Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимосвязь методических принципов
Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных принципов. Принцип сознательности и активности формулирует общую предпосылку реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и активное отношение занимающихся к делу обусловливает доступность учебного материала, прочность приобретаемых знаний, умений и навыков, связь предыдущего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т. д. С другой стороны, активная деятельность занимающихся лишь тогда может считаться по-настоящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной цели, когда она согласуется с требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа доступности и индивидуализации немыслимы ни выбор рациональной последовательности, ни прогрессирование нагрузок. В свою очередь, границы доступного раздвигаются на основе реализации принципов систематичности и прогрессирования. Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действенность каждого из них. Вполне очевидно, что действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Специфические методы физического I воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств - слова и сенсорно-образных воздействий (" наглядности"), причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности. Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в процесс физического воспитания.
2. Методы обучения Метод обучения - это такой способ воздействия, при котором можно решить широкий круг задач в самых различных условиях с различным контингентом занимающихся. Практические методы обучения: 1.Методы строго регламентированного упражнения. 2.Игровой метод. 3.Соревновательный метод. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе; 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) использовать физические упражнения в занятиях с любыми возрастным контингентом; 5) эффективно осваивать технику физических упражнений, используя определенные условия, облегчающие точное управление действиями занимающихся. Так, в процессе разучивания движений используют метод разучивания по частям и метод разучивания в целом. Выбор метода зависит в первую очередь от особенностей структуры изучаемых действий. Методы разучивания по частям обычно применяются при начальном изучении двигательного действия со сложной структурой. При использовании этого метода следует придерживаться двух основных требований: во-первых, расчленять движение так, чтобы элементы сохраняли свои характеристики; во-вторых, не закреплять владение вычлененной частью до навыка. Этот метод не должен применяться, если двигательное действие нельзя расчленить без существенных искажений его частей. В этом случае используют метод разучивания в целом. Этот метод нежелательно применять при начальном разучивании сложного двигательного действия. И в то же время он предпочтителен при обучении сравнительно простых естественных движений. Метод целостного воспроизведения движений является ведущим на завершающих этапах обучения движениям независимо от их сложности. Игровой метод в физическом воспитании чаще всего используется в виде общепринятых элементарных подвижных и спортивных игр, однако его нельзя отождествлять с какой-либо конкретной игрой (волейболом, баскетболом или подвижными играми). Игровой метод может быть применен на материале любых физических упражнений при условии, что физический упражнения поддаются организации согласно особенностям данного метода. Характерные признаки игрового метода: 1.Организация двигательной деятельности на определенной сюжетной основе, т.е. деятельность занимающихся организуется на основе образного или условного сюжета (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жесткие конкретные условия и способы достижения игровой цели. 2.Ограниченные возможности дозирования нагрузки. Это не значит, что нагрузка в игре не поддается регулированию. Нагрузка регулируется в той или иной мере правилами игры. Однако точность всегда меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения. 3.Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к творческой инициативе. 4.Повышенная эмоциональность, соперничество. 5.Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. К недостаткам игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при формировании нового, особенно сложного двигательного навыка, а также при дозировании нагрузки на организм. Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревнование как метод совершенствования применяется после того, как у занимающихся образовался некоторый двигательный навык. Соревновательный метод может использоваться при любой форме организации занятий. Характерные признаки соревновательного метода: 1.По особенностям регулирования нагрузки соревновательный метод занимает промежуточное положение между методом строго регламентированного упражнения и игровым методом. 2.Фактор соперничества, борьба за первенство. Это повышает интерес, способствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Он позволяет за короткий промежуток времени значительно увеличить физиологическую нагрузку на организм. Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании волевых и моральных качеств (решительность, настойчивость, смелость). Слабой стороной соревновательного метода являются его ограниченные возможности дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся.
|