Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синхронизаторы
Как отмечалось выше, при включении передачи синхронизаторы принудительно выравнивают угловые скорости шестерни и вала (или двух валов) и не допускают их соединения до окончания этого процесса. Тем самым они увеличивают долговечность зубчатых муфт, снижают утомляемость водителя и сокращают время включения передачи. Конструктивные отличия синхронизаторов, применяющихся в настоящее время, довольно велики, но принцип их действия одинаков. Например, один из наиболее распространенных в настоящее время синхронизаторов с толкающими сухарями (рис. 3.12) содержит ступицу 4, установленную неподвижно на вторичном валу, и подвижную в осевом направлении муфту 3. Наружный зубчатый венец ступицы в трех местах прерван пазами, в которых находятся сухари 2. Сухари могут скользить в пазах в осевом направлении, а в радиальном направлении разжимаются изнутри двумя кольцевыми пружинами 6, так что выступы, имеющиеся на наружных поверхностях сухарей, заходят в кольцевую канавку на внутреннем зубчатом венце подвижной муфты 3, образуя фиксатор. По бокам ступицы расположены блокирующие кольца <?, свободно опирающиеся своими внутренними конусами на конусы шес- Рис. 3.12. Синхронизатор с толкающими сухарями терен / и 5. Коническая поверхность колец <? снабжена нарезкой, предназначенной для увеличения трения путем разрушения пленки смазочного материала на сопряженных конусах при их сжатии. На наружной поверхности колец 8 имеются зубья 7, аналогичные зубьям ступицы 4 и отличающиеся от них специальным треугольным (в плане) профилем торца, обращенного к подвижной муфте. Такой же профиль имеют торцы зубьев подвижной муфты 3. Кроме этого блокирующие кольца имеют по три торцевых окна 10, в которых размещаются концы сухарей 2 При этом ширина окон превышает ширину сухарей, и образовавшийся зазор «а» (рис. 3.126) позволяет кольцам смещаться в окружном направлении относительно ступицы, а следовательно, и относительно подвижной муфты. Шестерни 1 и 5 помимо конусов, контактирующих с конусами блокирующих колец, имеют зубчатые муфты 9, посредством которых они зацепляются с подвижной муфтой и далее через ступицу с вторичным валом. При включении какой-либо передачи водитель, воздействуя на рычаг управления коробкой передач, через механизм управления прикладывает к вилке, входящей в кольцевой паз муфты 3, осевую силу, перемещая вилку вместе с муфтой. Муфта, захватывая выступы сухарей 2, толкает их, и они своими торцами прижимают блокирующее кольцо к конусу шестерни /. Так как в общем случае включения передачи угловая скорость включаемой шестерни не совпадает со скоростью вала (в нашем примере не совпадают угловые скорости двух валов), то блокирующее кольцо, увлеченное трением о конус шестерни, повернется в окружном направлении вперед или назад относительно подвижной муфты. При этом величина поворота, определяемого зазором «а», такова, что скошенные поверхности треугольного профиля зубьев 7 блокирующего кольца и подвижной муфты оказываются друг против друга. Дальнейшее осевое смещение муфты приводит к тому, что выступы сухарей выходят из впадин подвижной муфты, а наклонные торцы зубьев муфты и кольца входят в соприкосновение. После этого приложенная к муфте осевая сила передается непосредственно на блокирующее кольцо, вызывая усиленное прижатие его к конусу шестерни 1 и возникновение значительного момента трения Мт. Под действием момента Л/т шестерня получает угловое ускорение ц и ее скорость начинает уравниваться со скоростью вала. Кроме угловой скорости шестерни при этом изменяется угловая скорость и других связанных с ней деталей. Такими оказываются все, или почти все, шестерни коробки, промежуточный и первичный вал с ведомым диском сцепления. Так как осевая сила передается через наклонные грани торцов зубьев, то возникает поворачивающий кольцо момент Л/п, стремящийся поставить впадины кольца против зубьев муфты, тем самым позволить последним пройти к зубчатой муфте 9 шестерни и соединить ее с валом до выравнивания их скоростей. Однако этому препятствует инерционный момент движущейся ускоренно шестерни М] который увлекает кольцо 8 в противоположном направлении. Величина инерционного момента М^= ^ • уц где /— момент инерции шестерни и приведенный к ней момент инерции кинематически связанных с ней деталей. Причиной, обуславливающей появление и величину углового ускорения v, является момент трения Мт Поэтому М^ = Л/р из чего следует, что для предотвращения преждевременного включения зубчатых муфт 3 и 9, то есть для блокировки синхронизатора на период выравнивания угловых скоростей, достаточно, чтобы величина Мп была не больше чем Мт Так как оба момента линейно зависят от осевой силы включения, то это достигается выбором угла наклона скошенных граней торцов зубьев, угла конуса блокирующего кольца и шестерни с учетом коэффициента трения и радиусов действия сил. При соблюдении этого условия любое увеличение усилия на рычаге коробки передач, а следовательно, и на подвижной муфте не может привести к разблокированию синхронизатора, так как одновременно с увеличением поворачивающего момента пропорционально увеличиваются моменты М^ и Л/т. Единственным результатом увеличения усилия явится лишь ускорение процесса синхронизации. После завершения синхронизации становится равной нулю величина iv, а следовательно, и Л/, -, и начинается процесс разблокирования синхронизатора. При этом из-за отсутствия А/, момент Л/т уже не препятствует повороту кольца 8 и прохождению сквозь него зубьев муфты 3 к муфте 9 шестерни. Завершается процесс включения введением подвижной муфты в зацепление с муфтой 9, зубья которой для облегчения включения также имеют скошенные торцы. Синхронизатор того же типа, но более позднего времени разработки (рис. 3.13) отличается от описанного конструкцией фиксатора, состоящего из подпружиненного шарика 4, располагающегося в отверстии плоского сухаря 5, и наличием спиральных пружин 7, удерживающих блокирующие кольца 2 на ступице все время, кроме периодов блокирования синхронизатора, синхронизации угловых скоростей и разблокирования синхронизатора. Так как при этом кольца 2 подавляющую часть времени не касаются ко- Лс. А Л Вврмнт конструкции синхрониза-нусов шестерен, то КПД коробки передач несколько повышается. Большое внимание уде- Рис. 3.13. Вариант конструкции синхронизатора с толкающими сухарями лено укорочению синхронизатора, для чего, в частности, исключено взаимное расположение зубьев подвижной муфты 3 и колец 2, соответствующее их расположению на рис. 3.12 а, при котором между торцами указанных зубьев имелся осевой зазор. Для устранения перекосов и заеданий при движении подвижной муфты 3 по узкой ступице 1 последняя имеет уширения, выполненные в виде выступов 6, располагающихся с зазором в выемках зубчатого венца колец 2 На рис. 3.9 плоскость разреза синхронизаторов проведена через указанные выступы. Синхронизатор низших передач этой коробки имеет аналогичное устройство. Блокирующие кольца 3, 6 взаимодействуют с подвижной муфтой 4, объединенной с ведомой шестерней заднего хода через сухари, расположенные в пазах ступицы 5. На рисунке сухари не показаны. Еще одна конструкция синхронизатора показана на рис. 3.14. Ступица 11 может перемещаться на шлицах вдоль вторичного вала и имеет зубчатые муфты 7 для соединения с шестернями / и 4. Кроме муфт она имеет по четыре коротких 9 и длинных 2 радиальных выступа. Длинные выступы через штифты 3 соединяют ступицу с кольцом 8, в канавку которого входит вилка управления синхронизатором. Между ступицей 11 и кольцом 8 размещается корпус синхронизатора 10. Он представляет собой цилиндрическое тело, имеющее прорези специальной формы, внутри которых располагаются длинные выступы 2 ступицы (рис. 3.146). Прорези корпуса состоят из крайних узких частей и более широкой средней части, соединяющейся с узкими через наклонные поверхности «г». Ширина узких частей прорези немного больше ширины длинных выступов ступицы. На концах корпуса