Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные признаки и функции государства.
Гос-во – это основной институт полит-ой системы общ-ва, кот.создается для орг-ции и управ-я жизнью опред. населения на опред-й террит-и с помощью власти, кот. имеет обязат-й хар-р для всех его граждан. Общими для различных государств являются следующие признаки: -наличие территории, подчеркивающей его границы -население -отделение публичной власти от общества, появление слоя управленцев-профессионалов -наличие налоговой системы - суверенитет, власти на определенной территории - наличие системы права или закона. Именно право делает государство легитимным. - монополия на издание закона взимания налогов и применения силы. Функции государства: 1. Внутренние: · Охрана общественного порядка · Разработка стратегий политического и экономического развития · Регулирование хоз. деятельности · Социальная · Защита прав и свобод граждан 2. Внешние: а) защита интересов гос-ва на междунар-ой арене б) обеспечение обороноспос-ти страны в) развитие взаимовыг-госотрудн-ва с другими странами г) участие в решенииглобальных проблем челов-ва Внешние ф-ции вытекают из внутренних, но внеш-ие могут оказать влияние на внутренние. Для реализ-ии этих ф-цийсущ-т система органов или государственный аппарат.
Формы государственного правления и государственного устройства Внутреннее строение гос-ва характеризуется через форму гос. правления и формы гос. (территориального) устройства. Формы гос. правления – способ организации высшей гос. власти и системы ее взаимоотношений с населением. Существует 2 формы: - монархия - республика Монархия (единовластие) – форма правления, при кот.власть полностью или частично сосредоточена в руках единичного главы гос-ва (монарх, царь король, император). Сущ-т конституционная (ограниченая) и обсалютная (неогран-я) монархия. Последняя характ-ся полным единомыслием (Саудовская Аравия, Катар). Констит-ая монархия связана с тем, что власть монарха огранич-сяконстит-ей и парлам-м. Конституц-я монархия – парламентская. Она явл. выражением представ-х ф-ций и олицетворяет единство народа. Монарх не вмешив-ся в закон. Республика – форма правления, где глава явл-ся выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представит-го органа. Респ-ка бывает: а) Президентская хар-ся значит-ой ролью президента, кот-ыйявл. и главой гос-ва и исполн-ой власти. Он выбирается независимо от парламента прямым голосованием или коллегией выборщиков. Он сам формирует правит-во, кот. ответственно перед ним, а не перед парламентом (США). б) В парламентской республике правит-во ответственно перед парл-том, который м.б. недоволен прав-вом и это м-т вызвать его отставку (ФРГ). Президент здесь осущ-т представительские и церемониальные ф-ции, он избир-ся парламентом. в) Смешанная (полупрезид-ая) респ-ка сочетает сильную презид-ю власть с эффект-ным контролем парламента за деят-тью прав-ва (Австрия, Франция, Финляндия) Формы гос-гоустр-ва – внутри территориальная организация государства. 3 формы: 1. Унитарное (простое) гос-во состоит из административно-террит-х ед-ц, не обладающих собств-тью, единая правовая система и т.д. (Франция, Швеция) 2. Федерация- союз, объединение равных. Это ф-ма гос. устр-ва, состоящая из 2-х или более гос. образований (штаты, провинции, республики), кот.обладают опред. юрид, политич. самост-ю на своей террит-ии, но они часть своих полномочий передали выше (выше-США). 3. Конфедерация–это союз политич-кисамост-х гос-в, кот передают в компетенцию союза мало вопросов (оборона, внешняя политика, транспорт, связь)-Евросоюз.
Правовое гос-во и гражданское общество Исторический опыт чел-ва показывает, что развитие демократического гос-ва не возможно без построения гос. общества, а укрепить последнее должно правовое гос-во (ПГ). Сущность ПГ заключается в ограничении действий власти законом. Основные признаки ПГ: 1) Верховенство права и закона 2) Равенство всех перед законом 3) Взаимная ответственность граждан и гос-ва 4) Гарантии прав и свобод граждан 5) Осуществление принципа разделения властей 6) Политический плюрализм (разнообразие мнений) 7) Конституционный надзор 8) Широкое местное самоуправление Построение ПГ способствует формированию развитого гражданского общества (ГО). ГО – совокупность свободных отношений людей, которая развивается без вмешательства и контроля гос-ва. Т.е. ГО – система самостоятельного и независимого гос-ва, общественных институтов и отношений, которая обеспечивает условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов. Основные институты ГО: семья, церковь, политические партии и т.д. Состояние ГО зависит от типа политического режима, сложившегося в гос-ве. В тоталитарном режиме ГО отсутствует. В авторитарном ГО находится под контролем гос-ва. В демократическом ГО и гос-во выступают в качестве равноправных партнеров.
Глава государства и его полномочия Всякое гос-во, даже самое демократическое, нуждается в чел-ке, кот.его олицетворит и являлся бы символом единства народа. Таким чел-ком и является глава гос-ва. Им м/б монарх или президент. Монарх является пожизненным главой и передает свою власть по наследству. Должность президента является избранной. Впервые должность президента была введена Конституцией США в 1786г., а первым президентом стал Дж. Вашингтон. Согласно Конституции, президент – глава гос-ва, гарантирующий права и свободы граждан. Выборы президента м/б прямыми и косвенными. Он может избираться парламентом или другим уполномоченным органом. Церемония вступления президента на должностьназ. ИНОУГУРАЦИЯ. Срок полномочий м/б от 1 года (Швейцария) до 7 лет (Франция). В РБ – 5 лет. В России, США, Франции количество президентских сроков ограничивается 2-мя. Роль президента в полит.системе зависит от формы правления. В президентских республиках эта роль определенная, в парламентских – чисто представительная, в смешанных - значительная. На основе закона может осуществиться и отставка президента. Она м/б добровольной или вынужденной. Вынужденная отставка предусматривает процедуру – ИМПИЧМЕНТА. Это особый порядок привлечения президента к ответственности через парламент. В РБ импичмент предусматривается в случае нарушения президентом Конституции или совершения других тяжких преступлений.
Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия Одним из признаков современного демократического гос-ва является осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть т.е. власть, которая принимает законы, чаще всего связыв-т с парламентом. Парламент определяют как высший представительский орган власти, в настоящее время ещё и законодательный орган. Впервые парламент появился в 16 веке в Англии. Парламент существует во многих странах: в Великобритании и Франции (парламент), в США (конгресс), в Польше (сейм), России (федеральное собрание), на Украине (Верховная рада), в РБ (Национальное собрание). Основные функции парламента: законодательная (парламент принимает и разрабатывает законы) и представительная (избранные депутаты представляют и защищиют интересы своих изберателей) К основным полномочиям парламента относят: - выражение интересов граждан - формирование исполнительной власти и других гос. стр-р. - разработка и принятие законов - принятие гос., финансового бюджета Сущ-етклассиф-ция парламентов: 1) По структуре: однопалатные и двухпалатные ( Англия, Россия, США). 2) По формам правления: парламентские республики. Согласно модели, правит-во ответственно перед парламентом и обладает правом вынесения доверия или не доверия правительству (Великобритания, Италия). Страны с президентской формой – парламент не обладает правом вотума недоверия правительства, но обладает правом импичмента президенту (США). Смешанная форма правления (парламентская и президентская системы) – парламент наделен правом вотума недоверия правительству, но у президента есть важные полномочия, связанные с деятельностью парламента (Франция, Польша). Парламент играет чисто декоративную роль (арабские страны и страны бывшего социализма – Куба, КНР, Вьетнам). Парламент имеет определённуюстр-ру: а) парламентские комиссии: временные – созд-ся для выполнения конкретных задач; постоянные – образуются на основе пропорционально-партийного представит-ва от партийных фракций. Парламентские комиссии всегда предвар-но обсуждают законопроекты, без их мнения и заключения законопроект не м. б. поставлен на голосование. б) партийные фракции – объед-ние по партийному принципу. Фракции могут высказывать своё мнение по законопроекту, выступать инициаторами в разработке, участвовать в формировании руководящих органов. Фракции используют своё влияние при контроле за деятельностью правительства. в) руководство (обычно спикер, его заместитель)
Принятие и сущность исполнительной власти Исполнительная власть ИС реализует правовые нормы, принятые законодательством. Высшим органом ИС является правительство. В большинстве стран правит-воназ-ся Советом Министров (Кабинетом) – это группа людей, которые управл-ют повседневными делами страны. В РБ 28 министров. Их устанавливает президент. Выделяют 2 способа формир-я правит-ва: § парламентский – победившая партия; § внепарламентский – право формир-я правит-ва принадлежит главе гос-ва (США). Полномочия правит-ва: § разработка программ экономического и соц. развития § внешнеполитические (ведение международных переговоров, заключение договоров) § право законодательной инициативы, подготовка проекта бюджета, а после утверждение его парламентом § оперативное руководство хоз. отраслями, наукой, культурой, образованием всей соц. сферы. Бывают случаи, когда глава государства олицетворяет исполнительную власть.
Местная власть в системе органов гос. власти Важное место в системе исполнительных и представительных органов власти занимают органы местного самоуправления и управления. Органы местного самоуправления явл. выборными, они избираются гражданами, а органы местного управления назначаются вышестоящими властями (исполкомы). Муниципалитеты – равнозначно местному самоуправлению. Полномочия органов местной власти закреплены в соответствующих законах. В 1985г. Была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Она обязательна для всех стран-членов совета Европы. Она закрепляет основные положения органов местного самоуправления. К ним относятся: · финансово-экономическая деятельность (принятие местного бюджета, сбор местных налогов) · коммунальное обслуживание, благоустройство территории, охрана окружающей среды · соц. сфера, т.е. помощь пенсионерам, развитие системы здравоохранения, культуры · охрана общественного порядка Местная власть включает 2 элемента: - выборные органы - исполнительные органы (мэр, магистрат)
Судебная власть как вид гос. власти Судебная власть – понятие сложное и многозначное. Понятие связано с понятием «правосудие». Это разное обозначение одного явления. Можно сказать, что судебная власть осуществляется путем реализации правосудия. Правосудие м/б: - уголовным - гражданским - административным - конституционным. Правосудие может осуществляться только судом в лице судьи. Суд – орган, который применяет гос. санкции. Он назначает наказание за нарушение общественных правил, установленных гос-вом. Судебная власть выполняет 2 функции: 1. наказание за нарушение гос. предписаний 2. рассмотрение споров и конфликтов между гос-вом и гражданином, между гос. структурами и между гражданами. К основным принципам судоустройства и судопроизводства относят: независимость суда, профессионализм судей, коллегиальность при рассмотрении большинства дел, равноправие сторон, гласность, право на обжалование судебного решения. Полномочия суда: · под общей юрисдикции · к специальной юрисдикции относят: административное и конституционное право Судебную систему РБ составляют: - общие суды (Верховный суд, областные и районные суды) - хозяйственные (Высший хоз. суд, областные) - конституционный суд
|