Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эталонный звук






Эталонному звуку свойственны:


1. Близость звучания на протяжении всего диапазона голоса. Иногда звук подчеркнуто близок. Близкий звук – это звук, опираемый в вершину твердого неба, такой звук как бы приближен к слушателю. При близком пении аппарат так акустически устроен, что звук не застревает в глоточно-затылочнойчасти, Близкий звук иногда отождествляют с так называемым „открытым” звуком. Это совершенно неверно. Открытым звуком пользуются некоторые народные певцы и коллективы, механизм опоры звука при таком пении отличается от рассматриваемого нами эталонного звука.

Рисунок из книги Голосообразование у певцов" (Л.Б.Дмитриев, Музгиз, 1962)

1 - губы; 2 - зубы; 3 - твердое небо; 4 - мягкое небо; 5 - носоглотка; 6 - полость рта; 7 - полость глотки; 8 - язык; 9 - задняя стенка глотки: 10 -позвонки; 11 — черпаловндные хрящи, одетые мягкими тканями; 12 - вход в гортань; 13 - надгортанник; 14 - надсвязочная полость гортани; 15 -подъязычная кость; 16 - голосовые связки; 17 - трахея; 18 - зев глотки.


___________________________

* Ю.Саульский. Аранжировка: Учебно-методическое пособие Москва, „Музыка", 1977.

** И.Бриль. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано - Москву „Советский композитор".1979.

2. Эталонному звуку свойственна полётность, он свободно резонирует в пространстве. Акустическая среда, окружающая певца, является как бы естественным продолжением акустики внутри певческого аппарата. Звук никогда не задерживается внутри аппарата, такой звук льется свободно. При подмешивании в звучание голоса разного рода сипов и хрипов такое смешанное звучание также свободно заполняет, пронизывает акустическое пространство вокруг певца.

3. Несмотря на звонкость и полетность, эталонный звук насыщен низкими грудными частотами, то есть используется предельно большой диапазон высоких и низких частот.

4. Как правило, эталонное звучание близко к разговорной речи, даже если для пения избраны такие режимы, как субтон, фрулато и другого рода засурдиненные режимы звучания голоса. Причина заключается в том, что звучание: разговорной речи акустически наиболее рационально с точки зрения анатомии и физиологии человека, так как выверено самой природой в процессе длительной эволюции человека. Собственно, речь идет о схожести формы аппарата при пении эталонным звуком и при разговорной речи. Разница в форме аппарата заключается лишь в том, что при пении увеличивается объем надгортанных полостей аппарата. Анализ речевого звукоизвлечения показывает, что соответственная форма аппарата открывает простейший путь к работе с резонаторами, что наилучшим образом соответствует инструментальности эталонного звука. Такая система звукоизвлечения наиболее контролируема сознанием человека, а значит, позволяет добиваться легкости, беглости и точности интонации, свойственных эталонному звучанию, вследствие естественности формы аппарата.

5. Звук, близкий к разговорной речи, позволяет добиваться тончайшей эмоциональности исполнения, а ведь яркая эмоциональная окрашенность звука является одной из основных особенностей жанра в целом, и эталонного звука в частности.

6. Выше уже отмечалось, что естественность формы аппарата способствует беглости и подвижности эталонного звука. Некоторые импровизационные стили требуют от вокалистов виртуозного владения аппаратом.

7. Эталонный звук изобилует множеством характерных приёмов и красок: раздувания и затихания-звука; часто встречаются резкие изменения окраски звука тембрально; звук то близкий, то глубокий*, то узкий, то широкий**, много переходов от грудного к микстовому и фальцетному звучаниям, иногда эти переходы бывают очень резкими; используются раз­ного рода эффекты (сипы, хрипы, раздвоенность звука и т. д.); звук то пустой, то тембрально насыщен. Мы уже говорили об использовании субтона.

8. Отмечалось, что эталонному звучанию свойственно хорошо развитое микстовое и фальцетное пение. Ниже мы более подробно ознакомимся с этими режимами работы аппарата. Диапазон такого микстового и фальцетного пения очень большой, а по тембру эти режимы мало отличаются от грудного голоса ***. Добавим, что тембральная однородность, похожесть разных тесситурных режимов – престижный момент для певцов в нашем жанре. Работая над звуком, необходимо стремиться к такой однородности звучания.

9. Мы уже отметили инструментальность эталонного звука. В основе звукоизвлечения лежит организованная особым образом в аппарате певца звучащая струя воздуха, так называемый столб. Певческий столб является и причиной возникновения звука, и носителем этого звука, его качественных характеристик. Наличие столба и опоры **** аналогично игре на духовых инструментах. Такая аналогичность позволяет копировать манеру исполнения на духовых инструментах, их тембр, что повлияло на становление эталонного звука. Если столб сравнить со смычком, а голосовые связки со струнами, то голосовой аппарат можно сравнить со струнными инструментами.

_________________________________

* Близкий звук описан выше; глубокий звук — звук внутри аппарата, как бы накрытый небным сводом.

** Узкий и широкий звуки будут рассмотрены дальше.

*** Грудной звук будет рассмотрен дальше

**** Опора будет описана дальше.

Резонаторы в этом случае будут выполнять функцию деки инструмента. Старые итальянские мастера пения просили учеников внимательно слушать скрипку и виолончель, добиваясь при этом сходства вокального звучания по тембру, по манере звуковедения и фразировки. Такое копирование актуально и при работе над эталонным звуком.

Итак, мы рассмотрели девять основных характеристик эталонного звука. Здесь уместно отметить, что народный звук тоже близок к речевой манере звукоизвлечения и иногда напоминает эталонный звук, но он довольно однообразен тембрально (с превалированием средних частот в районе 1000 герц) и ограничен по диапазону.

Хочется отметить еще один факт. Очень часто у нас объединяют поп-музыку с массовой эстрадной песней. Эстрадная музыка – это демократичный (упрощенный, доступный для разных возрастных категорий) жанр. Естественность и простота звучания голоса особенно „почитаемы" в массовой эстрадной песне. Отметим, что любая изощренность и изысканность в звуке, что, в общем, присуще эталонному звучанию в поп-музыке, делают его трудным для подражания основной массе слушателей. Объединяя поп-музыку с эстрадной песней, некоторые „критики” объявляют иногда ненужным эстетством разного рода изыскания и изощренность в нашем жанре. По отношению к поп-музыке со страниц газет и журналов звучат иногда пожелания отдельных граждан, привыкших к незатей­ливой эстрадной музыке, представителей „массового слушателя», суть которых сводится к тезису-пожела­нию: „А нельзя ли попроще? ” Сразу скажем: „Нельзя! " Достижения и эстетические ценности того или иного музыкального жанра нельзя „примерять" к низкому уровню культуры отдельных слушателей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал