Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей






Роль учителя-предметника во внедрении физической культуры

в школьном коллективе

Физическое воспитание составляет важный и весьма сложный объект внутришкольного управления, оно осуществляется совместными скоординированны­ми усилиями всего педагогического коллектива.

Учителя-предметники могут и должны использовать средства физического воспитания в процессе обучения, участвовать в организации гимнастики до уро­ков, физкультминуток и пауз, игр и спортивных развлечений на переменах, сле­дить за осанкой учащихся.

Учителю вместе с родителями нужно настойчиво добиваться, чтобы день уче­ника начинался с утренней гигиенической гимнастики. Дети должны знать, что сиюминутной пользы от зарядки ждать нельзя. Важен собирательный эффект этих

занятий. Комплексы специальных физических упражнений, активизируя все био­логические процессы, происходящие в организме, помогают ему быстрее войти в рабочее состояние, оказывают воздействие на все группы мышц.

Основное назначение физкультминут и физкультпауз - средствами активно­го, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность.

Учитель сам решает, когда прервать урок и начать физкультминутку, чаще всего она проводится в середине второго (начальные классы) или третьего урока, когда появляются признаки усталости.

Благоприятные условия для отдыха создают на переменах между уроками. На каждой перемене в каждой классной комнате открываются форточки. Переме­ны, особенно большие, должны быть заполнены активными и разумными движе­ниями, которые облекаются в форму коллективных игр, спортивных развлечений и аттракционов.

 

Профессионально значимые прикладные знания, умения и навыки

студентов-педагогов

Прикладные знания - это те знания, которые могут быть необходимы для бу­дущей профессиональной деятельности и которые можно будет приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными. В процессе теоретических и практи­ческих занятий по курсу физического воспитания, в процессе спортивной тре­нировки занимающиеся получают основные сведения о методике повышения функциональных возможностей организма, работоспособности отдельных его систем. При этом очень важно, что закономерности повышения спортивной ра­ботоспособности имеют единую психофизиологическую основу с достижением и поддержанием высокой профессиональной работоспособности человека в сфе­ре труда. Поэтому приобретенные знания, несомненно, носят прикладной харак­тер для специалиста любого профиля. При практической реализации они способ­ствуют укреплению здоровья, сохранению и повышению профессиональной ра­ботоспособности. Прикладные умения и навыки необходимы во многих профес­сиях, в том числе и педагогам. Они обеспечивают безопасность в быту и при вы­полнении определенных видов работ.

Процесс формирования прикладных знаний включает овладение студентами знаниями о рациональном использовании средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха в целях борьбы с производственным утомлением и про­фессиональными вредностями в зависимости от меняющихся производственных и бытовых условий. Существенная часть прикладных знаний является специфич­ной для представителей той или иной профессии.

Формирование прикладных умений и навыков имеет важнейшее значение в процессе профессионально-педагогической физической подготовки (ППФП) и тесно связано с рациональной последовательностью их освоения. Двигательное умение - приобретенная способность неавтоматического управления действия­ми; двигательный навык - автоматизированный навык управления движением. Для ППФП принципиально важна степень освоения двигательных действий, так как при обучении им, особенно отдельным трудовым движениям различной слож­ности, не всегда требуется доводить их до степени автоматизма.

Профессиональные заболевания педагогов и роль средств и форм

физической культуры в их профилактике

Основной из особенностей труда учителя является постоянная нагрузка на голосовой аппарат. С годами появляются профзаболевания, которые не только преждевременно старят, раздражают человека, но и ощутимо снижают его трудо­способность и эффективность обучения.

Так как речь зависит от правильного и глубокого дыхания, то крайне важно соблюдать правильный режим дыхания. После урока желательно помолчать, спо­койно и глубоко дышать для восстановления в организме баланса кислорода. Очень важно развивать мышцы брюшной полости и грудной клетки. Этому хорошо спо­собствуют длительные прогулки, бег, плавание, ходьба на лыжах. Эти виды спорта полезны для всех лиц, работа которых характеризуется высокой речевой нагруз­кой. Профессиональной особенностью труда учителя является избирательная и повторяющаяся нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий моз­га. Компенсаторные возможности коры головного мозга обычно маскируют это явление. Однако с возрастом компенсаторные возможности снижаются, что явля­ется причиной функциональных неврозов. Со временем стойкие изменения в со­судах мозга усугубляют постоянное, хотя и не значительное, повышение артери­ального давления вследствие повышенного обмена веществ. Учитывая, что об­мен веществ регулируется щитовидной железой, можно полагать, что и гипер­функция ведет к зобной болезни.

У учителей часто проявляются сердечно-сосудистые патологии. Синдром вегето - сосудистой дистонии наблюдался в 20 случаях из 100 обследованных, гипо­тоническая болезнь - в 18, гипертоническая - в 12, инфаркт миокарда - в 10 случаях. Среди других патологических форм выделяется язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. В структуре сердечно-сосудистой патологии особое место занимают заболевания, обусловленные взаимодействиями нервно-эмоциональных факторов.

Некоторые заболевания, типичные для учителей, имеют тенденцию к распро­странению еще в студенческие годы. Наблюдения свидетельствуют о том, что к выпускному курсу увеличивается число лиц, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Все это подтверждает мысль, что специальной заботой будущего учителя должно быть укрепление здоровья, усиление фи­зической закалки, формирование умения не только интенсивно и продуктивно работать, но и отдыхать.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал