропейских странах строились крупные промышленные объекты, общими усилиями сооружались нефтепровод «Дружба» и газопровод «Союз», создавались межгосударственные органы для координации отдельных отраслей – «Интерхим», «Агромаш» и т. д. С 1971 г. в СЭВ действовала Комплексная программа социалистической экономической интеграции. К концу 70-х гг. под эгидой СЭВ осуществлялось около 30 совместных межгосударственных проектов. В целом они были взаимовыгодными. Однако нельзя не отметить, что экономика стран СЭВ критически зависела от поставок сырья и энергоносителей из СССР, которые осуществлялись по ценам ниже мирового уровня.

В рассматриваемый период руководству СССР не удалось наладить отношения с Китаем, которые испортились еще при Хрущеве. Прекратились политические контакты, было заморожено экономическое сотрудничество. В 1969 г. Китай предъявил территориальные претензии к СССР, в частности на ряд островов реки Уссури. Весной этого года китайцы попытались силой захватить остров Даманский. В ходе вооруженного конфликта погибло 49 советских пограничников и около 3 тыс. китайских военнослужащих.

Сложные отношения СССР с Китаем не помешали СССР оказывать эффективную помощь Северному Вьетнаму, народ которого вел борьбу за объединение страны. Необходимость в такой помощи возникла в связи с тем, что в 1964 г. правительство США развязало прямую войну против Северного Вьетнама, выступив в поддержку своего марионеточного режима в Южном Вьетнаме. В Северный Вьетнам были направлены советские специалисты и военная техника. Число специалистов за 10 лет конфликта не превышало 500 человек в год. В основном они обслуживали ракетные комплексы ПВО. В просьбе прислать советских летчиков Москва Ханою отказала, не желая серьезно обострять отношения с США. Действия системы ПВО Северного Вьетнама оказались эффективными. Только за первые три года войны они сбили более 3 тыс. самолетов США. Всего во Вьетнаме американцы потеряли 9 тыс. самолетов и вертолетов, 360 тыс. человек, из них убитыми более 50 тыс. человек. Более 1 тыс. американцев попали в плен. Такие потери побудили американцев уже в 1973 г. начать выход из Вьетнама. В 1976 г. объединение страны было завершено, и единый Вьетнам стал строить социалистическое общество. Исход вьетнамской войны укрепил авторитет СССР в «третьем мире».

Следует отметить, что с середины 1960-х гг. советская дипломатия, несмотря на вьетнамскую войну, проводила курс на разрядку международной напряженности в Европе и сближение между Москвой и Вашингтоном. В 1966 г. в Москву приехал президент Франции Ш. де Голль. Этот визит положил начало особым франко-советским отношениям. В 1969 г. в ФРГ к власти пришел лидер социал-демократов В. Брандт, который начал проводить курс на активное экономическое сотрудничество с СССР. В 1970 г. был заключен Московский договор между СССР и ФРГ, по которому обе страны признавали незыблемость сложившихся в Европе после войны границ.

Состоявшийся весной 1971 г. XXIV съезд КПСС принял Программу мира, в которой Западу предлагалось создать систему коллективной безопасности в Европе, ликвидировать военные базы на территории других стран, урегулировать локальные военные конфликты, сократить военные расходы, приступить к сокращению и последующему запрещению всех видов оружия массового поражения. Эта политика получила название политики «разрядки напряженности», и она давала свои плоды.

В сентябре 1971 г. страны – победительницы во Второй мировой войне заключили Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, в котором подтверждался особый статус Западного Берлина.

Это соглашение стало возможным потому, что на фоне новых отношений между СССР и Западной Европой новый американский президент Р. Никсон также выступил за улучшение отношений с СССР. С 1969 г. начались регулярные советско-американские переговоры по вопросам ограничения гонки вооружений. В мае 1972 г. во время пребывания Р. Никсона в Москве был подписан договор о количественном ограничении стратегического наступательного вооружения (ОСВ-1). Кроме того, стороны подписали еще более важный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), согласно которому СССР и США брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 «противоракет», размещенных в двух наземных районах, и не создавать систем ПРО космического базирования.

В июне 1973 г. в ходе визита Л. И. Брежнева в США было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны, а также заключены около 20 соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе «Союз-Аполлон» (она была реализована в 1975 г.). Во время встречи летом 1974 г. в Крыму Л. И. Брежнев и Р. Никсон договорились об ограничении подземных ядерных испытаний, а также подписали протокол об уменьшении численности ракет ПРО до 100 штук и о сокращении количества районов размещения систем ПРО до одного.

