Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опора звука
Можно сказать, что опора звука – это направленная распространенность звучания в аппарате. Чем больше и полноценнее распространенность звучания в аппарате, тем качественнее столб, тем полноценнее и качественнее звучание голоса. При правильной организации опоры звука весь объем легких, бронхи, трахея, гортань и надгортанные полости вплоть до выхода из ротового отверстия заполнены как бы однородной плотной массой звука. Этот звуковой столб может быть разным по степени звукового давления на стенки аппарата в зависимости от необходимости, но это звуковое давление должно быть равномерным вплоть до твердого неба. И лишь в вершине неба, в точке соответствующей кончику носа, это давление будет несколько большим вследствие резонанса (более подробно ниже). Добиться такого столба – вот цель постановки голоса. Звучание в донебной части аппарата независимо от гласного звука („а”, „о” или „и”) должно напоминать гул, как бы слегка окрашенный в тот или иной гласный звук. Такой гудящий столб воздуха – следствие правильно организованного „звучащего” дыхания. Маэстро Барра, один из выдающихся мастеров итальянской школы пения, любил пользоваться таким сравнением: „Дыхание должно гудеть в тебе, как гудит пламя при хорошей тяге”. Ярко выраженный гудящий грудной обертон хорошо слышен в звуке выдающихся мастеров нашего жанра. Грудной обертон связан с работой грудного резонатора. Вторая важнейшая часть единой опоры звука – опора звука на твердое небо. Близость и яркость звука достигается путем выведения и собирания полноценного гудящего столба в вершину твердого неба. В полости рта происходят два процесса:
_____________________________ * Автор рекомендует прочесть статью С.Л.Ямштекина „Влияние небного свода на профессиональное певческое голосообразование" в сборнике „Вопросы вокальной педагогики", выпуск 5. Москва, „Музыка", 1976. Надо сказать, что небный свод значительно глубже ложки и имеет такую форму, что пересечение звуковой струи происходит под поперечными небными складками (см. рис. 13. 8 – точка опоры). При правильной организации опоры звука во время пересечения звуковой струи в месте ее собирания возникают наибольшие резонансные ощущения. Место собирания звука автор называет центром опоры на твердое небо. Напомним, что собиранию звука в центр опоры на небо способствует форма мягкого неба. Она напоминает форму основания ложки (см. рис. 14). Мы говорим — собирание звуковой струи. Но как создать такую струю? Такая струя возникает вследствие ЗАУЖИВАНИЯ ВЫХОДА ИЗ ГОРТАНИ НАДГОРТАННИКОМ.
Мы уже говорили, что принцип дыхания аналогичен принципу работы насоса. Аналогия заключается еще и в том, что зауженный вход из камеры сжатия в насосе аналогичен зауженности выхода из гортани.
В случае с пением, при зауживании выхода из гортани, возникает струя воздуха, достигающая небного свода и омывающая его наподобие струи воды в ложке (см. рис. 14). Но ведь это струя воздуха, а нам нужна струя звука, скажет кто-то. Да, но это звучащая струя воздуха. Ведь звук – это доходящие до нас колебания давления воздуха, вызванные источником звука. На рис. 16 а изображена схема устройства первого звукозаписывающего аппарата. Певец пел в раструб специальной трубы. Другой конец трубы постепенно зауживался. Выход из трубы закрывала эластичная мембрана с прикрепленной к ней иглой. Вследствие зауживания трубы звуковые волны в ней собирались и накладывались. Возникало повышенное звуковое давление, которое заставляло вибрировать мембрану в такт звуковым колебаниям. Игла, прикрепленная к пластине мембраны, оставляла след на вращающейся с определенной скоростью восковой пластине. След от иглы заливали пластмассой и получали пластинки, прародичи современных пластинок. Для воспроизведения звука на пластинку, вращающуюся с такой же скоростью, как при записи, ставили иглу аналогичной трубы. Игла, очерчивая неровности звуковой дорожки, заставляла вибрировать мембрану. Колебания мембраны вызывал и колебания воздуха в трубке с частотой, равной колебаниям звука при записи звуковых волн. Колебания воздуха приводили к возникновению звука. Этот звук усиливался за счет рупорной формы трубы (рис. 16 б).
Сплошными линиями изображены отраженные от кеба волны.
Ощущения плотности звукового давления в до-глоточных и надгортанных полостях должны уравновешиваться и приводить к ощущению цельного столба. Это одна из основных задач опоры звука. Качественное пение требует от певца свободного владения акустической ситуацией внутри аппарата независимо от динамики звука, избранного режима звучания или от того или иного приема в звукоизвлечении.
Усиление звукового давления столба требует повышенного внимания к опоре звука на твердое небо в связи с необходимостью управлять звуковым давлением в частях аппарата. Однако организация опоры звука при громком звучании не требует особых усилий, она быстро достижима, так как хорошо ощущаема. Многие певцы не умеют петь тихо из-за недостатков в опоре голоса. Ведь при тихом пении звуковое давление минимальное, а в связи с этим и слабая ощущаемость столба. Без хорошей организация опоры дыхания и звука качественно петь тихо очень сложно, что является существенным недостатком. Впрочем, таким же недостатком является неумение петь громко.
Можно искусственно регулировать площадь опоры звука в купол твердого неба, изменяя форму мягкого неба, ширину глотки (то есть ее форму) и зауженность выхода из гортани. Чем больше площадь опоры на твердом небе, тем шире звук, а чем меньше площадь опоры, тем уже звук. В пении пользуются как узким, так и широким звуком, в зависимости от выбора краски. Узкий звук – это звук, возникающий вследствие следующих моментов: 1. Выход из гортани очень заужен, В результате получается мощная и узкая струя звука. Такая мощная струя звука не растекается по всему ковшу небного свода, а проходит лишь в центре его. Площадь опоры звука на небо, то есть площадь повышенного звукового давления, минимальна. Центр опоры ощущается почти как точка и значительно доминирует по силе резонансных ощущений (см. рис. 20 б).
3.Цель пения узким звуком – большая его прорезаемость, полетность звучания. Форма мягкого не должна способствовать нерастеканию звуковой струи по чаше небного свода (см. рис. 21 а). Надо сказать, что независимо от узости или ширины звука ткани мягкого неба должны быть растянутыми, так как мягкие ткани поглощают звук и особенно низкие частоты.
1. При широком звуке зауженность выхода из гортани несколько больше, чем при узком звуке. Струя звука растекается по всей чаше небного свода. Площадь опоры значительно увеличивается (в зависимости от необходимости). Центр опоры звука ощущается слабее, чем при узком звуке, а иногда сливается по ощущению со всей площадью опоры на небо. Чем уже ярче по ощущениям центр опоры, тем полетнее звук, и наоборот, чем шире и слабее по ощущению центр опоры, тем матовее, приглушеннее звук, чем больше площадь опоры на небо, то есть чем больше площадь активного резонирования в небном своде, тем богаче тембр. 2. Широкий звук требует большого объема глотки, что увеличивает общий объем надгортанных полостей и делает звук насыщенным и объемным (см. рис. 20 в) 3. Форма мягкого неба и всего зева должна способствовать растеканию звуковой струи по стенкам чаши небного свода и проникновению в глотку, отраженных от неба звуковых волн (см. рис. 21 б).
Но практически научиться правильно разводить, увеличивать объем глотки нелегко. Расширение формы глотки, увеличение ее объема ассоциируется у нас с зеванием. Но при зевании опускается гортань. Если при пении оставить такую заниженность гортани, увеличится расстояние от выхода из гортани до точки на небе, соответствующей центру опоры на небо. Для того чтобы полноценно опереть звук на небо, понадобится очень сильная струя звука. Сделать звук близким, при значительном опускании гортани, практически невозможно. Выход один – научиться раскрывать, расширять глотку без опускания гортани (о положении гортани сказано выше). Особого рассмотрения требует работа аппарата по опоре звука при пении верхних переходных нот и верхней части диапазона, то есть выше переходных нот. Чем выше тон, тем больше растягиваются, утончаются голосовые связки. Это приводит к обуживанию голосовой щели, повышается подсвязочное давление, что без правильной опоры может привести к болевым ощущениям на связках, Звук при этом становится напряженным, „зажатым”. Для расширения диапазона вверх и успешного качественного пения переходных нот применяется эффект так называемого прикрывания или затемнения звука. Прикрытый звук в нашем жанре – это нечто среднее между фальцетным и грудным звуком, такой звук мы называем микстовым. У хороших певцов переход от грудного голоса к микстовому мало заметен, а порой и вовсе не заметен. По качественным характеристикам микстовый звук должен мало уступать грудному. Микстовый звук легок для восприятия и для исполнения, что способствовало его широкой распространенности в поп-музыке. Но сначала опишем механизм правильного фальцетного звука (в женских голосах так называемый „медиум"). Пение фальцетом — это пение с использованием минимальной вибрации связок. Причем, используются только края связок. Такое пение напоминает игру на флейте. При фальцете, чем выше звук, тем шире голосовая щель. Это снимает с голосовых связок напряжение, но громкость звука при этом небольшая. Усиления такого звука можно добиться следующим образом: зауживается выход из гортани и увеличивается давление воздушной струи. Певец как бы усиливает продувание гортани. Под струю воздуха подставляются только края связок, так как они значительно разведены. Зауженность выхода из гортани при опертом фальцетном пении значительно большая, чем при других режимах. Вследствие этого возникает значительная по мощности звуковая струя.
Механизм микстового звукоизвлечения позволяет сократить объемность я достаточную силу звучания при меньшей интенсивности вибрации голосовых связок, что облегчает их напряженность. При этом легче растягивать, утончать голосовые связки, что способствует расширению диапазона голоса вверх. Такая незначительность, минимальность интенсивности вибрации голосовых связок используется и в грудном пении, при звукоизвлечении, характерном для эталонного звука в нашем жанре. Грудным звуком принято называть такой звук, при котором достигается максимальное звуковое давление в полостях грудного резонатора (см. „Форма аппарата"). Обычно такое давление достигалось за счет вовлечения в работу максимальной поверхности голосовых связок, что неизбежно приводило к обуживанию голосовой щели. А это, в свою очередь, приводит к появлению характерных гортанных призвуков, особенно у низких мужских голосов, что совершенно неприемлемо в нашем жанре. Большая интенсивность работы голосовых связок делает звук малоподвижным, ограничивает диапазон такого голоса. Но мы с вами уже рассмотрели возможности усиления звукового давления при незначительной интенсивности вибрирования связок. Получив возможность влиять на грудное давление без усиления работы голосовых связок, мы можем добиться расширения грудного диапазона голоса, что очень характерно для поп-музыки. При этом возникающий не грудной звук, будет очень его напоминать. Завершая разговор об опоре звука, скажем о способе контроля за опорой звука, то есть о вокальном слухе.
|