![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жан АнриФабр.
Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия. Психика - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизне-деятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающейсре-дой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами ихарактеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией.Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку. Физиология человека почти полностью подобна таковой у не-которых видов животных, например, приматов. Вместе с тем, с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют " аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек " не знает, что он такое и знает, что он этого не знает ". Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, глубоко познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения лю-дей, можно научиться успешно решать многие психологические и социаль-ные задачи в повседневной жизни. Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? А иинстинкт собственности - одна из самых мучительных проблем для человека. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших меньших братьев, так как вышли мы все из природы. История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают начело-века, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличиевыраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала. Итак, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое. До сих пор в своих представлениях о человеке преимущественно учитывалось его социальное начало, а человек, как показала жизненная практика не переставал быть отчастиживотным, т.е. биологическим су-ществом. Поведение животных осуществляется под ведущим влиянием раздражителей, несущих информацию о среде обитания, непосредственно окружающей их. Система, воспринимающая такую информацию, была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой действительности. При помощи второй сигнальной системы человек имеет возможность получать всю сумму знаний и традиций, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. В этом отношении и границы возможностей человеческого мышления колоссально отличаются от возможностей элементарной рассудочной деятельности животных, которые в своей повседневной жизни оперируют лишь весьма ограниченными представлениями о структурной организации среды их обитания. В отличие от животных с наиболее высокоразвитой элементарной рассудочной деятельностью и, вероятно, от своих пещерных предков, человек оказался в состоянии формулироватьзаконы, которые легли в основу понимания окружающего мира и развития науки о человеке. Все это, конечно, ни в какой мере не доступно ни одному представителю животного мира и в этом огромное качественное различие между животным и человеком.
|