Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа со звуком






Мы начинаем работу с голосом на звуках, способствующих наиболее быстрому и точному формированию и запоминанию ощущений и навыков, связанных с нужным для нас звукоизвлечением. Интересующий нас эталонный звук имеет ярко выраженную резонаторную природу. Следовательно, все внимание певца должно быть направлено на возможно большее использование резонирования, которое позволяет легко и гибко использовать резонаторные возможности голосового аппарата. Наиболее резонирующими гласными мы считаем „и”, „е”, „у”. Гласные „о” и „а” труднее для полноценного резонаторного озвучивания в начале занятий над голосом. Работу над ними мы рекоменду­ем начинать после некоторого усвоения формы аппарата и навыков по опоре дыхания и звука, приводящих к возникновению нужного нам столба звука.

Мы начинаем с пения с закрытым ртом на „м” т „н”. Проще всего настроить аппарат на нужную работу, почувствовать резонаторы, пути распространения звука именно на этих звуках.

ЗВУК „М” (начинать петь нужно стоя, с правильной осанкой). Помните о форме аппарата, об опоре дыхания и звука, о распространении столба и собирании его в вершину твердого неба, об отражении звука и цельности столба и т, д.

Возьмете на,, м”: мужчины – до малой октавы, женщины – до 1-й октавы. Этому должен предшествовать правильный вдох. Пение должно быть на ровном сдержанном дыхании. Дыханием как бы продувайте аппарат, но продувание должно быть равномерным, без рывков. Старайтесь при этом ощущать движение воздуха во всем аппарате. Дыхания должно хватить не менее чем на 13-15 секунд, а впоследствии - больше. Если продолжительность звука меньше, то рекомендуем еще раз вернуться к главе, где описаны дыха­тельные упражнения, так как при таком неразработан­ном дыхании занятия звуком будут значительно осложнены.

Итак, вы взяли звук „м”. Исправляйте ошибки в звучании, не прерывая звук. Звук должен напоминать мычание коровы, направляться вверх к головному резонатору и вызывать в нем ощущение вибрации. Звук по ощущению должен заполнять небный свод, как „чашу”. Не допускайте носового призвука. Старайтесь петь абсолютно прямым и ровным по степени звукового давления звуком. Не допускайте зажатости звучания.

Занятия со звуком надо начать на тихом звучании. Постарайтесь опирать дыхание и звук. По ощущению яркий звук должен возникать лишь на твердом небе. Если вы ощущаете такой звук в глотке, значит, допущена ошибка в форме аппарата. (Если такой звук ощущается в глотке, значит, язык подходит близко к задней стенке глотки или к мягкому небу. Если звук „проявляется” в гортани, значит, слишком интенсивна работа голосовых связок). Столб должен ощущаться как отзвук, гудящий обертон в груди (и других дыхательных полостях), а основной звук – ясный, резонирующий и полетный - возникает, „проявляется” по ощущению только в вершине небного свода. Спуск от вершины небного свода к зубам ощущается как преграда, в которую упирается звуковой поток.

Известный итальянский маэстро Барра говорил: „Нас интересует только то дыхание, которое хорошо превращается в звук. Дыхание нельзя передавать. Оно должно быть удержанным, взятым как бы „на себя", а не вытолкнутым из себя. Лучше всего, когда дыхание по ощущению как бы стоит на месте, не уходит, а создает эластичную поддержку звуку". „Правильному дыханию соответствует ощущение свободы, свободного прохода дыхания к резонатору... Дыхание должно не запираться, поддаваться или надавливаться, а проходить, продуваться вместе со звуком”. „Дыши, дыши! Дыхание само принесет звук, не надо делать звук, надо, чтобы он шел вместе с дыханием... Тонус диафрагмы при этом не скованный, а гибкий. В дыхании все свободно”.

Помните, если вы ощущаете свои голосовые связ­ки, хоть небольшое их напряжение, это сигнал. Сигнал о неверности в работе аппарата. Надо следить, чтобы дыхание не давило на связки, а как бы обтекало, „омывало” их. Это возможно при правильной организа­ции опоры дыхания (описано выше). Звук по ощущению должен напоминать звук, возникающий в трубах органа, или звук, напоминающий пароходный гудок.

