Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 6. 1.Планирование и управление самостоятельными занятиями.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПЛАН 1.Планирование и управление самостоятельными занятиями. 2.Формы и содержание самостоятельных занятий. 3.Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. 4.Особенности самостоятельных занятий для женщин. 5.Границы интенсивности нагрузок в условиях занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. 6.Гигиена самостоятельных занятий. 7.Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
ЛИТЕРАТУРА 1.Алексеев А. В. Сам себетренер.-М.: ФиС, 1969. 2.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 1993. 3.Белов Р. А. и др. Самостоятельные занятия студентов физической культурой.-Киев: Высшая школа, 1988. 4.Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов.-Воронеж: Изд. ВГУ, 1991. 5.Массовая физическая культура в вузе /Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Мотятова.-М.: ФиС, 1994. 6.Рейзин В.М., Шушко А.С. Физическая культура в жизни студента. - М.: Высшая школа, 1986. 7.Физическое воспитание: Учебник /Под ред. В.А. Маслякова, В.А.Коробко-ва. - М.: Высшая школа, 1983. Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом должны быть обязательной составляющей частью здорового образа жизни студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников высших учебных заведений. Они являются неотъемлемой частью научной организации труда, восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффектному восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной работоспособности.
Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разноевремя и включать задания преподавателя или по самостоятельно составленной программе. Эта форма занятий с каждым годом получает большее распространение. Она необходима для повышения спортивных результатов спортсменов, а. также способствует привлечению все более широкого круга членов коллектива вуза к занятиям, внедрению здорового образа жизни.
Планирование и управление самостоятельными занятиями Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей. Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т.е. на 4-6 лет. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе и выполнение требований и норм учебного плана по физической культуре. Эти планы отражают различные задачи, которые стоят перед студентами, зачисленными в разные медицинские группы. Главная задача самостоятельных тренировочных занятий студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, -ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний и устранение функциональных отклонений и недостатков физического развития. Студенты специальной медицинской группы при проведении самостоятельных тренировочных занятий должны консультироваться и поддерживать постоянную связь с преподавателем физического воспитания и лечащим врачом. Студентам, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, рекомендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения всеми требованиями, нормами учебной программы. Одновременно с этим для данной категории студентов доступны занятия отдельными видами спорта. Студенты основной медицинской группы подразделяются на две категории: занимавшиеся и не занимавшиеся ранее спортом. Все студенты этой группы должны начинать с многоборной подготовки. Студентам, ранее не занимавшимся спортом и не имеющим к нему интереса, рекомендуется заниматься по программе разносторонней подготовки. Студенты, поступившие на 1 курс с определенной спортивно-технической подготовкой, должны стремиться постоянно совершенствовать свое спортивное мастерство. В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом направлено на достижение единой цели, которая стоит перд студентами всех медицинских групп, - сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности. Самостоятельные тренировочные занятия проводятся на всех годах обучения студентов. Там, где на старших курсах предусмотрены учебные занятия по физическому воспитанию с преподавателями по учебному расписанию, самостоятельные занятия проводятся дополнительно к этим учебным занятиям с учетом личных стремлений и интересов студентов. Управление самостоятельными занятиями заключается в определении состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся на каждом отрезке времени занятий и в соответствии с результатами этого определения - в корректировке различных сторон занятий с целью достижения их наибольшей эффективности. Для осуществления управления процессом самостоятельной тренировки необходимо проведение ряда мероприятий. Определение индивидуальных особенностей занимающегося - состояние его здоровья, физической и спортивной подготовленности, спортивных интересов, условий питания, учебы т быта и т.п. В соответствии с индивидуальными особенностями определяется реально достижимая цель занятий. Например, если студент имеет отклонения в состоянии здоровья и ему определена специальная медицинская группа, то целью его занятий будет укрепление его здоровья и закаливание организма. Для студентов практически здоровых, но не занимающихся ранее спортом, целью занятий на первом этапе будет повышение уровня физической подготовленности с переходом в дальнейшем на занятия избранным видом спорта с целью спортивного совершенствования. Для студентов, имеющих достаточную физическую подготовку, занимавшихся ранее избранным видом спорта, цель - достижение высоких спортивных результатов. Разработка и корректировка планов: перспективного и годичного, а также на период, этап и микроциклы тренировочных занятий производится с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и динамики показателей состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности, полученных в процессе занятий. Определение и изменение содержания, организации, методики и условий занятий, применяемых средств тренировки необходимо для достижения наибольшей эффективности занятий. В зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий, анализа хода тренировочного процесса, вносится коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля. Цель предварительного учета - зафиксировать данные исходного уровня подготовленности тренированности занимающегося. Эти данные должен иметь каждый приступающий к занятиям для составления плана тренировочных занятий с Учетом индивидуального уровня физической подготовленности. Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность выполненной тренировочной работы, результаты участия в соревнованиях и выполнения норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет поверять правильность хода тренировочного процесса и вносить поправки в планы. Объективную оценку состояния занимающихся дает применение разнообразных тестов. Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Этот учет предполагает сопоставление данных состояния здоровья и тренированности, а также данных об объеме работы, выраженной во времени, затраченном на выполнение упражнений, и в количестве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавании различной интенсивности, с результатами, показанными на соревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл. Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, вес тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и другие. Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображен на графике, показывающем динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.
Содержание и формы самостоятельных занятий Содержание и формы самостоятельных занятий физическими занятиями и спортом определяются их целью и задачами. Существуют три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия. В содержание самостоятельных занятий рекомендуется включать бег 100 метров, прыжки в длину и высоту с разбега, метание гранаты, толкание ядра, лыжные гонки, марш-бросок, велосипедный кросс, плаванье, подтягиванье на перекладине (для мужчин), толчок штанги от груди (для мужчин), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для женщин), поднимание и опускание туловища в положении лежа руки за голову, ноги закреплены (для женщин), туристический поход.
УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (ЗАРЯДКА) Утренняя гигиеническая гимнастика ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, она усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Регулярные утренние занятия физическими упражнениями укрепляют двигательный аппарат, способствуют развитию физических качеств, особенно таких, как сила, гибкость, ловкость. Кроме того, во время утренней гимнастики можно осваивать технику многих спортивных видов; зарядка позволяет преодолеть гиподинамию, свойственную современному человеку, укрепить здоровье, повысить физическую и умственную работоспособность. Ежедневная утренняя гимнастика, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма. Эффективность утренней гимнастики основывается на соблюдении гигиенических правил ее проведения, подборе специальных упражнений и их дозировке, сочетание зарядки с другими формами занятий физической культурой, на учете ее эффективности и другое. При проведении утренней гимнастики следует соблюдать определенные гигиенические правила. По возможности, зарядку рекомендуется проводить круглый год на открытом воздухе, что дает наибольший эффект. При выполнении ее в помещении необходимо хорошо проветрить комнату и делать зарядку при открытом окне или форточке. Комплекс упражнений следует выполнять в легкой спортивной одежде (трусах и майке). Эффективность утренней гимнастики зависит, прежде всего, от подбора упражнений, дозировки нагрузок и интенсивности выполнения упражнений. Продолжительность зарядки зависит от степени физической подготовленности, рекомендуется проводить зарядку не менее 30 мин. В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и подвижность, дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включить упражнения со скакалкой, экспандером и резиновым жгутом, с мячом (например, элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол). Объем нагрузки и ее интенсивность должны ограничиваться и быть значительно меньшими, чем в дневных тренировках. Упражнения, как и вся зарядка, не должны вызывать утомления. При появлении утомления следует проконсультироваться с преподавателем физического воспитания или обратиться к врачу. При выполнении утренней гигиенической гимнастики рекомендуется придерживаться определенной последовательности выполнения упражнений: •ходьба, медленный бег, ходьба (2-3 мин.); •упражнения типа " потягивание" с глубоким дыханием; •упражнения на гибкость и подвижность для рук, шеи, туловища, ног; •силовые упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями для рук, туловища и ног (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения с легкими гантелями - для женщин 1, 5-2 кг, с экспандером и другие); •различные наклоны и выпрямления в положении стоя, сидя, лежа, приседание на одной и двух ногах и другие; •легкие прыжки или подскоки (со скакалкой) - 20-30 с; •медленный бег и ходьба (2-3 мин.); •упражнения на расслабление с глубоким дыханием. При составлении комплексов утренней гигиенической гимнастики и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с наивысшей нагрузкой в середине и во второй половине комплекса. К концу выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений с постепенным увеличением ее до средних величин. Между сериями из 2-3 упражнений (а при силовых - после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с). Дозировка физических упражнений, то есть увеличение или уменьшение их интенсивности, обеспечивается: изменением исходных положений (например, наклоны туловища взад - вперед, не сгибая ног в коленях, с доставанием руками пола легче делать в исходном положении ноги врозь и труднее - в исходном положении ноги вместе); изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха. Во время выполнения комплекса упражнений утренней зарядки большое значение придается правильному дыханию. Во время выполнения упражнений рекомендуется сочетать вдох и выдох с движениями. Вдох рекомендуется сочетать с разведением рук в стороны или с подниманием их вверх, с потягиванием и прогибанием позвоночника, с выпрямлением туловища после наклонов, поворотов я приседаний. Выдох производится при опускании рук вниз, во время наклонов и поворотов туловища, при приседаниях, поочередном поднимании ног вперед маховыми движениями и т.п. Дышать следует только через нос или одновременно через нос и рот. Сочетание зарядки с другими формами занятий физической культурой и спортом имеет большое значение. Рекомендуется во время утренней гимнастики совершенствовать наиболее отстающие физические качества. Регулярное сочетание выполнения упражнений утренней гимнастики с упражнениями из выбранного вида спорта эффективно способствует достижению занимающимися высоких спортивных результатов. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5-7 мин.) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания. Учет эффективности утренней гигиенической гимнастики ведется в дневнике самоконтроля, в котором отмечаются субъективные ощущения и объективные данные состояния организма. Кроме того, каждый занимающийся по графику врачебного контроля, утвержденному в вузе, проходит медицинское освидетельствование. В случае необходимости, при первых признаках повышения утомляемости организма, а также при появлении болевых ощущений, каждый занимающийся обязан обратиться к врачу, проконсультироваться у преподавателей физического воспитания по содержанию тренировочных планов на дальнейший период. В наше время благотворное влияние зарядки для всех и каждого ни у кого не вызывает сомнения, а потому не будьте инертны, преодолейте лень, встаньте на 10-15 мин. раньше и посвятите их своему здоровью. Пройдет немного времени, зарядка войдет в привычку, и вам будет трудно отказаться от нее. А вы и не отказывайтесь! Начать зарядку можно еще лежа в постели.
|