Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть II. Организационный процесс и лидерство
ЧАСТЬ I. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ
ГЛАВА 1. ДОЧЬ И ПАДЧЕРИЦА АНАЛОГОВОГО МИРА……………………. 25
ГЛАВА 2. «ДЕТИ ЦИФРОВОЙ МЕЧТЫ» И «ЦИФРОВОЙ ЦЕХ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ САШИМИ»……………………………………………………..39
ГЛАВА 3. БРЕНДЫ SONY И SAMSUNG..................................................................60
ГЛАВА 4. ВСЕ ХОТЯТ БЫТЬ ГЛОБАЛЬНЫМИ....................................................77
ЧАСТЬ II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЛИДЕРСТВО
ГЛАВА 5. «СИЛОС» ТОТ ЖЕ, А РЕЗУЛЬТАТЫ ДРУГИЕ....................................91
ГЛАВА 6. ОТ ОТЦОВ-ОСНОВАТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МЕНЕДЖЕРАМ..........................................................................................................118
ГЛАВА 7. БУДУЩЕЕ SONY И SAMSUNG ELECTRONICS.................................140
ПРИМЕЧАНИЯ..........................................................................................................150 ГЛОССАРИЙ.............................................................................................................161 ОБ АВТОРЕ................................................................................................................165
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга появилась на свет благодаря моему желанию понять, почему показатели эффективности компании Sony, не одно десятилетие доминировавшей в отрасли электроники, так резко ухудшились, в то время как компания Samsung Electronics, совсем еще недавно малоизвестный поставщик — производитель аппаратных средств, появившись практически из ниоткуда, уверенно набирает обороты. Должен признаться, я всегда был поклонником Sony, ее новаторских продуктов и эффективного глобального менеджмента. Книга основателя этой компании Акио Мориты «Сделано в Японии» («Альпина Бизнес Букс», 2007) привела меня в полный восторг, а глобальный образ мышления и предпринимательская мудрость автора произвели неизгладимое впечатление. Именно эта книга подтолкнула меня в 1994-1995 годах реализовать исследовательский проект с целью изучения эволюции бизнес-деятельности Sony в США. В рамках этого проекта я получил возможность встретиться со многими выдающимися менеджерами и инженерами этой фирмы, в том числе с Кунитаке Андо, который в то время возглавлял американское подразделение Sony. Sony служила ролевой моделью для многих корейских компаний, в том числе и для Samsung Electronics, с которой у меня, в ходе целого ряда проектов, наладились тесные контакты. Понятно, что в те времена прямо сравнивать эти две компании было неуместно. Однако спустя десять лет их судьба круто изменилась. Экономические показатели деятельности Sony значительно ухудшились, и в 2005 году председатель правления компании Нобуюки Идеи и президент Андо были вынуждены уйти в отставку. В то же время президент и исполнительный директор Samsung Electronics Юн Чонг Йонг получил всеобщее признание, превратив компанию в одну из самых прибыльных в области электроники. И мной овладело непреодолимое желание выяснить, что же послужило причиной столь резкого изменения экономического положения этих двух гигантов отрасли. В условиях стремительного перехода электронной индустрии на цифровые технологии Sony и Samsung Electronics выбрали совершенно разные стратегии. Sony предприняла попытку достичь эффекта синергии между аппаратным обеспечением и контентом благодаря использованию сетевых технологий. A Samsung Electronics сфокусировалась на выпуске комплектующих и постаралась обеспечить себе конкурентное преимущество в конечных продуктах, оставаясь одним из лучших производителей отрасли. Однако, чем больше я углублялся в анализ, тем яснее понимал, что объяснить столь серьезную разницу в эффективности Sony и Samsung Electronics в последние годы только выбранными ими стратегиями нельзя. Я все больше убеждался, что, возможно, очень важную роль в этом сыграли также организационные процессы и стиль лидерства на высшем уровне. Из-за того что руководство компании Sony стало сомневаться в своих действиях и решениях, ее независимые бизнес-подразделения быстро превратились в так называемый организационный «силос». Да и внутренняя политика менеджмента высшего уровня лишь усугубляла процесс стагнации. А вот стратегия, выбранная Samsung, отлично согласовывалась и с ее быстрой реакцией на превращение цифровых продуктов в товары массового потребления (так называемая коммодитизация), и с ее «военизированной» организационной структурой. Возможно, это стало одним из основных факторов, способствовавших стремительному улучшению экономических показателей этой компании. Должен сказать, что мои исследования не прекратились. Я и сегодня продолжаю изучать проблемы и трудности, с которыми сталкивается Samsung Electronics (несмотря на ее потрясающие достижения), и оценивать потенциал Sony (хотя ее нынешнее положение все еще остается весьма сложным). Признаюсь, моя идея проанализировать основные стратегические решения этих двух компаний за последнее десятилетие никогда не была бы полностью реализована, если бы не помощь Ли Майонг By — человека, двадцать лет проработавшего в Samsung Electronics и недавно ставшего президентом и председателем правления Sony Korea. Занимая такое уникальное положение, позволяющее полностью владеть ситуацией в обеих компаниях, Ли не только поделился со мной своими бесценными идеями и наблюдениями, но и познакомил меня с руководителями и менеджерами этих фирм (включая тех, кто уже ушел из них), благодаря чему я впоследствии смог лично встретиться с этими людьми и обсудить многие интересующие меня темы. Кроме того, чтобы получить более объективную, независимую картину, с легкой руки мистера Ли я взял интервью у биржевых аналитиков и руководителей других компаний из отрасли электроники. И сейчас хотел бы воспользоваться случаем и поблагодарить его за неоценимый вклад в эту книгу и оказанную мне огромную помощь. Я также в неоплатном долгу еще перед несколькими людьми и организациями. Так, я хотел бы выразить благодарность Корейскому университету за выделение средств на проведение исследований. Это позволило мне совершить ряд поездок в Японию, без чего данный проект не был бы реализован. Мне очень помогли также беседы и дискуссии с моими коллегами из Университета Хитоцубаши, в котором я провел лето 2007 года, готовя к изданию рукопись этой книги. Джон Лафкас, Юн Кюнг Хван, Сео Седжунг, Ли Санг Хи, Ко Янг Чже и Шим Юнг Вук обеспечили огромную редакционную и исследовательскую поддержку этого проекта. Я бы хотел поблагодарить и Ника Уолворка, моего редактора из издательства Wiley, а также других его коллег, в частности: Джоэла Балбина, Фиону Вонг и Полин Пек, а также корректора Джея Боггиза. Все они проделали огромную работу по превращению моей рукописи в полноценную книгу. И наконец, — последнее по очереди, но не по значимости, — я хочу сказать огромное спасибо менеджерам Sony и Samsung Electronics, которые не пожалели своего драгоценного времени, чтобы встретиться и побеседовать со мной. Я не могу перечислить их всех и потому, что их слишком много, и потому, что некоторые из них предпочли высказывать свои идеи и мнения анонимно. Я убежден, что современные менеджеры могут и должны постоянно учиться на опыте других фирм, чтобы не повторять их ошибок и принимать более обоснованные решения. Менеджеры из обеих исследуемых мной компаний с готовностью делились со мной своими взглядами и, следовательно, своим бесценным опытом. Именно им я и посвящаю эту книгу.
Чанг Си Чжин, Филадельфия, февраль 2008 г.
|