| МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
| Умственная отсталость
|
Поведение
| Адекватно ситуации
(исключая негативизм)
Ребёнок интересуется игрушками, способен организовать игру, понимает функционального назначения игрушки, есть желание и интерес к игровой деятельности
| Ребёнок смахивает игрушки со стола, обсасывает игрушки.
Проявляет интерес к ЯРКОЙ игрушке, но интерес не устойчив.
Не способен организовать игру.
Не включается в игру.
Не использует игрушку по назначению.
Пытается действовать со всеми игрушками одинаково.
Игра носит характер случайных манипуляций.
Ребёнок постукивает игрушкой одну о другую, или по себе.
|
Мышление
| Не вербальное мышление сохранно
Вербальный интеллект нарушен.
| Нарушение интеллекта носит глобальный характер, т. е. нарушено вербальное и не вербальное мышление
|
Обучаемость
| Высокая обучаемость на невербальном уровне
| Низкая обучаемость
|
Критичность
| Критичны к собственной речи.
| . Не критичны, не чувствуют трудностей с речью
|
Речь
| Относительно сохранна импрессивная речь.
Понимает простые инструкции.
Ориентируется в ситуации.
Устанавливает связь между элементами ситуации, но испытывает трудности при восприятии сложно-синтаксических конструкций, при дифференциации языковых форм, глаголов с приставкой, родственных слов.
| Импрессивная речь сформирована хуже, чем при моторной алалии.
6-летний У.О. ребёнок не понимает самых простых инструкций, не ориентируется в ситуации, не различает глагольных форм, приставок и т.п.
|
Состояние звукопроизношения
| Нарушения проявляются в трудностях выбора отдельных звуков и их комбинировании: в основном пропуски, замены, смешение, небольшое число искажений.
| Тяжелые полиморфные нарушения звукопроизношения, представлено всё равномерно.
По механизмам: это стёртая дизартрия, механическая дислалия, ринолалия
|
Звуковая структура слов
| Выраженные нарушения.
| Нет грубых искажений звуко-слоговой структуры т.к. речевая продукция очень проста, т.к. они используют стереотипы, штампы.
|
Лексическая система
Соотношение пассивного и активного словаря.
| Значительно богаче.
| Бедный пассивный словарь.
Ребёнок не знает многих общеупотребительных слов
|
У обеих групп детей большое количество вербальных парафазий
| Парафазии более тонкие, замены семантически близкие.
| Парафазии грубого характера, заменяет слова словами диффузного значения.
|
Грамматический строй речи
| Более нарушен грамматический строй речи.
Синтаксический строй речи в большей степени сохранный.
| Речь алогичная м.б. правильной в грамматическом оформлении.
В спонтанной речи агграматизмы не выражены т.к ребёнок использует штампы и стереотипы, но при исследовании выявляются грубые нарушения и морфологии и синтаксиса
|
Связная речь
| . Чаще внутренний смысловой уровень более сохранен, в большей степени страдает языковое оформление.
| Нарушается смысловой уровень, не понимает ситуации, не выделяет смысловые компоненты, не понимает того, о чём говорит.
|