Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 22. Основы налогового права. использует получаемые финансовые средства для осуществления своих социально-экономических и иных программ
использует получаемые финансовые средства для осуществления своих социально-экономических и иных программ. Есть и другие причины, по которым граждане не любят платить налоги, но делают это, понимая их необходимость для нормального функционирования государства и жизни гражданского общества. Государство, в свою очередь, понимает, что лишь убеждением добиться уплаты налогов невозможно, поэтому устанавливает различные меры наказания за невыполнение или нарушения в выполнении налоговой обязанности. В зарубежных странах предусматривается два основных вида ответственности за налоговые правонарушения: административная и уголовная. Однако в каждом государстве решение вопроса ответственности имеет свои особенности, определяемые законодательством и доктриной. В настоящем параграфе предполагается рассмотреть общее и особенное в вопросе ответственности за налоговые правонарушения на примере ряда зарубежных государств. Прежде всего следует определиться с критерием разграничения административной и уголовной ответственности. Уже здесь возникает первая сложность. Дело в том, что принятый в отечественной науке и понятный российскому юристу критерий степени общественной опасности противоправного деяния в западноевропейской правовой доктрине не признается как отличительный признак разграничения видов правовой ответственности. В странах Европы и США таким критерием является воля законодателя: • если санкции за правонарушение предусмотрены в уголовном законе, то это означает наличие уголовной ответственности; • если санкции установлены в административном законе, то это означает административную ответственность за правонарушение. Однако в ряде европейских государств, в частности в Великобритании, Франции и Италии, санкции за основные налоговые правонарушения установлены не в административном или уголовном законодательстве, а в специальных налоговых законах. В этом случае основной критерий разграничения уголовной и административной ответственности применяется опосредованно, через сравнение суровости санкций за правонарушение: • если налоговый закон предусматривает арест на срок меньше минимального срока лишения свободы, установленного УК, то речь идет об административной ответственности; • если закон устанавливает штраф, размер которого ниже минимального штрафа, предусмотренного УК, то это также означает административную ответственность. Различие уголовного и административного штрафа можно проводить и по другому критерию, — в зависимости от государственного > органа, налагающего штраф. Соответственно, административный штраф устанавливается административными органами, а уголовный — I только судом. Таким образом, в доктрине проводится разграничение админи- icтpaтивнoй и уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Однако лишь анализ законодательства зарубежных госу-31 - 9677 482 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____ дарств может дать конкретные примеры решения этого вопроса и определить основные виды противоправных деяний, квалифицируемых в законе как налоговые правонарушения. В Германии правовыми актами, предусматривающими ответственность за налоговые правонарушения, являются: 1) Положение о налогах 1977 г.; 2) Уголовный кодекс 1871 г. (в редакции 1987 г.); 3) Закон ФРГ об административных правонарушениях (в редакции 1987 г.). Основным источником норм, определяющих ответственность за налоговые правонарушения, является Положение о налогах, закрепляющее принцип, устанавливающий соотношение налогового законодательства, с одной стороны, и уголовного/административного законодательства — с другой: в отношении административных правонарушений/налоговых преступлений действуют общие нормы административного/уголовного закона соответственно, если иное не предусмотрено Положением о налогах. Положение о налогах (далее — Положение) предусматривает уголовную и административную ответственность за совершение налоговых правонарушений. Именно в таком порядке нормы права расположены в тексте: сначала параграфы, регламентирующие налоговые преступления, а затем — налоговые административные правонарушения. Однако рассматривать эти нормы будем в обратном, привычном порядке, начиная с административной ответственности. Административная ответственность за налоговые правонарушения закрепляется преимущественно в Положении, где в ряде параграфов описываются противоправные налоговые деяния, влекущие за собой административный штраф. К такого рода деяниям отнесены: • неумышленное уклонение от уплаты налогов в смысле абз. 1 § 370 Положения; • угроза налоговому порядку: умышленное или «по недосмотру» неправильное ведение бухгалтерской документации, создающее возможности сокращения налоговых выплат и получения незаконных налоговых льгот; • умышленное или «по недосмотру» нарушение законодательства, регулирующего порядок уплаты налога на потребительские товары1; • нарушение законодательства, влекущее за собой создание возможности уклонения от уплаты ввозных таможенных пошлин. Уголовная ответственность предусматривается за налоговые преступления, основные виды которых перечислены в Положении о налогах и Уголовном кодексе: 1) уклонение от уплаты налогов; 2) нарушение таможенных правил; 3) подделка знаков уплаты пошлин; 4) нарушение налоговой тайны; 5) укрывательство имущества с целью уклонения от налогообложения. Уклонение от уплаты налогов проявляется в различных формах: 1 Имеются в виду нарушения, связанные с упаковкой, маркировкой и транспортировкой товаров, влекущие за собой их неправильное налогообложение
|