![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные признаки и функции государства.
Гос-во – это основной институт полит-ой системы общ-ва, кот.создается для орг-ции и управ-я жизнью опред. населения на опред-й террит-и с помощью власти, кот. имеет обязат-й хар-р для всех его граждан. Общими для различных государств являются следующие признаки: -наличие территории, подчеркивающей его границы -население -отделение публичной власти от общества, появление слоя управленцев-профессионалов -наличие налоговой системы - суверенитет, власти на определенной территории - наличие системы права или закона. Именно право делает государство легитимным. - монополия на издание закона взимания налогов и применения силы. Функции государства: 1. Внутренние: · Охрана общественного порядка · Разработка стратегий политического и экономического развития · Регулирование хоз. деятельности · Социальная · Защита прав и свобод граждан 2. Внешние: а) защита интересов гос-ва на междунар-ой арене б) обеспечение обороноспос-ти страны в) развитие взаимовыг-госотрудн-ва с другими странами г) участие в решенииглобальных проблем челов-ва Внешние ф-ции вытекают из внутренних, но внеш-ие могут оказать влияние на внутренние. Для реализ-ии этих ф-цийсущ-т система органов или государственный аппарат.
Внутреннее строение гос-ва характеризуется через форму гос. правления и формы гос. (территориального) устройства. Формы гос. правления – способ организации высшей гос. власти и системы ее взаимоотношений с населением. Существует 2 формы: - монархия - республика Монархия (единовластие) – форма правления, при кот.власть полностью или частично сосредоточена в руках единичного главы гос-ва (монарх, царь король, император). Сущ-т конституционная (ограниченая) и обсалютная (неогран-я) монархия. Последняя характ-ся полным единомыслием (Саудовская Аравия, Катар). Констит-ая монархия связана с тем, что власть монарха огранич-сяконстит-ей и парлам-м. Конституц-я монархия – парламентская. Она явл. выражением представ-х ф-ций и олицетворяет единство народа. Монарх не вмешив-ся в закон. Республика – форма правления, где глава явл-ся выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представит-го органа. Респ-ка бывает: а) Президентская хар-ся значит-ой ролью президента, кот-ыйявл. и главой гос-ва и исполн-ой власти. Он выбирается независимо от парламента прямым голосованием или коллегией выборщиков. Он сам формирует правит-во, кот. ответственно перед ним, а не перед парламентом (США). б) В парламентской республике правит-во ответственно перед парл-том, который м.б. недоволен прав-вом и это м-т вызвать его отставку (ФРГ). Президент здесь осущ-т представительские и церемониальные ф-ции, он избир-ся парламентом. в) Смешанная (полупрезид-ая) респ-ка сочетает сильную презид-ю власть с эффект-ным контролем парламента за деят-тью прав-ва (Австрия, Франция, Финляндия) Формы гос-гоустр-ва – внутри территориальная организация государства. 3 формы: 1. Унитарное (простое) гос-во состоит из административно-террит-х ед-ц, не обладающих собств-тью, единая правовая система и т.д. (Франция, Швеция) 2. Федерация- союз, объединение равных. Это ф-ма гос. устр-ва, состоящая из 2-х или более гос. образований (штаты, провинции, республики), кот.обладают опред. юрид, политич. самост-ю на своей террит-ии, но они часть своих полномочий передали выше (выше-США). 3. Конфедерация–это союз политич-кисамост-х гос-в, кот передают в компетенцию союза мало вопросов (оборона, внешняя политика, транспорт, связь)-Евросоюз.
Исторический опыт чел-ва показывает, что развитие демократического гос-ва не возможно без построения гос. общества, а укрепить последнее должно правовое гос-во (ПГ). Сущность ПГ заключается в ограничении действий власти законом. Основные признаки ПГ: 1) Верховенство права и закона 2) Равенство всех перед законом 3) Взаимная ответственность граждан и гос-ва 4) Гарантии прав и свобод граждан 5) Осуществление принципа разделения властей 6) Политический плюрализм (разнообразие мнений) 7) Конституционный надзор 8) Широкое местное самоуправление Построение ПГ способствует формированию развитого гражданского общества (ГО). ГО – совокупность свободных отношений людей, которая развивается без вмешательства и контроля гос-ва. Т.е. ГО – система самостоятельного и независимого гос-ва, общественных институтов и отношений, которая обеспечивает условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов. Основные институты ГО: семья, церковь, политические партии и т.д. Состояние ГО зависит от типа политического режима, сложившегося в гос-ве. В тоталитарном режиме ГО отсутствует. В авторитарном ГО находится под контролем гос-ва. В демократическом ГО и гос-во выступают в качестве равноправных партнеров.
Всякое гос-во, даже самое демократическое, нуждается в чел-ке, кот.его олицетворит и являлся бы символом единства народа. Таким чел-ком и является глава гос-ва. Им м/б монарх или президент. Монарх является пожизненным главой и передает свою власть по наследству. Должность президента является избранной. Впервые должность президента была введена Конституцией США в 1786г., а первым президентом стал Дж. Вашингтон. Согласно Конституции, президент – глава гос-ва, гарантирующий права и свободы граждан. Выборы президента м/б прямыми и косвенными. Он может избираться парламентом или другим уполномоченным органом. Церемония вступления президента на должностьназ. ИНОУГУРАЦИЯ. Срок полномочий м/б от 1 года (Швейцария) до 7 лет (Франция). В РБ – 5 лет. В России, США, Франции количество президентских сроков ограничивается 2-мя. Роль президента в полит.системе зависит от формы правления. В президентских республиках эта роль определенная, в парламентских – чисто представительная, в смешанных - значительная. На основе закона может осуществиться и отставка президента. Она м/б добровольной или вынужденной. Вынужденная отставка предусматривает процедуру – ИМПИЧМЕНТА. Это особый порядок привлечения президента к ответственности через парламент. В РБ импичмент предусматривается в случае нарушения президентом Конституции или совершения других тяжких преступлений.
Одним из признаков современного демократического гос-ва является осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть т.е. власть, которая принимает законы, чаще всего связыв-т с парламентом. Парламент определяют как высший представительский орган власти, в настоящее время ещё и законодательный орган. Впервые парламент появился в 16 веке в Англии. Парламент существует во многих странах: в Великобритании и Франции (парламент), в США (конгресс), в Польше (сейм), России (федеральное собрание), на Украине (Верховная рада), в РБ (Национальное собрание). Основные функции парламента: законодательная (парламент принимает и разрабатывает законы) и представительная (избранные депутаты представляют и защищиют интересы своих изберателей) К основным полномочиям парламента относят: - выражение интересов граждан - формирование исполнительной власти и других гос. стр-р. - разработка и принятие законов - принятие гос., финансового бюджета Сущ-етклассиф-ция парламентов: 1) По структуре: однопалатные и двухпалатные ( Англия, Россия, США). 2) По формам правления: парламентские республики. Согласно модели, правит-во ответственно перед парламентом и обладает правом вынесения доверия или не доверия правительству (Великобритания, Италия). Страны с президентской формой – парламент не обладает правом вотума недоверия правительства, но обладает правом импичмента президенту (США). Смешанная форма правления (парламентская и президентская системы) – парламент наделен правом вотума недоверия правительству, но у президента есть важные полномочия, связанные с деятельностью парламента (Франция, Польша). Парламент играет чисто декоративную роль (арабские страны и страны бывшего социализма – Куба, КНР, Вьетнам). Парламент имеет определённуюстр-ру: а) парламентские комиссии: временные – созд-ся для выполнения конкретных задач; постоянные – образуются на основе пропорционально-партийного представит-ва от партийных фракций. Парламентские комиссии всегда предвар-но обсуждают законопроекты, без их мнения и заключения законопроект не м. б. поставлен на голосование. б) партийные фракции – объед-ние по партийному принципу. Фракции могут высказывать своё мнение по законопроекту, выступать инициаторами в разработке, участвовать в формировании руководящих органов. Фракции используют своё влияние при контроле за деятельностью правительства. в) руководство (обычно спикер, его заместитель)
Исполнительная власть ИС реализует правовые нормы, принятые законодательством. Высшим органом ИС является правительство. В большинстве стран правит-воназ-ся Советом Министров (Кабинетом) – это группа людей, которые управл-ют повседневными делами страны. В РБ 28 министров. Их устанавливает президент. Выделяют 2 способа формир-я правит-ва: § парламентский – победившая партия; § внепарламентский – право формир-я правит-ва принадлежит главе гос-ва (США). Полномочия правит-ва: § разработка программ экономического и соц. развития § внешнеполитические (ведение международных переговоров, заключение договоров) § право законодательной инициативы, подготовка проекта бюджета, а после утверждение его парламентом § оперативное руководство хоз. отраслями, наукой, культурой, образованием всей соц. сферы. Бывают случаи, когда глава государства олицетворяет исполнительную власть.
Важное место в системе исполнительных и представительных органов власти занимают органы местного самоуправления и управления. Органы местного самоуправления явл. выборными, они избираются гражданами, а органы местного управления назначаются вышестоящими властями (исполкомы). Муниципалитеты – равнозначно местному самоуправлению. Полномочия органов местной власти закреплены в соответствующих законах. В 1985г. Была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Она обязательна для всех стран-членов совета Европы. Она закрепляет основные положения органов местного самоуправления. К ним относятся: · финансово-экономическая деятельность (принятие местного бюджета, сбор местных налогов) · коммунальное обслуживание, благоустройство территории, охрана окружающей среды · соц. сфера, т.е. помощь пенсионерам, развитие системы здравоохранения, культуры · охрана общественного порядка Местная власть включает 2 элемента: - выборные органы - исполнительные органы (мэр, магистрат)
Судебная власть – понятие сложное и многозначное. Понятие связано с понятием «правосудие». Это разное обозначение одного явления. Можно сказать, что судебная власть осуществляется путем реализации правосудия. Правосудие м/б: - уголовным - гражданским - административным - конституционным. Правосудие может осуществляться только судом в лице судьи. Суд – орган, который применяет гос. санкции. Он назначает наказание за нарушение общественных правил, установленных гос-вом. Судебная власть выполняет 2 функции: 1. наказание за нарушение гос. предписаний 2. рассмотрение споров и конфликтов между гос-вом и гражданином, между гос. структурами и между гражданами. К основным принципам судоустройства и судопроизводства относят: независимость суда, профессионализм судей, коллегиальность при рассмотрении большинства дел, равноправие сторон, гласность, право на обжалование судебного решения. Полномочия суда: · под общей юрисдикции · к специальной юрисдикции относят: административное и конституционное право Судебную систему РБ составляют: - общие суды (Верховный суд, областные и районные суды) - хозяйственные (Высший хоз. суд, областные) - конституционный суд
|