Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел VI. Банковское кредитование, расчеты
нов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы; приостанавливается действие или отзываются лицензии резидентов и нерезидентов. Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридических лиц — нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность: за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191); за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192), за невозврат из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193). Кодексом РФ об административных правонарушениях статьей 15.25 предусматривается административная ответственность за нарушение валютного законодательства. Большое значение в совершенствовании валютного контроля играет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»1, предусмотревший создание Комитета по финансовому мониторингу в структуре Министерства финансов РФ, на который возложены функции финансового, в том числе валютного, контроля. Контрольные вопросы: 2. 3. 4. 5. 6. 7. той? 9. Какие существуют типы валютных режимов? Какова структура валютного правоотношения? Кто является субъектом валютного правоотношения? Что может быть объектом валютного правоотношения? Что относится к валютным ценностям? Охарактеризуйте понятие «валютная операция». На какие виды делятся валютные операции с иностранной валю- Какие валютные операции могут совершать резиденты? Какие органы вправе осуществлять валютный контроль9 Какие организации относятся к агентам валютного контроля? СЗ РФ. 2001. № 33. РАЗДЕЛ VII. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Глава 21. Основы бюджетного права и бюджетного процесса § 1. Понятие бюджета Прежде чем перейти к рассмотрению бюджета и бюджетного права, необходимо отметить, что бюджетные отношения связаны с государственными финансами. Под государственными понимаются финансы различных государственных образований, в то время как частные финансы включают в себя финансы частных лиц и предприятий. Для лучшего понимания предмета бюджетного права представляется интересным сравнить частные и государственные финансы. Изучение финансовых проблем любого физического или юридического лица частного или публичного права сводится к изучению проблем управления денежными фондами, формирования и распределения доходов и расходов и составления бюджета. Но на этом их сходство заканчивается. Как показывает более глубокое изучение проблемы, финансы государства существенно отличаются от финансов частного лица и предприятия. Для иллюстрации рассмотрим более детально отдельные моменты. С тонки зрения поступлений различие проявляется в источнике финансирования и объеме доходов и средств. Государственный бюджет финансируется за счет множества источников (налоги, сборы, поступления от государственной собственности), в то время как частное лицо или предприятие имеют один или два источника доходов (заработная плата, дивиденды или прибыль). Кроме того, в исключительных случаях государство может прибегать к заимствованию денежных средств для финансирования своего бюджета, как и частное лицо или предприятие. Однако здесь различие заключается в уровне значимости размера долга. Что касается объема доходов и средств, необходимо отметить, что доходы государства, как правило, намного превышают доходы частных лиц и предприятий. С точки зрения расходов разница вытекает из подхода к расходованию средств. Так, государство сначала исчисляет свои расходы и лишь затем определяет необходимые для их покрытия доходы, в то время как частные лица и предприятия поступают наоборот. Безусловно, в объемном отношении расходы государства значи- 26 - 9677 402 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____ тельно превышают расходы частных лиц и предприятий, но необходимо признать, что манера действий государственной власти не создана для «улаживания дел» и не побуждает государство к сокращению расходов. Часто государство тратит больше, чем может покрыть, настолько больше, что не опасается таких серьезных последствий, как признание несостоятельности, применяемой к коммерческим предприятиям в случае прекращения ими платежей. Указанная ситуация обусловлена тем, что современное государство не может быть доведено до банкротства С точки зрения задач различия между государственными и частными финансами еще более явные. В то время как частные предприятия ищут прибыль, а физические лица — материальное удовлетворение для своих личных нужд, государство, наоборот, стремится защитить то, что оно считает общественным интересом. И этот общественный интерес, содержание которого непостоянно, изменяется с приходом нового правительства Посему сложно поднимать проблему издержек и доходности государственных финансов, ибо государство, представляемое правительством, обречено расходовать свои денежные ресурсы для успешной реализации своей политической программы во имя интересов общества. Однако сегодня в государственном секторе, как и в частном, стали руководствоваться принципом уменьшения издержек. Изменяется также и содержание контроля: классический контроль за законностью расходных и доходных операций в настоящее время дополняется контролем за качеством управления, представляющим собой контроль за целесообразностью использования денежных средств и призванным оценить эффективность использования государственными служащими государственных денежных средств. С точки зрения метода финансовые операции частных лиц (физических или юридических) базируются на договоре, в то время как государство применяет метод принуждения, властный метод. Принцип авторитарного распределения денежных средств является основным в управлении государственными финансами. Помимо исключительных полномочий в области налогообложения государство осуществляет контроль за кредитами, но более всего за денежным обращением. Таким образом, бюджет представляет собой