Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 22. Основы налогового права. Отличия НДС в отдельных государствах, как правило, связаны с особенностями определения некоторых его элементов.
Отличия НДС в отдельных государствах, как правило, связаны с особенностями определения некоторых его элементов. Субъектами налогообложения могут быть физические и юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность и определяемые в качестве плательщиков соответствующим налоговым законом. Субъектами налога на добавленную стоимость могут выступать как частные юридические лица, так и государственные органы, государственные компании, местные органы власти и другие организации, созданные на основе публично-правового акта, но осуществляющие коммерческие операции по продаже товаров и услуг. '* Определяя субъект обложения НДС, следует различать юридического и экономического плательщиков налога. Юридическим плательщиком является физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог в соответствии с законом. Экономическим плательщиком становится конечный потребитель товара или услуги, несущий бремя налога в форме части продажной цены товара (услуги). Налогооблагаемой базой НДС является новая часть стоимости товара (услуги), появившаяся на очередной стадии его прохождения. Например часть стоимости, добавленная производителем товара к стоимости материалов, из которых он произведен, при создании нового изделия, передаваемого в сферу распределения. Налог на добавленную стоимость отличается от другого многоступенчатого налога — налога с оборота. Налоговой базой многоступенчатого налога с оборота является валовая стоимость товара на каждой стадии его движения от производителя к потребителю. Таким образом, налог накапливается на каждой стадии движения товара. При определении налоговой базы НДС учитывается лишь добавленная стоимость и предусматривается вычет из «нового» НДС налога на добавленную стоимость, уплаченного на всех предыдущих стадиях прохождения товара (т.е. ранее уплаченных НДС). Порядок исчисления налога осуществляется на основе прямого аддитивного1 метода, косвенного аддитивного метода, метода прямого вычитания и косвенного метода вычитания. Наибольшее применение имеет четвертый, зачетный метод по счетам, поскольку он наиболее «прозрачен» для проверки и позволяет использовать дифференцированную ставку налога. Законодательство предусматривает несколько видов ставок налога на добавленную стоимость: стандартную, пониженную и повышенную ставку. Пониженная ставка, как правило, устанавливается в отношении товаров (услуг) повышенного социального значения, например продовольственных товаров, медицинских услуг и т.д. Налоговые льготы находят свое выражение в установлении пониженной ставки или в полном освобождении от налога. Освобождению от налога подлежит лишь добавленная стоимость на стадии перехода товара (услуги) к конечному потребителю. лять). Термин «аддитивный» происходит от английского глагола to add (добав-.). 480 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____ Обычно от НДС освобождаются основные виды продовольствия, школьные товары и услуги, услуги врачей, транспортные услуги, газеты, радиовещание и т.д. Освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в форме неустановления ставки налога или установления нулевой ставки налога. Различие заключается в том, что последний продавец товара (услуги) может требовать компенсации той части стоимости товара (услуги), которую он не перекладывает на покупателя в цене товара в силу нулевой ставки НДС. Нулевая ставка применяется в государствах — членах ЕС в отношении экспортируемых товаров. Место НДС в системе финансирования государственного бюджета зависит от проводимой в стране налоговой политики. Однако даже в тех государствах, где налоговые обязательства распределяются примерно одинаково между косвенными и прямыми налогами, на долю НДС приходится заметная часть бюджетных поступлений от косвенного налогообложения. В государствах Европейского Союза качество источника системы «собственных ресурсов» ставит НДС в особое положение, поскольку правовое регулирование системообразующих налогов осуществляется преимущественно нормами права ЕС. И хотя этот источник финансирования европейского бюджета наполняется лишь за счет единой процентной надбавки к национальному налогу, тем не менее все его элементы составляют предмет законотворчества ЕС. Этим объясняется то, что в правовом регулировании НДС государств — членов Сообществ почти не осталось серьезных различий, поскольку основные вопросы гармонизации национального законодательства на сегодняшний день практически решены. Сравнимое положение сложилось в государствах — членах ЕС и в отношении индивидуальных акцизов на отдельные виды товаров. Европейские Сообщества приняли серию директив, которые гармонизировали национальное законодательство об акцизах на табак, алкоголь и минеральные масла, установив общий подход к регулированию основных элементов этих налогов. В налоговых системах государств — членов ЕС налог на добавленную стоимость, индивидуальные акцизы и таможенные пошлины представляют собой те виды обязательных платежей, регулирование которых осуществляется на основе норм права ЕС, импле-ментированных в национальный правопорядок. § 4. Ответственность за налоговые правонарушения Во всех государствах предусматривается обязанность граждан уплачивать налоги. Это — естественно, поскольку налоги составляют основную часть государственного бюджета. Во многих странах прямые налоги, непосредственно уплачиваемые физическими и юридическими лицами, приносят более половины государственных доходов. При этом также естественно и то, что граждане не любят платить налоги, считая, что государство далеко не всегда эффективно
|