Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История создания и основные этапы развития
Государства-наблюдатели
В соответствии с Уставом ЕврАзЭС, статус наблюдателя может предоставляться государству или межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать при необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не даёт права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС. С мая 2002 года наблюдателями стали:
- Армения (2003)
- Молдавия (2002)
- Украина (2002)
Государства-приостановившие членство
- Узбекистан
Задачи
- Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования
- Обеспечение свободы движения капитала
- Формирование общего финансового рынка
- Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС
- Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки
- Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования
- Разработка и реализация межгосударственных целевых программ
- Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности
- Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы
- Формирование общего энергетического рынка
- Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон
- Предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории
- Сближение и гармонизация национальных законодательств
- Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества
История создания и основные этапы развития
- Евразийское экономическое сообщество было образовано на основе созданного в 1995 году, но так и не заработавшего таможенного союза некоторых стран СНГ. С инициативой преобразования его в новую международную экономическую организацию в мае 2000 года выступил президент России Владимир Путин.
- 10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.
- В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
- В сентябре 2005 года премьер-министры стран ЕврАзЭС подписали в Душанбе базовый документ по формированию топливо-энергетического баланса государств сообщества, проект соглашения о регулировании поставок зерна на рынки сообщества.
- 7 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге на саммите организации Центрально-Азиатского сотрудничества было принято решение объединить Организацию «Центрально-Азиатское сотрудничество» с ЕврАзЭС.
- В ноябре 2005 года начал свою работу Совет по финансово-экономической политике ЕврАзЭС. Сопредседатель Совета глава Минэкономразвития РФ Герман Греф отметил, что основной задачей этого органа является выработка стратегии и тактики развития сообщества и входящих в него государств в сфере экономической и финансовой политики.
- 24 января 2006 года на внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге был подписан протокол о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭС.
- В июне 2006 года на Минском саммите стран ЕврАзЭС было принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учётом наработок проекта Единое экономическое пространство (ЕЭП). Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.
- В августе 2006 года на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, — Беларуси, России и Казахстана.
- 2 ноября 2006 года парламент Казахстана ратифицировал протокол к соглашению между правительствами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимных безвизовых поездках граждан. Согласно условиям протокола, при сохранении безвизового режима между государствами-членами ЕврАзЭС вводится единый перечень документов для перемещения граждан упомянутых государств по территории сообщества.
- 6 октября 2007 года в Душанбе прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. План действий по формированию таможенного союза был рассчитан на три года. Также было принято решение о формировании комиссии Таможенного союза — наднационального органа. Россия получила в нём 57 % голосов, а Казахстан и Белоруссия — по 21, 5 %.
Главы государств обсуждали вопросы дальнейшего развития Содружества, миграционную политику, а также различные аспекты экономического сотрудничества. По окончании заседания президенты подписали Концепцию дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации.
В документах заявлено, что главной целью СНГ является " формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого участника". Среди основных направлений развития Содружества — поддержание социально-экономической стабильности и международной безопасности; укрепление добрососедских отношений; повышение конкурентоспособности государств-участников и обеспечение вхождения их в мировое хозяйство; повышение уровня жизни и благосостояния граждан. Также лидеры договорились способствовать присоединению каждого государства к ВТО.
Президенты пришли к общему мнению, что Содружество нуждается в завершении формирования зоны свободной торговли. Для этого государства будут стремиться к свободному допуску товаров национальных производителей на рынки стран СНГ и снижению различных административных барьеров, которые этому могут помешать. Кроме того, в Концепции значительное внимание уделяется разработке согласованной линии в использовании энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитию общих рынков, в первую очередь сельскохозяйственной продукции.
Одним из приоритетных направлений экономического взаимодействия стран СНГ Концепция называет многостороннее сотрудничество в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов, энергетическое партнерство. Кроме того, стороны договорились участвовать в разработке и реализации крупных совместных инвестиционных проектов, в первую очередь в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций.
Президент Грузии Михаил Саакашвили не подписал ни один из предложенных документов (в том числе концепцию о дальнейшем развитии СНГ). По сведениям источника " Интерфакса", Саакашвили мотивировал это тем, что Россия " подвергает Грузию страну экономической и иной блокаде".
- В октябре 2008 года Узбекистан заявил о том, что приостанавливает членство в ЕврАзЭС из-за сомнений в эффективности и результативности деятельности этого межгосударственного объединения. 12 ноября 2008 года ЕврАзЭС официально подтвердил факт приостановления Узбекистаном членства в этой организации.
- 12 декабря 2008 года в Москве прошло заседание межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. На заседании было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС по просьбе Президента этой страны Ислама Каримова. Кроме того, по итогам встречи главы правительств заключили соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашение о гармонизации техрегламентов, приняли концепцию формирования общего энергетического рынка государств—членов ЕврАзЭС.
- После образования Таможенного союза в декабре 2010 года на саммите ЕврАзЭС в Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского союза на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России
- В октябре 2011 года подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. Некоторые эксперты считают что договор является стартовой точкой как для создания новых объединений, так и для увеличения общего числа членов[1]. В ходе саммита ЕврАзэс Владимир Путин объявил о начале реализации планов по созданию Евразийского союза на основе будущего Единого Экономического Пространства. И хотя структура будущей организации и конкретные планы по её созданию ещё не определены, уже высказывались пожелания о создании паспортного, визового и валютного союзов в рамках планирующегося объединения[2].
|