свод доходов и расходов государства и кроме того, является документом политическим, юридическим и финансовым. Бюджет как политическая категория Как политическая категория бюджет воздействует на политический режим, на его политику и стабильность. Политическая власть и бюджетная власть всегда были тесно взаимосвязаны. Первоначально бюджет, (от старофранцузского «bougette» — небольшой мешок с деньгами) представлял собой королевскую казну ________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса403 и выражал баланс между властью политической и нацией, и рассматривался в качестве источника государственного дохода. Позднее термин «бюджет» приобрел финансовый смысл и стал представлять собой портфель с финансовыми документами, а затем и сам финансовый акт, ограничивающий королевскую власть в части, касающейся взимания налогов. Право передачи бюджетной власти стало затем объектом длительных политических баталий. Развитие бюджетного права проходило параллельно с развитием политического права. Два наиболее ярких примера позволяют проиллюстрировать борьбу за финансовую власть между исполнительной властью и парламентами. В Великобритании политическая организация монархии относится к периоду нормандских завоеваний XI в. Поделив территорию покоренной Англии между вассалами, Вильгельм Завоеватель обязал их не только военной службой, но и денежными взносами, носившими постоянный характер. В XIII в., в период расцвета феодального строя, в Англии развернулась острая политическая борьба: сильной королевской власти стали противостоять оформившиеся сословия. Итогом этой борьбы стало подписание Иоанном Безземельным Великой Хартии вольностей 15 июля 1215г., ст. 12 и 14 которой устанавливали, что ни «щитовые деньги», ни какие-либо иные пособия не должны взиматься в королевстве иначе, как по общему совету королевства — собрания всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип будущей Палаты лордов. В 1297 г. английский парламент принимает статут «О неналожении податей», согласно которому обложение прямыми налогами не может иметь места без согласия парламента. В XIV в. взимание косвенных налогов также было поставлено в зависимость от согласия парламента. Таким образом, монархия вынуждена была признать, что согласие на налоги является уже и формой контроля за расходами. Парламент добился того, что рассмотрение новых налогов стало ставиться в зависимость от трех королевских уступок: — использование новых доходов для конкретных расходов; — издание ряда законов; — право контроля счетов короля. В XV в. установился порядок, согласно которому дела, связанные с налогообложением, первоначально должны рассматриваться в нижней палате. Также помимо разрешения налогов предусматривалась возможность парламентского утверждения расходов. Однако парламентские полномочия в финансовой сфере вскоре привели к конфликту между королем и парламентом, когда король требовал вернуть ему отобранные права под угрозой роспуска последнего. В 1628 г. парламент подал королю «Петицию о праве», в соответствии с которой никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну «без общего согласия, данного актом парламента». На следующий год парламент возобновил со- 26- 404 Раздел VII. Финансово-правовые институ5ы за рубежом -------- тасование субсидий, чтобы показать временный характер их действия. Так был введен принцип ежегодности бюджета. Окончательно бюджетное право в Великобритании сформировалось в конце XVII в., когда бюджетный конфликт закончился превосходством парламента над Короной с принятием Ьилля о правах 1689 г., закрепившего за парламентом право утверждения доходов и расходов с их годовой периодичностью. Во Франции идея согласования налогов реально появилась лишь в XIX в. в результате революционной политической борьбы. В 1302 г. впервые было созвано общефраниузское собрание сословий - Генеральные штаты, которые являются прототипом французского собрания. Уже в соответствии с «Великим мартовским ордонансом» 1357 г. Генеральные штаты имели исключительное право не только на введение новых налогов, но и на контроль за расходами правительства. Однако на тот период налогами облагалось только третье сословие, а духовенство и дворянство оо-ладали налоговым иммунитетом. Отдельные попытки Людовика XIV, Ришелье и Людовика XV не привели к созданию единого бюджета. Лишь революция 1789г. привела к зарождению бюджетного права во Франции. Так, Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г., в ст. 13 и 14 установила необходимость общественного обложения для содержания государственной силы и на расходы по содержанию администрации, принцип равномерного обложения между всеми гражданами согласно их состоянию, а также право граждан лично или через своих представителей участвовать в обсуждении, утверждении и контроле за обложением и расходованием средств. Далее Конституция 3 сентября 1791 г. ввела годовое утверждение парламентом бюджета и его планирование. Конституции i/yj, 1795 и 1799 гг. внесли соответствующие дополнения к бюрж& р. В 1801 г. появился первый настоящий бюджет и 24 апреля 1Шэ r. -первый закон, касающийся государственного бюджета. Реставрация Бурбонов заложила основные принципы бюджетного права:, - необходимости утверждения расходов парламентом (закон от 25 марта 1817г.); тяПгУ — специализации кредитов (закон от 25 марта loi/ 1.;, — универсальности доходов (закон 15 мая 1818 г.). Для подтверждения своей финансовой прерогативы парламент использовал процедуру голосования бюджета по главам и парла ментскую инициативу в области общественных расходов. Ьюджет^ ная процедура в эту эпоху характеризовалась разделением компе тенций между парламентом и правительством. Конституция V Республики и органический закон от L ЯНВДРЯ 1959г. ознаменовали поворотную точку в бюджетном праве. Ооа этих акта ограничили компетенцию парламента в бюджетной сфер в пользу исполнительной власти.
|