Вы должны понять, что форму аппарата нужно контролировать самим звуком, его качеством.

Напоминаем о форме языка. Корень языка участвует в формировании рупорообразной формы полости рта. Он не должен мешать распространению звукового потока. Язык не должен загромождать полость рта5 это мешает резонированию. Правильная форма языка изображена на рис. 21, она способствует возникно­вению как бы шара звука.

Рис. 23
Итак, пойте на „м” ноту („до”) и не переходите к следующей ноте, не добившись более менее качественного звучания на „до”. После этого опуститесь на полтона вниз и т. д. до предельных низких нот вашего диапазона. Старайтесь увеличить ваш диапазон вниз, но при этом:

1. Не допускайте смещения назад центра опоры на небный свод; звук должен оставаться близким и ярким по окраске. Старайтесь петь, по мере понижения, более близким звуком, что достигается увеличением звукового давления в центр опоры на небо и собиранием звука.

1 - щитогрудинные мышцы, (Рисунок взят из публикации А.Вербова „Техника постановки голоса". Москва. Госмузиздат, 1961. с. 12.)  
Не допускайте „запирания” звука на предельно низких нотах диапазона. По ощущению должно быть так — чем ниже ток, тем шире продувающий столб воздуха, но следите за „близкой” опорой звука.

Дойдя до нижних предельных нот, поднимайтесь вверх по полутонам, затрачивая на каждый звук весь запас дыхания. Если нужно, повторяйте отдельные зву­ки. Помните, что в работе над постановкой голоса спешить нельзя!

Начинать работу над голосом рекомендуем в примерном диапазоне:

мужчины — от „фа" б. о. до „соль" м. о.;

женщины — от „фа" м. о. до „миb" 1-й о.

В этом диапазоне легче всего добиться ощущений полноценного гудящего столба, так как это „грудной диапазон”. Старайтесь вовлечь в резонирование весь объем груди, но проявляйте его на небе. Звук должен быть конкретным и точным.

В пределах вышеупомянутого диапазона переходите к соединению звуков.

Упр. 2


 

Звуки должны как бы вытекать один из другого. Они должны быть абсолютно одинаковы по качеству, что требует сохранения формы аппарата. Особенно следите за тем, чтобы не двигалась гортань и не зажимались мышцы нижней челюсти.

Для удержания гортани достаточно минимального напряжения мышц, расположенных справа и слева вдоль передней сферы дыхательной трубки (трахеи) в нижней надключичной части шеи. Это так называемые щитогрудинные мышцы. Их работу можно проконтролировать пальцами рук (см. рис. 23).

 

Упр.3

 

и т. д. выше и ниже.

Упражнения 3-5 начинайте в медленном темпе. Пойте как бы „столбом”, добиваясь его стабильности и устремленности в центр опоры.

 

Упр.4

 


Упр.5


 

и т. д.

В этом упражнении на нотах с ферматой сосредоточьтесь на правильности звучания. Проследите за опорой дыхания.

 

Упр.6

В упражнении 6. встречаются скачки мелодии на кварту и квинту. Следите за стабильностью звучания в исполнении этих скачков. Исполните это упражнение, добиваясь звучания, напоминающего звучание виолончели.

Как правило, у начинающих певцов с повышением тона поднимается гортань, поднимается корень языка, зауживается глотка. Звук становится „зажатым”, и чем выше тон, тем больше степень зажатости. Такое пение сопровождается напряжением основания языка и мышц шеи.

Старайтесь удержать нужную форму аппарата, но не напрягайте мышцы шеи и подбородочные мышцы. Старайтесь расслаблять их.

Удержание формы аппарата не требует особого напряжения мышц, даже на самых высоких котах диапазона. Нельзя допускать перенапряжения мышц, участвующих в поддержании формы аппарата. Но часто начинающие певцы напрягают не только мышцы, удер­живающие форму аппарата, но и другие мышцы шеи, скул, лица и т. д. Все это приводит к общей зажатости и быстрой утомляемости поющего. Для того чтобы этого не происходило, автор рекомендует заняться разного рода упражнениями на координированность отдельных групп мышц. Такие занятия сейчас входит в обиход нашей повседневной жизни. При желании всегда можно найти информацию о возможности заниматься такого рода гимнастикой. Подобные упражнения входят в систему китайской гимнастики „У-ШУ" и др.

Еще раз обратимся к работе голосовых связок. Автору не хотелось бы, чтобы у читателей сложилось впечатление о второстепенности, малой значимости работы голосовых связок. Рассмотренная нами установка опоры звука не требует значительного связочного напряжения, но это не должно приводить к вялому звучанию голоса. От полноценности вибрации связок зависят тембр и выразительность голоса. Интенсивность связочной работы автор рекомендует воспитывать на незначительном, свободном по силе звучания голосе. Такой звук должен обладать максимальной тембральной окрашенностью и полетностью.

Итак, учтя все замечания и добившись некоторого закрепления навыков в пении звука „м”, переходите к следующему звуку и работайте над ним в том же диапазоне (см. выше), а параллельно не оставляйте работу над „м” и (ноту за нотой) увеличивайте диапазон голоса на этот звук.

Очень полезно, осваивая новый диапазон, „захватывать” все более высокие звуки на упражнениях 3, 4, 7, 8, особенно при исполнении на стаккато и в быстром темпе. Старайтесь сохранить нужную форму аппарата, добиваясь сохранения ощущений, сопутст­вующих нужному звуку. Следите за интонацией. Дыхание должно напоминать резинку, один конец которой прикреплен к диафрагме, а второй растягивается к вершине небного свода в центр опоры звука

 


 


 

 

Упражнения 7 и 8 полезно петь как стаккато, так и легато. Следите за положением гортани и свободой (незажатостью) мышц нижней челюсти и шеи. Пойте как бы не связками, а дыханием, „столбом”.

В упражнении 8 особого внимания требует октавный скачок. Не набрасывайтесь на верхний звук, а берите его на опертом дыхании, но легко и как бы верхом, как бы вдувая верхний конец резинки-звука в вершину твердого неба, удерживая нижний конец закрепленным на диафрагме. И тут же закрепляйте, раздувайте и опирайте звук.

От звука „м” переходите к звуку „н”, что почти одно и то же и не требует специального описания.

В работе со всеми звуками мы будем руководствоваться качественными характеристиками, описанными выше, но работа над каждым звуком имеет свои специфические особенности.

Ниже мы переходим к описанию работы с гласными звуками, и нужно сказать несколько слов о форме рта. Открывание рта при нении не должно сопровождаться напряжением челюстных мышц. Нижняя челюсть должна находиться как бы во взвешенном состоянии. При нении всех гласных рот должен быть открыт примерно одинаково. Расстояние между передними верхними и нижними зубами не должно быть меньшим, чем ширина большого пальца руки в районе последнего сустава. И чем сильнее и выше звук, тем шире рот.

Губы должны быть растянуты и не мешать свободному протеканию звука. Но такая растянутость не должка приводить к напряженности или даже зажатости мышц лица. Ничто не должно мешать естественности и свободе артикуляции.

Несколько слов о работе над дикцией (несколько не к месту и больше для специалистов, но принципиально важно). Автор согласен с мнением итальянских мастеров о том, что над дикцией работают те, кто не умеет петь... Действительно, при близости и ясности эталонного звука работа над дикцией требует затрат не больше, чем организация четкой дикции в разговорной речи (при условии отсутствия дефектов речи).

Вернемся к работе со звуком.

ЗВУК „И” — сам по себе близкий и узкий звук. Работая над ним, труднее всего добиться ощущения полноценного “гудящего” столба звука. Приступая к работе над звуком „и”, возьмите негромкий, но по возможности качественный звук “м”, затем, не прекра­щая звучания, перейдите к звуку „и”. Постарайтесь сохранить ощущения от правильного протекания столба в аппарате, это будет ориентиром для создания нуж­ной формы аппарата на „и”. Особенно проследите за положением гортани. Как правило, у начинающих певцов на звуке „и” поднимается гортань, зауживается глотка, а корень языка поднимается к мягкому небу, зауживая зев. Звук становится плоским, „на глотке” или „на связках”, то есть сопровождается их перенапряжением, Помните, что по ощущению полноценный звук возникает только в вершине твердого неба, а до соприкосновения с небным сводом воздушный столб „гудит” (чем больше, тем лучше) и лишь „окрашен” в тот или иной звук, в нашем случае — в „и”.

При переходе от „м” к „и” сохраняйте в гортани ощущение сдержанного продувания и целостности, непрерывности звучащего, столба. Звук „и” легко резонирует в головном резонаторе, свободно прорезает пространство. Трудней придать ему объемность звучания, опертость в грудь. Для этого, как правило, нужно опустить корень языка, раскрыть зев глотки. Раскрыть глотку вниз и придать ей трубкообразность формы, как правило, не составляет особого труда на „и”.

Трудным делом на „и” является сохранение нужной открытости рта, но это совершенно необходимо. При меньшей открытости рта уменьшается полость рта, его форма, что приводит к изменениям в опоре звука. Изменения в механизме опоры приводят к необходи­мости часто подстраивать, перестраивать звук во время пения. При слабой открытости полости рта на „и” в полостях верхнего резонатора возникает сильное звуковое давление. При пении верхних нот диапазона такое давление мешает продуванию столба, тормозит его. Автор утверждает, что повышенное звуковое давление в верхних резонаторных полостях, возникающее при недостаточной раскрытости полости рта и сужении зева глотки корнем языка, мешает увеличению диапазона вверх на „и”. Если вам не удается удержать рот достаточно раскрытым, пользуйтесь разного рода подставками. Толщину подставок можно увеличивать постепенно. Следите за корнем языка. Постепенно ваш аппарат привыкнет к новой организации артикуляционного окрашивания звука в „и”, звук будет становиться все более и более естественным, и вскоре вы откажетесь от подставок между верхними и нижними зубами.

Работать над „и” начинайте на длинных нотах, то есть один звук на весь объем дыхания. Затем работайте с голосом на приведенных выше упражнениях. Руководства к упражнениям одинаковы для всех звуков, но учитывайте специфику того или иного звука.

Звуку „и" свойственна хорошая ощущаемость резонанса на небном своде, это позволяет ориентироваться на эти ощущения в процессе работы над другими гласными звуками.

ЗВУК „У" — глубокий и глухой. Самая большая сложность – сделать его более конкретным и полетным, так, чтобы в сочетании с другими звуками он не выпадал, „не проваливался". Как правило, начинающим певцам трудно собирать этот звук в небный свод, трудно „приблизить” его. Если и удается „вывести” звук, то за счет приподнимания гортани и уменьшения объема полости рта за счет поднимания языка к небу. Все это делает звук „у” неполноценным.

Опирая звук „у”, нужно ориентироваться на резонаторные ощущения, да и на весь комплекс ощущений от опоры в головной резонатор звука „и”. При этом не надо прижимать „столб” к небному своду, напирать на него дыханием. Касание звукового воздушного столба с небным сводом должно быть плотным, но свободным, легко приводящим к наибольшему резонированию, то есть к созданию яркого ощущения площади опоры (резонирования) в куполе твердого неба вокруг центра опоры. И здесь многое зависит от формы зева глотки. Звуковой столб должен направляться так, чтобы, омывая небный свод, звук собирался в центр опоры на небо. Звук „у” – глухой звук, то есть в нем мало высоких частот. Проявить его, сделать более насыщенным высокими частотами можно, усилив головное, небное резонирование. Для этого надо собрать, обузить растекание звуковой струи по чаше небного свода, то есть сделать звук „у” более узким. Но, высветляя, проявляя звук „у”, следите за тем, чтобы он оставался естественным, не допускайте никакой вычурности в звучании.

Глухость звука „у”, трудность его собирания связаны с тем, что выход из гортани на „у” более широк, чем, например, на „а”. Следствие этого — слабая по силе струя звука, а отсюда трудности в ее собирании. Контролируя распространение звука в аппарате, научитесь делать такую струю более мощной. Но это не должно приводить к зауживанию голосовой щели, что усиливает напряжение связочной работы, приводит к быстрой утомляемости. Помните о полноценности звукового столба, добивайтесь его создания.

При пении звука „у” легче, чем на других гласных, можно добиться ощущения „гудящего” грудного обертона на всем протяжении „столба”, вплоть до небного свода. Но, как правило, начинающие певцы добиваются такого грудного звука, опуская гортань ниже, чем следует, что и приводит к глухому затылочному звучанию. При таком заниженном положении гортани вывести звук ближе невозможно. Автор умышленно допускает некоторые повторения в связи с необходимостью подчеркнуть важность этих моментов. Помните о положении гортани.

Звук „у” имеет одно большое преимущество – на нем легче всего можно добиться увеличения, расширения глотки, что способствует распространению грудного резонанса по всему „столбу”. Расширение глотки, придание ей формы трубки – характерная черта для рассматриваемого комплекса звукоизвлечения, соответствующего эталонному звучанию. Очень трудно бывает расширить глотку в ее середине, над надгортанником (см. рис. 24).

а)
Рис. 24
Если вам в процессе работы над „у" удалось добиться ощущения свободного, резонирующего, гудящего столба (причем и в подсвязочных полостях, и в глотке, и в полости рта, вплоть до касания с куполом твердого неба, этот столб должен быть монолитным, цельным), то запомните весь комплекс ощущений, связанных с формой аппарата, и постарайтесь закрепить эту форму.

б)
После того, как вам удастся добиться приемлемого звучания звука „у”, ваши занятия должны дополниться рядом новых упражнений на соединение, сочетание разных звуков. Начните с простейшего: на одной ноте, не прерывая звучания, переходите от одного звука к другому (например: от „м” к „и”, а затем к „у”). Следите за полноценностью звучания. Всем трем звукам должны соответствовать одинаковые ощущения звукового столба (равное звуковое давление, разность насыщенности звуков частотами и т. д.).

а) Неправильная форма глотки. Звук при этом зажат в глотке. 6) Правильная трубкообразная форма глотки, приводящая к качественному звучанию.  
Считаем необходимым еще раз напомнить о недопустимости форсированного пения в начале работы со звуком. Форсирование, раздувание звука допустимо лишь после твердого усвоения навыков пения негромкого, свободного по силе. Такое негромкое пение позволяет более детально и тонко освоить нужный механизм звукоизвлечения. При громком пении резонансные ощущения значительно более сильные и грубые. Если начинать учиться пению на громком звуке, то очень трудно впоследствии научиться петь тихо и формировать звук, а громкий звук после тихого освоить легко.

ЗВУК „Э” - легко поддается освоению после некоторого усвоения навыков организации правильного звукоизвлечения на,, м”,,, у”, и особенно „и".

Начинайте со звука „е”. Этот звук производный от „и” к „э” - „йэ”. Спойте звук „и”, затем, не прерывая звучания, перейдите через „е” к „э”.

Далее пойте „э” в цепочке с другими звуками:

„и” - „э”, „у” - „э” и т.п.

Помните, важнейший этап освоения звука — это пение длинных нот (на весь объем легких). Длинные звуки должны быть ровными по окраске, по динамике и без рывков. На длинных нотах вырабатывается певческое дыхание.

ЗВУК „О” – один из самых трудных. На „о” довольно трудно добиться нужного звукового столба. Трудно полноценно и правильно опирать звук „о".

Как правило, речевой звук „о” по ощущению возникает в районе перехода от мягкого к твердому небу, чему способствует форма языка и общее расширение, и округление зева. Все это сопровождается зауживанием глотки, выхода из гортани, а часто и голосовой щели,

Как правило, на „о” трудно перестроить существующий неправильный механизм опоры звука в соответ­ствии с требованиями эталонного звучания.

Начинайте работать над „о”, переходя от звука „у” к „о” и от „и” к „о”. Старайтесь сохранить нужную опору звука, ощущение „столба". Следите за положением гортани и формой глотки. На „о” трудно привести в соответствие форму глотки. Зауженность средней части глотки вызвана подсознательным стремлением сделать круглый звук „о” более узким и близким. Трудно бороться с этим зауживанием. При установке нужной формы помогает ощущение протекающей из грудного резонатора гудящей воздушной струи. Старайтесь пропустить эту струю через глотку, расширяя ее. Здесь может помочь ощущение „зевания”, но помните о необходимости удерживать гортань на одном уровне.

Мы говорим о необходимости сохранять форму аппарата. Но, если быть точным, сохранить форму глотки на все гласные невозможно, так как именно в глотке, в ее нижней надгортанной части происходит фонетическое формирование, окрашивание в тот или иной звук. Говоря об одинаковости формы, мы имеем в виду общие тенденции, приводящие к правильному распространению звучания в аппарате, к одинаковости резонаторного ощущения звукового столба. Все незначительные изменения в форме глотки, рта и т. д. связаны е индивидуальной фонетикой каждого гласного звука, но принципы опоры звука остаются общими для всех гласных.

Обычно после достижения грудного, гудящего звучания на „о” возникает сложность с опорой в головной резонатор, трудно сделать звук „о” более узким, собрать его. Увеличенный на „о” зев глотки делает звучание несколько „запрокинутым”, глуховатым. Для того чтобы придать звуку ясность и близость звучания, нужно направить его вперед, и происходит это за счет изменений в форме зева, и особенно мягкого неба.

Часто, стараясь подтолкнуть, направить круглый шар звука на „о” в переднюю часть полости рта, певцы слишком выдвигают небную занавеску вперед, открывая тем самым ход в носоглотку. Возникает „носовое” звучание. Такое звучание часто возникает именно на „о” и на „а” (на „а” зев глотки еще больше). Помочь звучанию можно, изменив форму корня язьГка так, чтобы шар звука возникал не в районе зева, а под куполом твердого неба (см. рис. 8).

Преодолевая носовое звучание, нужно научиться закрывать вход в носоглотку. Напоминаем о необходимости использования всех средств контроля за небной занавеской.

Собрать, приблизить звук,, о” можно, уменьшив шар звука и поместив его прямо в купол твердо­го неба, уперев в передний склон небного свода. Настроить аппарат на близкое звучание помогает подражание куриному „ко-ко-ко”, но, соответственно, на полноценном столбе. При этом согласный звук „к” должен возникать в точке центра опоры на небо, не задерживаясь в глотке. Полезно начинать петь „ко” с микропридыханием, как „кхо”. Освоив пение на слог „ко", вернитесь к слогу „ку”. Этим вы поможете дальнейшему совершенствованию звука „у”. Совершенствуя близость звучания, следите за объемом глотки, не отрывайтесь от „столба".

ЗВУК „А” – самый открытый и широкий по звучанию. Именно это обстоятельство делает затруднённым резонаторное озвучивание на звук „а”.

Действуя по аналогии с другими гласными на „а”, даже проще, чем на „о”, можно достичь грудного резо­нирования и ощущения столба, но очень трудно собрать и опереть этот звук в вершину неба, так как звуковой шар „а” еще больше, чем у „о”.

Старайтесь собирать звук на „а”, сохраняя ощущения опоры звука на,, и”. Для этого начинайте петь „и” и переходите к „а” через „й”, пойте „йа”.

Автор убежден, что если вам удалось освоить „о”, то и „а” вы непременно освоите. Переходите от „о” к „а”, как бы несколько открывая „о”, высветляя его в сторону „а”.

Следите за тем, чтобы небная занавеска плотно закрывала вход в носоглотку.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал