Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль медиа
Было время, когда Sony господствовала в электронной промышленности практически безраздельно. Почему же ее позиции столь резко и сильно ослабли, в то время как Samsung, напротив, вдруг стала уверенно набирать обороты на рынке, появившись будто бы из ниоткуда? СМИ очень много рассуждали о причинах кардинального изменения судеб этих двух компаний, однако их оценки имели большей частью поверхностный характер и фокусировались исключительно на краткосрочных показателях деятельности. Нередко журналисты провозглашали какого-либо руководителя высшего ранга «Лучшим менеджером года» только для того, чтобы уже через пару лет объявить его «Наихудшим менеджером». Так, в 1997 году журнал Fortune назвал Sony одной из лучших компаний в мире в рейтинге «World’s Most Admired Companies». В статье отмечалось, что, «по данным голосования, Sony стала самой эффективной азиатской фирмой, ведущей бизнес на глобальном уровне; лучшей компанией в Азии, добившейся наибольшего расположения самых взыскательных потребителей; и самой новаторской фирмой, работающей в мировом электронном бизнесе. Мистер Идеи, занявший пост ее президента всего за два года до этого момента, поистине потряс основы этой организации: он вдохнул новую жизнь в совет директоров, реструктуризировал ее основные подразделения и сократил операции в США, в частности Sony Pictures Entertainment» [7]. Справедливости ради следует отметить, что сразу после того, как показатели деятельности фирмы ухудшились, это уважаемое издание очень быстро снизило свою оценку действий президента Идеи и Sony в целом. В 1997 и 1999 годах журнал Business Week также называл президента Идеи одним из лучших менеджеров в мире. Но в 2004 году, когда Идеи публично объявил о понесенных его компанией в прошедшем квартале убытках в размере около 1 млрд долл., что привело к так называемому шоку Sony и к последовавшей за этим панической распродаже ее акций, в результате которой их цена за два дня упала на 25%, — этот же журнал сразу включил руководителя Sony уже в другой список — список самых плохих менеджеров (рис. В.З). Самым серьезным обвинением, по утверждению этого же журнала, стало «сделанное несколько позже признание Идеи, что эти ужасные показатели рентабельности фирмы застали врасплох его самого» [8]. Президента также критиковали за то, что он не сумел достаточно далеко и быстро продвинуться в реализации программы реструктуризации, о начале которой было объявлено в 1999 году, а также за то, что он так и не смог предложить потребителям поистине новаторских продуктов. «Sony выпустила весьма привлекательные продукты, но собраны они были из тех же цифровых компонентов, которые используются и другими
производителями. Поэтому неудивительно, что ее плееры для компакт-дисков, цифровые фотоаппараты и прочие новинки становились банальными товарами широкого потребления практически сразу после того, как появлялись на рынке» [9]. И хотя новая управленческая команда во главе со Стрингером и Чубачи остановила этот беспрерывный поток ширпотреба, закрыв целый ряд предприятий и уволив много рабочих, сегодня по-прежнему не ясно, сумеет ли Sony восстановить репутацию самого новаторского производителя бытовой электроники в мире. Надо сказать, что средства массовой информации вообще довольно часто неправильно оценивают и истолковывают судьбу и будущее многообещающих, энергичных и перспективных фирм. Несколько лет назад практически все газеты и журналы писали о Samsung Electronics как об одном из многочисленных поставщиков аппаратных средств, в огромных количествах снабжающих дешевыми, низкого качества комплектующими специализирующиеся на продажах со скидкой торговые сети. До недавнего времени в СМИ практически невозможно было встретить благоприятный отзыв об этой фирме. Так, в 1998 году, сразу после финансового кризиса, в Business Week вышла большая статья, посвященная Samsung Group; Samsung Electronics упоминалась в ней как компания по выпуску микросхем DRAM*, на которой крайне негативно сказался азиатский кризис и спад производства карт памяти в мировом масштабе. В ней, в частности, писалось: «Зарплата менеджмента высшего звена сократилась на 10%. Рядовые работники уже не могут рассчитывать на такие льготы, как, например, оплата пребывания в дошкольных учреждениях их детей. А головной офис отапливается настолько плохо, что руководителям, чтобы высидеть в кабинетах, приходится носить теплое белье» [10]. Но вскоре ситуация кардинально изменилась. Если в 1997 году Fortune назвала «Азиатским бизнесменом года» Нобуюки Идеи из Sony, то в 1999 году этот титул был присвоен ею Юн Чонг Йонгу из Samsung Electronics. Он был назван человеком, «использовавшим азиатский кризис для того, чтобы возродить компанию, которая, казалось, находилась уже на краю пропасти» [11]. Кроме того, его превозносили как руководителя, который «превратил фирму — производителя дешевых черно-белых телевизоров в гиганта стоимостью 72 млрд долл., получающего баснословные доходы и создавшего более востребованный глобальный бренд, чем ее главный и давний соперник, фирма Sony [1] [12]. Во многих известных книгах, таких как «В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки» Томаса Питерса и Роберта Уотермана («Вильяме», 2005), «От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет...» Джима Коллинза («Манн, Иванов и Фербер», 2008) и «Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением» Джима Коллинза и Джерри Порраса («Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2005), описываются характеристики и качества самых преуспевающих компаний, которые служат примером для подражания другим фирмам [13]. Но Филип Розенцвейг, автор книги «Эффект ореола... и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение» («BestBusinessBooks», 2008), утверждает, что все вышеупомянутые бестселлеры лишь суммируют, обобщают характеристики успешных компаний, но не выявляют истинных факторов их успеха. Менеджеры всего мира постоянно ищут магическую формулу, которая позволила бы им повышать основные показатели деятельности их компаний. И им обычно очень трудно избежать искушения просто начать копировать действия таких фирм, как, например, Cisco, преуспевшей в сфере бизнес-приобретений, или HP, добившейся значительных успехов на ниве воспитания персонала. Кроме того, советы директоров постоянно ищут харизматических лидеров вроде Стива Джобса; они надеются, что такой руководитель немедленно принесет их компании удачу создав уникальный, выдающийся продукт, скажем, такой, как знаменитый iPod. Однако, к сожалению, простое копирование культуры, стиля лидерства, системы ценностей или стратегий далеко не всегда ведет к нужным результатам; сами по себе эти свойства и компоненты факторами успеха не являются.
Филип Розенцвейг назвал склонность руководителей наблюдать за действиями других компаний, а потом соответственно изменять стратегию своей фирмы, эффектом ореола [14]. Но перед нами сейчас стоит гораздо более серьезная задача — сравнить структуры, технологии, бренды, организационные структуры и системы менеджмента Sony и Samsung Electronics и объяснить, почему судьба этих двух гигантов одной отрасли в последнее десятилетие оказалась такой разной.
|