закреплены бронзовые конусы трения 5, имеющие, как и у описанного ранее синхронизатора, резьбу для разрушения масляной пленки. Так как поверхность колец в данном случае велика и объем снимаемого масла значителен, то резьба дополнена маслосбор- Рис. 3.14. Синхронизатор коробки передач тяжелого грузового автомобиля Рис. 3.15. Синхронизатор пальцевого типа ными карманами 6, представляющими собой прорези в теле колец. Корпус синхронизатора связан со ступицей посредством шариковых фиксаторов, расположенных в коротких выступах 9 ступицы. Работает синхронизатор аналогично предыдущему, но блокировка его и образование поворачивающего момента происходят на наклонных поверхностях «г» прорезей корпуса. На рис. 3.15 показана конструкция синхронизатора, отличающаяся от предыдущей отсутствием специального корпуса. Его роль выполняют три пальца 5, связывающие конусы трения 8, рабочая поверхность которых аналогична поверхности колец 5 на рис. 3.14. Пальцы 5свободно входят в отверстия /диска 6ступицы. Отверстия /имеют сильно развитые конические фаски 3, а пальцы — утонение в средней части и два конуса 4 (рис. 3.156, в). Центрирование конусов трения относительно ступицы и гарантированная их посадка на конусы шестерен в начале блокировки синхронизатора осуществляются посредством трех фиксаторов, каждый из которых состоит из двух полукорпусов 2, образующих совместно тело вращения, разрезанное плоскостью, проходящей через его ось. Тело, образованное полукорпусами, имеет в средней части утоненную шейку и два конуса. Полукорггусы вставлены в отверстие диска ступицы так, что шейка контактирует с цилиндрической поверхностью, а конусы — с большими фасками отверстия, прижимаясь к ним под действием двух спиральных пружин /. Между полукорпусами при этом имеется зазор. При включении передачи диск ступицы через конусы полукорпусов фиксаторов и их торцы прижимает один из конусов трения к конусу соответствующей шестерни. Блокировка синхронизатора происходит путем окружного смещения конуса трения относительно диска ступицы. При этом один из конусов 4 пальцев 5 (рис. 3.15 а, 6) прижимается к фаске 3 отверстия 7 по некоторой наклонной линии (образующей конуса), на которой и возникает поворачивающий момент, разблокирующий синхронизатор после выравнивания угловых скоростей и исчезновения инерционного момента. В процессе разблокирования синхронизатора фаски 3 отверстий /под действием осевой силы, приложенной к диску 6, давят на конусы 4, отодвигая их в окружном направлении и позволяя ступице через зубчатую муфту 9 соединить шестерню с валом. Сжимаемые фасками полукорпусы 2 фиксатора при этом сближаются. Иногда для увеличения прочности и долговечности синхронизаторов применяют не три, а шесть пальцев, жестко связывающих конусы трения. В этом случае после окончания процесса блокирования синхронизатора, когда конус трения прижат к конусу включаемой шестерни, его фиксация относительно диска должна происходить сразу по шести конусам пальцев, что предъявляет слишком высокие требования к точности изготовления деталей. Поэтому используют фиксацию только по конусам трех пальцев, а конусы трех других делают более острыми, не способными вступить в контакт с фасками диска. Такая конструкция использована в коробке передач, показанной на рис. 3.10. Конструкция синхронизатора, представленная на рис. 3.16, аналогична предыдущей, но имеет 4 фиксатора, состоящих из пальцев 1, имеющих возможность скользить в отверстии диска ступицы 2 и касающихся торцами конусов трения. Посередине пальцы имеют кольцевые канавки, с которыми взаимодействуют подпружиненные шарики, находящиеся в утолщенном диске ступицы. Синхронизатор, изображенный на рис. 3.17, имеет неподвижную ступицу 8 и скользящую по ней подвижную муфту 6. На шлицах 3 включаемой синхронизатором шестерни / находится блокирующее кольцо 5. Торцы шлицев 3 и зубьев 7 колец 5 имеют треугольный профиль (см. увеличенное изображение Г). Когда передача не включена, блокирующее кольцо под действием пружины 2 упирается в стопорное кольцо 9. В этом положении кольцо /может занимать любое положение относительно шестерни 1 в пределах зазора «а» (рис. 3.17в). При включении передачи подвижная муфта 6 силой водителя смещается влево и кз- Рис. 3.16. Вариант конструкции синхронизатора пальцевого типа Рис. 3.17. Вариант конструкции синхронизатора коробки передач и схема его работы сается конуса блокирующего кольца 5. Между конусами деталей 5 и 6 возникает момент трения, величина которого на первом этапе работы синхронизатора обусловлена силой, создаваемой пружиной 2. При различных угловых скоростях шестерни и вала момент трения увлекает кольцо 5 в окружном направлении, и оно, выбирая зазор «а», упирается наклонными торцами своих зубьев 7 в соответствующие торцы шлицев 3 (рис. 3.17в). Коническая поверхность кольца устроена аналогично подобным поверхностям других синхронизаторов. Для уменьшения количества масла около поверхностей трения в подвижной муфте имеются радиальные дренажные каналы 4. Работа синхронизатора после окружного смещения блокирующего кольца происходит так же, как и в предыдущих конструкциях. После окончания синхронизации и исчезновения инерционного момента муфта 6 продолжает толкать влево кольцо 5, и его зубья 7 своими наклонными торцами поворачивают шестерню относительно вала и, сжимая пружину 2, входят во впадины шлицев шестерни. Подвижная муфта 6, продолжая движение в этом направлении, сцепляет посредством своих шлицев 10 через ступицу 8 шестерню с вторичным валом. Пружина 2, предназначенная в описанной конструкции для осевой фиксации положения кольца 5 и гарантированной блокировки синхронизатора, после включения передачи стремится ее выключить. Для предотвращения самовыключения передачи основные шлицы 13 ступицы 8 и шлицы 10 муфты 6 выполнены с боковым зазором (рис. 3.176, в). После включения передачи правые наклонные торцы шлицев 10 муфты располагаются около торцов специально укороченных зубьев 12 ступицы. При передаче шестерней 1 крутящего момента муфта 6 поворачивается относительно ступицы на величину бокового зазора между шлицами Юн 13, а наклонные торцы шлицев 10 вступают в контакт с кромкой шлицев 12, предотвращая самовыключение передачи (рис. 3.17г). Если во включенном положении муфты зазор между шлицами 10 и 13 выбирается под действием крутящего момента, то при среднем, нейтральном положении муфты этот зазор способствовал бы возникновению колебаний муфты 6 относительно ступицы 8 в окружном направлении. Чтобы устранить это явление, укороченные шлицы ступицы 12 делают полнее, и окружной зазор между ступицей и муфтой имеет обычную минимальную величину. Описанный способ борьбы с самовыключением зубчатых муфт, управляемое выключение которых производится при отсутствии крутящего момента, часто используется в конструкциях коробок передач. Обычное конструктивное воплощение этого приема состоит в изготовлении средней и крайней частей шлицев разной толщины (на рис. 3.10 это касается шлицев 7). Иногда, как сделано, например, в конструкции, показанной на рис. 3.8, эти части разделяют канавками. Рис. 3.18. Многоконусный синхронизатор Рис. 3.19. Многодисковый синхронизатор Для успешной работы синхронизатор должен создавать большой момент трения Мт и иметь малые износы. То и другое зависит от размеров фрикционных поверхностей, поэтому конструкторы всегда стараются увеличить средний радиус и осевой размер конусов. Одно из конструктивных решений этой проблемы показано на рис. 3.10. Особенно остро проблема сочетания высокой эффективности синхронизаторов с большим сроком их службы касается большегрузных автомобилей, имеющих массивные детали трансмиссии, причем в первую очередь это относится к синхронизаторам низших передач, где моменты инерции деталей, приведенные к включаемым шестерням, весьма велики. В этих случаях увеличение поверхностей трения может быть достигнуто путем увеличения количества трущихся поверхностей (рис. 3.18), иногда для этой цели применяют многодисковые фрикционные муфты (рис. 3.19).
|