Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей
Роль учителя-предметника во внедрении физической культуры в школьном коллективе Физическое воспитание составляет важный и весьма сложный объект внутришкольного управления, оно осуществляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива. Учителя-предметники могут и должны использовать средства физического воспитания в процессе обучения, участвовать в организации гимнастики до уроков, физкультминуток и пауз, игр и спортивных развлечений на переменах, следить за осанкой учащихся. Учителю вместе с родителями нужно настойчиво добиваться, чтобы день ученика начинался с утренней гигиенической гимнастики. Дети должны знать, что сиюминутной пользы от зарядки ждать нельзя. Важен собирательный эффект этих занятий. Комплексы специальных физических упражнений, активизируя все биологические процессы, происходящие в организме, помогают ему быстрее войти в рабочее состояние, оказывают воздействие на все группы мышц. Основное назначение физкультминут и физкультпауз - средствами активного, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность. Учитель сам решает, когда прервать урок и начать физкультминутку, чаще всего она проводится в середине второго (начальные классы) или третьего урока, когда появляются признаки усталости. Благоприятные условия для отдыха создают на переменах между уроками. На каждой перемене в каждой классной комнате открываются форточки. Перемены, особенно большие, должны быть заполнены активными и разумными движениями, которые облекаются в форму коллективных игр, спортивных развлечений и аттракционов.
Профессионально значимые прикладные знания, умения и навыки студентов-педагогов Прикладные знания - это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно будет приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными. В процессе теоретических и практических занятий по курсу физического воспитания, в процессе спортивной тренировки занимающиеся получают основные сведения о методике повышения функциональных возможностей организма, работоспособности отдельных его систем. При этом очень важно, что закономерности повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с достижением и поддержанием высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда. Поэтому приобретенные знания, несомненно, носят прикладной характер для специалиста любого профиля. При практической реализации они способствуют укреплению здоровья, сохранению и повышению профессиональной работоспособности. Прикладные умения и навыки необходимы во многих профессиях, в том числе и педагогам. Они обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ. Процесс формирования прикладных знаний включает овладение студентами знаниями о рациональном использовании средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха в целях борьбы с производственным утомлением и профессиональными вредностями в зависимости от меняющихся производственных и бытовых условий. Существенная часть прикладных знаний является специфичной для представителей той или иной профессии. Формирование прикладных умений и навыков имеет важнейшее значение в процессе профессионально-педагогической физической подготовки (ППФП) и тесно связано с рациональной последовательностью их освоения. Двигательное умение - приобретенная способность неавтоматического управления действиями; двигательный навык - автоматизированный навык управления движением. Для ППФП принципиально важна степень освоения двигательных действий, так как при обучении им, особенно отдельным трудовым движениям различной сложности, не всегда требуется доводить их до степени автоматизма. Профессиональные заболевания педагогов и роль средств и форм физической культуры в их профилактике Основной из особенностей труда учителя является постоянная нагрузка на голосовой аппарат. С годами появляются профзаболевания, которые не только преждевременно старят, раздражают человека, но и ощутимо снижают его трудоспособность и эффективность обучения. Так как речь зависит от правильного и глубокого дыхания, то крайне важно соблюдать правильный режим дыхания. После урока желательно помолчать, спокойно и глубоко дышать для восстановления в организме баланса кислорода. Очень важно развивать мышцы брюшной полости и грудной клетки. Этому хорошо способствуют длительные прогулки, бег, плавание, ходьба на лыжах. Эти виды спорта полезны для всех лиц, работа которых характеризуется высокой речевой нагрузкой. Профессиональной особенностью труда учителя является избирательная и повторяющаяся нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий мозга. Компенсаторные возможности коры головного мозга обычно маскируют это явление. Однако с возрастом компенсаторные возможности снижаются, что является причиной функциональных неврозов. Со временем стойкие изменения в сосудах мозга усугубляют постоянное, хотя и не значительное, повышение артериального давления вследствие повышенного обмена веществ. Учитывая, что обмен веществ регулируется щитовидной железой, можно полагать, что и гиперфункция ведет к зобной болезни. У учителей часто проявляются сердечно-сосудистые патологии. Синдром вегето - сосудистой дистонии наблюдался в 20 случаях из 100 обследованных, гипотоническая болезнь - в 18, гипертоническая - в 12, инфаркт миокарда - в 10 случаях. Среди других патологических форм выделяется язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. В структуре сердечно-сосудистой патологии особое место занимают заболевания, обусловленные взаимодействиями нервно-эмоциональных факторов. Некоторые заболевания, типичные для учителей, имеют тенденцию к распространению еще в студенческие годы. Наблюдения свидетельствуют о том, что к выпускному курсу увеличивается число лиц, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Все это подтверждает мысль, что специальной заботой будущего учителя должно быть укрепление здоровья, усиление физической закалки, формирование умения не только интенсивно и продуктивно работать, но и отдыхать.
|