На советско-американской встрече в верхах в ноябре 1974 г. в районе Владивостока Брежнев и новый американский президент Дж. Форд подтвердили решимость завершить выработку нового соглашения по ОСВ, который предусматривал бы ограничение числа боезарядов, устанавливаемых на носителях стратегического оружия (ракетах, самолетах, подводных лодках).

Процессу «разрядки» способствовали и начавшиеся в Вене переговоры между представителями ОВД и НАТО по сокращению вооруженных сил и обычных вооружений в Центральной Европе.

В 1973–1975 гг. в Европе состоялись три этапа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) при участии европейских стран, США и Канады. Финальный этап этого Совещания, который прошел на высшем уровне в Хельсинки, завершился подписанием 1 августа 1975 г. исторического документа – Заключительного акта СБСЕ. В нем фиксировались основополагающие принципы взаимоотношений государств, в том числе признание послевоенных границ, уважение независимости и суверенитета, территориальной целостности отдельных государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения, невмешательство во внутренние дела друг друга. В Заключительном акте содержались положения о необходимости укрепления экономических, научно-технических, культурных связей в Европе, защиты прав человека и национальных меньшинств.

Однако уже с середины 1970-х гг. во взаимоотношениях Запада и Востока стала вновь усиливаться напряженность. Консервативные силы на Западе заявили, что «разрядка – это улица с односторонним движением», т. е. она приносит пользу только СССР и его союзникам. Во многом этот вывод был сделан под влиянием событий осени 1973 г. на Ближнем Востоке, когда на фоне очередной арабо-израильской войны все арабские страны отказали в поставках нефти тем западным странам, которые в ходе войны оказали помощь Израилю. Более того, арабские страны провели в этот период национализацию значительной части иностранных нефтяных компаний. В условиях стратегического паритета между СССР и США и в атмосфере, созданной политикой «разрядки», Запад не мог оказать силового давления на нефтедобывающие страны. Цена на нефть на мировых рынках выросла в 3 раза. На Западе возник серьезный энергетический кризис. В это же время СССР стал получать большие доходы от экспорта нефти.

Значительная их часть шла на гонку вооружений. Именно за вторую половину 1970-х гг. Советский Союз по числу стратегических носителей и боеголовок приблизился к уровню США.

Запад был недоволен и процессами в Африке. В середине 1970-х там распалась последняя крупная колониальная империя – португальская. Бывшие португальские колонии Мозамбик, Гвинея-Бисау и Ангола получили независимость и стали на некапиталистический путь развития. Правительства этих стран развивали сотрудничество с СССР.

В конце 1970-х антиимпериалистические процессы усилились и в Латинской Америке. Здесь «форпостом мировой социалистической системы» являлась Куба, которая опиралась на помощь СССР и в свою очередь оказывала помощь антиимпериалистическим силам, действовавшим в различных странах Центральной и Южной Америки. Большим успехом левых сил стала победа Сандинистской революции в Никарагуа в конце 70-х гг.

На таком фоне консервативные круги Запада искали повод сорвать «разрядку». Хорошим поводом стало решение советского правительства провести замену расположенных в западных районах СССР ракет средней дальности старого поколения на новые модели, с большей дальностью, точностью и разделяющимися боеголовками. Вашингтон заявил о том, что СССР создал угрозу Европе, и добился права разместить в Англии, ФРГ и ряде других западных стран свои ракеты средней дальности нового поколения.

В этих условиях подписанный в июне 1979 г. советско-американский договор ОСВ-2, предусматривавший качественное ограничение гонки вооружения, не был ратифицирован Сенатом США, хотя в целом соблюдался обеими сторонами.

В конце 1979 г. СССР ввел ограниченный контингент советских войск в Афганистан для оказания помощи правительству, которое пыталось проводить прогрессивные реформы в стране. Однако эти реформы не учитывали крайней отсталости страны и сильной роли исламского фактора, что порождало сопротивление со стороны значительной части населения. Запад предоставил афганской оппозиции большую помощь деньгами и оружием, что привело к долгой и кровавой войне в Афганистане. Эта война негативно влияла на внешнеполитические позиции и на внутриполитическую ситуацию в СССР.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал