Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, значение и структура ППФП






Современное производство с его механизацией и автоматизацией производ­ственных процессов характеризуется не только уменьшением удельного веса фи­зического труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интен­сивности. Это неизбежно требует значительно большего напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации и культуры движений, высокой концентрации внимания от рабочих и специалистов. Перечисленные ка­чества нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, ибо, чем совер­шеннее техника и сложнее технология производства, тем более совершенным должен быть человек, управляющий ими.

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым выс­шим учебным заведением ставится задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов орга­низации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе и научных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возмож­но только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности моло­дых специалистов, которые могут быть приобретены им при регулярных и специ­ально организованных занятиях физической культурой и спортом.

Реализация ППФП в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых - существенные различия в условиях и характере труда представителей многочисленных специальностей и специализаций на произ­водстве, в сфере образования, в сфере управления экономикой и т.д., а отсюда - необ­ходимость различного содержания этого раздела программы физического воспита­ния для студентов каждого факультета. Вот почему физическая программа по физи­ческой культуре рекомендует конкретное содержание ППФП студентов разрабаты­вать кафедрам физического воспитания совместно с профилирующими кафедрами вузов. Такой подход к проблеме позволяет более полно учесть особенности условий и характера труда будущей профессиональной деятельности студентов.

Основу физического воспитания составляет разносторонняя физическая под­готовка. Вместе с тем, как показывают профессиографические исследования, тре­бования к физической и психической подготовленности инженера существенно отличаются от подобных требований, предъявляемых врачу, педагогу и т.д. Спе­цифичными они являются для инженера-теплоэнергетика, химика, литейщика, экономиста и работников других профессий. Различия в требованиях к физичес­кой и психической подготовленности диктуют необходимость ППФП.

Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП воспитываются и совершенствуются психические и волевые качества, приобретаются знания и умения в области производственной и физической культуры, развиваются различные профессионально-важные сенсор­ные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки.

Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов техничес­ких вузов, рабочих и инженеров промышленных предприятий, будущих учите­лей, врачей и т.д., создает предпосылки для сокращения сроков профессиональ­ной адаптации, повышения высокой профессиональной работоспособности и производительности труда.

В содержании и организации ППФП студентов различных вузов имеются осо­бенности, она решает широкий круг специальных задач, для реализации которых от­бираются наиболее адекватные и эффективные средства и методы физического вос­питания, разрабатываются новые. Вместе с тем эта подготовка не является чем-то

обособленным от системы физического воспитания, а органически связана со всеми основными направлениями, использует многие ее средства, методы, формы.

Профессионально-прикладную физическую подготовку нужно рассматривать как составную часть (подсистему) общей системы формирования специалиста в вузе. Поэтому она должна тесно увязываться не только с физическим воспитани­ем, но и с общим процессом обучения и воспитания студентов.

Для ППФП студентов вузов характерна определенная структура. ППФП име­ет свои идеологические, методические и организационные основы, определен­ную направленность (цель, задачи, принципы, критерии, вытекающие из требо­ваний к личности профессионала) и обеспечивается с помощью специальных средств и методов, форм организации занимающихся: программ и нормативов, отражающих требования к содержанию и результатам ППФП.

Функционирование ППФП обеспечивают материальная база, наличие специ­альной литературы, проведение научных исследований, специальная теоретичес­кая и методическая подготовка руководителей ППФП.

Особенности ППФП студентов различных вузов выражаются преимуществен­но во всенаправленности и подборе средств. При планировании ППФП в вузе учитываются ее организационные уровни ППФП студентов института, факульте­та, отдельного студента. ППФП студентов всех вузов базируется на разносторон­ней физической подготовке занимающихся, не подменяя и не отменяя ее. Важ­ность такого сочетания определяется рядом объективных закономерностей фор­мирования физических и психических способностей человека.

Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка студен­тов высших учебных заведений - понятие сложное, многоуровневое, связанное с системным представлением физического воспитания и формирования личности профессионала.

 

2. Факторы, определяющие содержание ППФП

Содержание ППФП студентов различных вузов определяется рядом факто­ров, обусловленных структурой и развитием современного производства, а также определяют требования к личности специалиста, прежде всего - требования к его физической и психической подготовленности, которые, в свою очередь, обуслов­ливаются факторами, тесно связанными со спецификой профессиональной дея­тельности.

Основными факторами, от которых зависит ППФП студентов различных ву­зов, являются сфера деятельности, содержание и условия труда, психофизиоло­гические особенности деятельности специалиста. Существенное значение для конкретного содержания ППФП работников промышленного производства име­ют такие типовые показатели работы, как сфера деятельности и вид труда.

Исключительно важным фактором, определяющим содержание ППФП, явля­ются условия труда, в которых протекает производственная деятельность (где производится работа- в помещении, на открытом воздухе, на высоте, под водой, в каком микроклимате, режиме труда и отдыха, каковы границы зон рабочего ме­ста, основные виды профессиональной вредности).

Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответству­ющих специальных физических и психических качеств. Например, работа на от­крытом воздухе при низкой и высокой температуре, резких ее колебаниях требует выносливости и устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям тем­пературных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечно­сосудистой системы, системы терморегуляции.

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности также во многом определяют направленность ППФП. Ими являются прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные дей­ствия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, утомляемость и динамика работоспособности, психологические трудности, возникающие во время работы и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные, волевые навыки, физические и психические качества.

Важную информацию для определения направленности ППФП дает изуче­ние действия нагрузки на отдельные органы и физиологические системы орга­низма по субъективным данным, а также по данным специальных исследований, измерений психологических показателей в процессе работы. Критерием здесь является устойчивость физиологических функций в течение рабочего дня.

Названные факторы, определяющие содержание ППФП, являются объектив­ными по своей природе и тесно связаны между собой. Поэтому полное представ­ление о значении и содержании ППФП работника конкретной профессии дают только учет и анализ всей их совокупности. Такая работа проводится в форме составления специальной профессиограммы. В качестве примеров приведем пси­хофизические особенности профессиональной деятельности некоторых специ­альностей.

Специальность " Промышленная теплоэнергетика" (специализации: про­мышленная оргтехника, промышленные теплоэнергетические установки и теплоэнергоснабжение). Работа инженера-промтеплоэнергетика связана с проекти­рованием, исследованием промышленных котельных, тепловых сетей, газовых, газопечных, теплосиловых и теплоиспользуемых установок и аппаратуры на пред­приятиях различных отраслей промышленности. Она проходит иногда в различ­ных неблагоприятных микроклиматических условиях: при высокой температуре, интенсивном излучении, большой влажности, запыленности, загазованности воз­духа. В процессе ремонта, ликвидации аварий инженер-теплоэнергетик нередко

подолгу вынужден работать в специальной теплозащитной одежде, противогазе, респираторе, спускаться и подниматься на большую высоту.

Специфика труда инженера-промтеплоэнергетика обусловливает такие тре­бования к нему, как наличие хороших навыков в лазании, спусках, подъемах, пре­одолении различных препятствий; высокого уровня функциональных возможно­стей и надежности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы термо­регуляции. Специалист должен быть физически развитым, обладать общей, ста­тической и силовой выносливостью, быть ловким и выносливым, устойчивым к избыточному теплу и теплоизлучениям, перепадам температуры, влиянию хими­чески вредных веществ.

Инженер-механик выполняет самые разнообразные функции: занимается разработкой и исследованием технологических процессов механической обработки деталей и сборки машин, проектированием и эксплуатацией металлообрабатывающего оборудования. Как и от других специалистов, работа на машинострои­тельных заводах в должности мастера, технолога, начальника смены, механика цеха, контрольного мастера требует наблюдательности, внимания, организаторс­ких и педагогических способностей и навыков, большой целеустремленности, энергичности, контактности и умения ладить с людьми.

Специфические требования к физической и психологической подготовленно­сти предъявляются к специалистам, работающим в должности инженера-кон­структора, исследователя в проектно-конструкторских бюро, лабораториях за­вода, специализированных технологических и конструкторских организациях. Эти специалисты многие часы проводят у кульмана, станка, работают с тонкими ин­струментами, чертежными принадлежностями. Все это требует от них остроты зрения, точности глазомера, хорошего слуха, высокой тактильной и кинестети­ческой чувствительности. Необходимы также большая общая выносливость к раз­нообразной динамической работе, устойчивость к гиподинамии, статическая вы­носливость мышц рук, туловища, спины; высокая координация и точность дви­жений рук, быстрая и точная реакция слежения, хорошо развитое пространствен­ное мышление, чувство формы, скорости, умение концентрировать внимание, наглядно-действенное мышление. Требуются также навыки в точности перенос­ки и передвижении небольших грузов.

Специальность " Подъемно-транспортные машины и оборудование". Представители этой специальности работают в основном на машиностроитель­ных заводах, в конструкторских бюро и цехах предприятий подъемно-транспорт­ного оборудования, в речных и морских портах в должности мастера цеха, участ­ка, инженера-исследователя. Работа часто проводится на открытом воздухе, на высоте, в неблагоприятных метеорологических условиях.

Особенности содержания и условий труда требуют от инженера-механика рассматриваемой специальности навыков в лазании, работы на большой высоте, хорошего функционального состояния вестибулярного аппарата, вестибулярной устойчивости, статической и силовой выносливости мышц рук, ног, спины, уме­ния точно согласовывать движения рук и ног, хорошей реакции на движущийся объект, выносливости и устойчивости к воздействиям различных неблагоприят­ных метеорологических факторов (высокой и низкой температуры, сквозняков). Кроме того, он должен обладать хорошим чувством пространства, скорости, дви­жения, высоты, широким полем зрения, способностью одновременно восприни­мать несколько объектов.

Специальность " Машины и технология литейного производства". Ос­новной профиль работы - эксплуатация литейных машин и оборудования, разра­ботка технологических процессов изготовления отливок. Инженеры этой специ­альности работают главным образом в литейных цехах, нередко в условиях повы­шенной температуры и загазованности воздуха.

Инженер-литейщик должен обладать крепким здоровьем. Повышенные тре­бования предъявляются к функциональному состоянию его сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, опорно-двигательного аппарата. Очень важны такие качества, как сила, общая и силовая выносливость, быстрота и точность моторной реакции, четкая координация движений, выносливость и устойчивость к высокой температуре, сквознякам, воздействию вредных литей­ных газов. Необходимо также тонко различать цвета, быстро восстанавливать зри­тельную способность после внезапного изменения яркости освещения (напри­мер, при рассматривании расплавленного металла), обладать чувством формы, уметь распределять внимание.

Специальность " Автомобили и автомобильное хозяйство". Инженеры этой специальности в основном обеспечивают техническую эксплуатацию и ремонт автомобилей на автобазах, в автобусных и таксомоторных парках, на авторемон­тных заводах, станциях технического обслуживания автомобилей.

Специфические требования к подготовленности инженеров данного про­филя определяются необходимостью самому хорошо знать автомобиль любой марки и уметь в нужный момент испытать его. Для этих специалистов важны хорошее состояние зрения, органов движения, вестибулярного аппарата, цен­тральной нервной системы, высокий уровень сенсомоторной координации, правильность и скорость простых и сложных реакций на быстро меняющуюся обстановку, хорошая согласованность и точность движений рук и ног, подвиж­ность в суставах. Важное значение имеет также способность определять рас­стояние и скорость движения на глаз, глубинное зрение, объем, распределение внимания на значительное количество объектов, умение быстро и правильно принимать решения в различных вариативных критических ситуациях, способ­ность сосредоточиться на продолжительное время, восприимчивость информа­ции, собранность, уверенность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал