Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Языковые или психолингвистические или структурно-языковые концепции.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Алалия 7-й семестр, ИСПиП Преподаватель: Гончарова Валерия Александровна Определение алалии Алалия – это отсутствие или грубое недоразвитие речи, при нормальном слухе и сохранном интеллекте, наступившее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга в перинатальном периоде (до 3х лет). Алалия – это системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речевой системы (от фонетической: звуки речи, просодика, звукослоговая структура, до связной речи). Терминология Зарубежные авторы объединяют термины Алалия и Афазия под общим названием – детская афазия или афазия развития. Также используются термины «врожденная афазия», «дисфазия», глухонемота, задержка речевого развития (некорректный термин), нарушение усвоения языка. Распространенность Научно обоснованных данных о распространенности алалии на данный момент нет. По данным на 80е годы распространенность алалии сред дошкольников – 1%, среди школьников – 0, 2-0, 6%, среди детей с речевыми патологиями – 10-15%. Алалия чаще встречается в два раза чаще у лиц мужского пола. У девочек и мальчиков неравномерное развитие полушарий. У девочек быстрее формируется левое полушарие, у мальчиков – правое. Механизмы алалии Вопросы о механизмах любого речевого расстройства рассматриваются в различных аспектах. Механизмы алалии рассматриваются с позиции следующих подходов. Сенсорно-моторные концепции Представители: Куссмауль А., Коэн, Гутцман Сторонники этого подхода связывают механизм алалии с несовершенством моторной или сенсорной сторон речи. Психологические концепции Представители: Либманн, Богданов-Березовский, Трошин. Сторонники этих концепций рассматривают действительно имеющиеся у детей с алалией разнообразные нарушения психических функций, рассматривая их, как патогенные факторы (нарушения мышления, расстройство зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, мотивации). С позиции данного подхода недостаточность психических функций, снижение психической активности ведет к грубым нарушениям формирования речи. Языковые или психолингвистические или структурно-языковые концепции. Представители: В.А. Ковшеков, Собатович Е.Ф., Мастюкова, Гриншпун, Жукова. Данные концепции более научно-обоснованы. Сторонники этого подхода считают, что алалия прежде всего языковое расстройство, и ее механизм заключается в расстройстве операции процесса порождения или восприятия речевого высказывания.
Данные концепции объяснения механизма алалии являются наиболее обоснованными и соответствуют современным научным представлениям о речи, как о многоуровневой деятельности.
|