Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Предмет и система финансового права






мой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

Поскольку финансово-правовые нормы — это установления го­сударства, то все финансовое право состоит из двух частей — Об­щей и Особенной.

К Общей части финансового права относятся нормы, регули­рующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществ­ляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых- право­отношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансо­вого контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зару­бежных институтов финансового права.

Особенная часть финансового права включает в себя располо­женные в определенном научно обоснованном порядке и логиче­ской последовательности подотрасли и институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основ­ной подотраслью финансового права, несомненно, является бюд­жетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются ос­новные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и мест­ного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ). К централизованным фи­нансам относятся также централизованные государственные вне­бюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие дан­ные отношения, образуют институт, входящий в данную подот­расль. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущи­ми среди других финансово-правовых институтов.

Бюджет — это доходы и расходы государства, поэтому естест­венно, что самостоятельный раздел финансового права — государ­ственные доходы, где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важ­нейшую подотрасль финансового права. К доходам государства от­носятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

Для нормального функционирования финансовой системы го­сударства необходимо не только аккумулировать доходы в центра­лизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт рас­ходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует, наверное, сказать о банков­ском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский

30 Раздел I. Финансовая деятельность и финансовое право

кредит может рассматриваться одновременно и как институт дохо­дов, и как институт расходов в государстве.

Поскольку финансовая деятельность — это деятельность, осно­вывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему фи­нансового права входит институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для финансовой деятельности го­сударств большое значение имеет присутствие на финансовом рын­ке иностранной валюты, поэтому об институте валютного регули­рования мы также поговорим.

Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расче­ты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Един­ство финансовой системы выражается в общем построении систе­мы финансового права, где в Общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особен­ностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отноше­ний и финансово-правовых институтов, рассматривается финансо­вый контроль и дается сравнительная характеристика основных фи­нансово-правовых институтов других государств. В Особенной час­ти финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты и подотрасли таким образом, что это становится базой для изучения финансово­го права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте предмет финансового права.

2. В чем выражается специфика метода финансового права? i

3. Что следует понимать под источником финансового права? <

4. Какие принципы лежат в основе финансового права?

5. Охарактеризуйте место финансового права в системе российского права.

6 Какова система финансового права?

Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансо­во-правовые отношения, их особенности и виды

§ 1. финансово-правовые нормы. Общая характеристика

Финансово-правовые нормы, так же как и нормы иных отрас­лей права, обладают отличительными свойствами: это писаные пра­вила поведения, которые устанавливаются государством в**етрого определенном порядке, по определенной форме и вводятся в дейст­вие в точно установленный законодателем срок. Помимо общих признаков, отличающих нормы права от иных социальных норм, финансово-правовые нормы права обладают и специфическими чертами. Так, они регулируют права и обязанности субъек­тов — участников финансовых отношений, и исполнение их обес­печивается принудительной силой государства. Основная особен­ность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят го­сударственно-властный, императивный характер. Государство пред­писывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам фи­нансово-правовых отношений выражаются в категорической фор­ме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и ус­ловия ее применения.

Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объ­ективными экономическими возможностями. Так, государство мо­жет финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития ма­териального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и другие внебюджетные фонды. Финансово-правовые нормы опре­деляют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания мо­гут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют юридические права и обязанности Участников финансовых правоотношений.

Процессуальные нормы финансового права устанавливают поря-Док применения и действия норм материального права. Так, зако­нодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, орга-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал