Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политические процессы эпохи перестройки
Поскольку проведение реформ упиралось в проблему обновления руководящих кадров, новое руководство начало проводить кампанию гласности, в рамках которой средствам массовой информации, прежде всего центральным, было разрешено вести критику действий наиболее одиозных, скомпрометировавших себя руководителей. Характерными примерами стали кампании критики в адрес первого секретаря ЦК КП Узбекистана Рашидова и его окружения, первого секретаря ЦК КП Казахстана Кунаева и др. Эта критика позволила устранить часть старых кадров с политической сцены, что явилось первым результатом кампании гласности. Вскоре стало ясно, что кампания гласности имеет свою собственную динамику развития и ведет к политическим результатам, которые не входили в планы ее инициаторов из числа новых лидеров партии. В рамках этой кампании постоянно нарастала волна критических материалов, концентрировавших внимание общественности на ошибках партии и трудностях социалистического строительства, огромной цене социалистических преобразований. В итоге вся деятельность партии представала в черном цвете. Формировалось негативное отношение людей, особенно новых поколений к истории всего советского периода. В ряде республик кампанией гласности умело воспользовались националистические и сепаратистские силы, которые стали разжигать межнациональную рознь в СССР. Это – второй результат кампании гласности. Третий результат кампании гласности – формирование в обществе мнения о необходимости радикальной реформы политической системы. Постепенно выявились три основных направлений этой реформы: – ликвидация прежней традиции проводить фактически безальтернативные выборы депутатов в органы государственной власти; – создание правового государства, т. е. государства, в котором закон стоял бы выше власти любого уровня и осуществлялся бы принцип верховенства закона над властью; – допущение политического плюрализма (первоначально речь шла о плюрализме в рамках социалистического строя, позднее – о плюрализме вообще). Реагируя на эти настроения и даже подталкивая их, М. С. Горбачев и его команда выступили с инициативой проведения реформы политической системы. Летом 1988 г. XIX Всесоюзная конференция КПСС рассмотрела концепцию политических реформ. Наиболее важными в практическом отношении были решения о превращении Верховного Совета в более узкий по составу, но постоянно работающий парламент, который бы формировался из состава нового, более широкого органа, стоящего над ним, – Съезда народных депутатов СССР. При этом парламент ежегодно обновлялся бы на четверть от своего состава. Такая процедура обновления должна была позволить регулировать состав парламента в желательном для руководства КПСС направлении. С тем чтобы обеспечить партийно-государственным руководителям гарантированное попадание в число народных депутатов, было решено, что одна треть народных депутатов СССР должна избираться от всех крупных и значимых общественных организаций по установленной квоте. Предложение установить квотный принцип свидетельствовало о том, что руководство страны приняло решение провести очередные выборы на состязательной основе, допустив к участию всех кандидатов, которые будут выдвинуты в соответствии с избирательным законом. Предложения партийной конференции вскоре стали государственным законом, и в марте 1989 г. в стране состоялись выборы народных депутатов СССР по новой схеме. В ходе выборов почти все высшие партийные руководители КПСС были избраны на Пленуме ЦК на безальтернативной основе по квоте, отведенной для КПСС. Такая практика вызвала рост недоверия общества к правящей партии, а рядовых коммунистов – к партийному руководству. В результате на выборах народных депутатов СССР в территориальных округах типичной была картина борьбы за мандат между партийным руководителем того или иного ранга и рядовым коммунистом, выступавшим за более решительные реформы. Как правило, партийные руководители оказались неизбранными. В итоге в парламенте и на съезде возникла группа радикально настроенных депутатов, в большинстве своем являвшихся коммунистами, но фактически стоявшими в оппозиции к партийному руководству. Вскоре эта группа организационно оформилась в межрегиональную депутатскую группу во главе с Б. Н. Ельциным, А. Н. Сахаровым, Г. Х. Поповым, А. А. Собчаком, Ю. Н. Афанасьевым. Главной политической фигурой в группе был Б. Ельцин, бывший партийный функционер с 30-летним стажем, который в тот момент уже выступал как ярый оппозиционер по отношению к М. С. Горбачеву. Ельцин получил широкую популярность в стране как борец с привилегиями партийно-государственной бюрократии. Главный лозунг, с которым он шел в массы, – требование социальной справедливости. Позиции этой группы в союзных органах власти были слабыми. Большинство депутатов поддерживало линию М. С. Горбачева. Однако в ряде вопросов оппозиция вела за собой большинство депутатов. Именно под ее влиянием было принято решение об изменении 6-й статьи Конституции СССР, которая законодательно закрепляла за КПСС руководящую роль в государстве. Это положение было исключено из Конституции.
|