![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическое господство и легитимность власти
Для того, чтобы упорядочить власть, сделать её функц-но-способной, в ней надо установить порядок, при кот. один командует, а др.– подчиняется, но первый должен находиться под контролем других.Т.е. закрепить власть в форме политич.господства. Политическое господство возникает тогда, когда в обществе/организации устанавливаются позиции, занятие которых требует принятия решения, разрешать, приказывать, запрещать. Господство является формой организации власти в обществе. С научной точки зрения господство – это политический порядок, при котором одни господствуют, а др. подчиняются. Политическое господство может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка гражданами власти, принятие ее населением, добровольное согласие подчиняться означает легитимность этой власти. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствие ценностным представлениям большинства граждан. Вебер выделил виды легитимной власти: 1) традиционная, основана на привычке подчинения власти (при самодержавии); 2) харизматическая, основана на вере в харизму руководителя (наблюдается в период сильных перемен (время правления Ленина, Сталина, Рузвельта); 3) демократическая: ее источником явл-я рационально понятый интерес, построенный на законах; 4) идеалогическая – оправдывает власть с т.зр. определённых идеалогических принципов. Эф-сть власти – её результативность. Достичь эффективности без легитимности сложно.
Основные принципы ПС в РБ заложены в конституции, которая принята 15 марта 1994 г. На республиканских референдумах в ноябре 1996 г и 14 октября 2006г в конституцию были внесены изменения. Первая статья в конституции РБ гласит: ″ РБ – это унитарное, демократическое, правовое и социальное гос-во ″. Унитарное – это означает, что административно-территориальные единицы у нас не обладают признаками самост-ти. У нас существует единая система законов и жесткая вертикаль власти. Демократическое: единственным источником власти явл. народ (все органы власти избираются народом). Правовое: все политич. отношения регулируются законом. Закон обязателен для всех. Социальное: гос-во защищает малоимущих граждан. Власть в РБ осуществляется на принципе разделения властей на законодательную, избирательную и судебную. Высшим законодательным органом власти явл. парламент – Нац. собрание в РБ. Парламент состоит их 2-х палат: · нижняя: палата представителей. В нее входят 110 депутатов, которые избираются гражданами на основе выборов. · верхняя: совет республики: состоит из 64 депутатов: по 8 человек избирается от каждой области на сессиях областных советов, 8 от г.Минска, 8 назначается президентом. Высшим исполнительным органом власти явл. правительство – совет министров РБ. Правительство – это главный орган госуд-го управления и руководства. Руководит работой правительства премьер-министр Михаил Мясникович. Премьер-министр назначается президентом с согласия палаты представителей. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Политич. партии в РБ и общественные объединения действуют в РБ в соответствии с законами. В РБ запрещено создание и действие политич. партий, которые ставят своей целью насильственное изменение конституционного строя, пропагандируют войну; соц-ую, национ., религиозную и расовую борьбу.
Политическая система – это система политических организаций и институтов, политических идей и взглядов, политических нравственных и политических норм, избирательного права и др. элементов, с помощью которых осуществляется политическая власть или оказывается влияние на нее. Структура политической системы: 1. политические организации и институты 2. политические правовые нормы 3. политические отношения 4. политическое сознание и политическая культура Также в политич. системе в качестве подсистемы выделяют избирательную систему. Фундаментом политич. системы явл. политич. организация общества. она предсавляе собой совокупность политич. институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных соц. слоев. Главным политич. институтом явл. гос-во. Гос-во явл. единственным политич. институтом, который обладает легальным правом на применение насилия. Решение госуд. органов носит обязательный для всех граждан характер. Важнейшим полити. институтом явл. политич. партии, а также общественные организации и СМИ. Без них невозможно ни эффективного управления ни развития демократии. Важнейшим элементом политич. системы явл. совокупность соц.-политич. норм, основу которых составляет право. Именно право служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений. К политич. нормам прежде всего относится конституция, на основе которой базируются все законы и др. политич. акты. Также сюда входят политич. традиции и обычаи, моральные нормы. Политич. отношения – это отношения между политич. субъектами, которые формируются в процессе осуществления политич. власти. Политич. сознание: сюда входят политич. психология и политич. идеология, которые влияют на политич. мировоззрение и убеждение людей. Функции политич. системы: 1. определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности. 2. мобилизация материальных и духовных ресурсов на выполнение соц.-политич. целей и задач 3. политическая социализация общества 4. формирование политического сознания граждан 5. обеспечение безопасности общества
В политич. науке существует множество типологий политич. систем. Марксистская типология основана на соц.-экономич. факторе. Здесь выделяют 4 типа полтитич. систем: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Сущ-ет др. классификация системы, в основе кот. лежит географический принцип: англоамериканская, континетально-европейская, азиатская и африканская полит. с-ма Часто рассматривают с т. зр. заряженности политической системы (индустриальная и доиндустриальная). Есть классификация, кот-я рассм-ет полит. систему с т.зр. характера полит. режима: 1. тоталитарная, 2. авторитарная, 3. демократическая полит. системы. Зачастую полит. с-мы рассм-ются с т. зр. типов и форм правления гос-ва, поэтому полит. с-мы делятся на монархические и республиканские, парламентские и президентские По формам гос-го устройства: унитарны (единые), федеративные системы, которые включают наличие не менее 2 субъектов федерации. Типологию полит. системы рассматривают на практике форм-ния правит-ва полит. партиями. В соотв-и с такими подходами выделяют: однопартийные, двухпартийные, многопартийные полит. с-мы. В зависимости от полит. изменений: традиционные и модернизированные. Для традиц-ых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества. Современные модернизир-е с-мы отлич-ся хар-ром и направленностью преобразований; на принципах демократии
|