Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коллективное творческое дело
В отрядах детских лагерей отдыха издавна проводятся дела, игры и мероприятия, называемые КТД. Они не имеют прямого отношения к методике КТД, а лишь являются отдельными её техниками. Сводятся они к тому, что отряд разбивается на творческие группы (4-6 или 5-9 человек, в зависимости от вида КТД) и группам выдаются задания, далее группы выдают результат в заданной форме. Задачи дел могут быть разными. Это может быть творческий конкурс, подготовка к общелагерному мероприятию (например КВН) и т.д.... Формы тоже могут быть разными. Их разнообразие ограниченно лишь фантазией вожатых. Общее для всех КТД - наличие детских творческих групп. С учетом возрастных характеристик детей подобные мероприятия проводятся в полном объеме на старших отрядах, в упрощенной форме на средних отрядах, на младших отрядах вообще не проводятся (разве только как групповая рефлекторная репродукция (как процесс отраженного воспроизведения задания - например зачитывается отрывок какого-нить произведения, а группа детей изображают действующих лиц и объектов(деревья, ветер, речка и т.д.)), хотя скорее всего это уже не КТД, но некоторые считают иначе). Подводя итог, заметим, что по смыслу правильней было бы называть данную разновидность деятельности в лагере КТИ (коллективно-творческой игрой), оставив название КТД указанной выше методике, но тем не менее продолжим…
Как провести КТД у себя в отряде?
Проводится в группе мало знакомых людей и уже в созданном коллективе. В течение дня можно провести несколько КТД, но с чередованием разных видов творческой деятельности детей. Обязательным условием является темп проведения. Время от начала до конца КТД обычно примерно 40-45 минут. По видам КТД делятся на: художественные (театральные, музыкальные), познавательные, оформительские, экологические и т.д.
Структура КТД (общий вид, в целом может не соблюдаться)
- Настрой группы. Песни, игры, комплекс упражнений, помогающих творчески раскрыться.
- Разбивка. Выделяют случайную разбивку и по симпатиям. Случайная разбивка: по голосам животных, по цвету одежды, по росту, по дням рождения и т.д. Разбивка по симпатиям: по желанию выбирается несколько человек, которые по цепочке должны набрать себе команду.
- Раздача задания. Общая идея дела одна, а задания разные, например, всем участникам предлагается исполнить популярную песню, но в стиле романса, оперы, тяжелого рока, варьете и т.д.
- Подготовка выступления. Время от раздачи задания до начала проведения 15 – 20 минут.
- Жеребьевка. Для установления очередности выступления.
- Выступления групп. Перед началом всего дела разыгрывается игровая идея, которая продолжается перед каждым выступлением в форме творческого представления ведущих. Особое внимание обратить на поддержку выступающих аплодисментами, добрую атмосферу.
- Подведение итогов. Награждение проводится по номинациям (звонкий соловей, танцующие звезды и т.д.) в виде вручения грамот, памятных призов, медалей.
- Анализ дела. Может быть групповым или индивидуальным, когда каждый из участников высказывает свое мнение.
В свою очередь выполнение группой задания можно разбить на два этапа:
- Разработка задания.
- Реализация задания.
При выполнении задания желательно выделение в группе таких ролей, как организатор и исполнитель. Организатор, как человек структурирующий деятельность (на первом этапе он выступает в роли ведущего (капитана), позже - разводящего). Короче организатор - это человек, который умеет разбить работу на этапы, сформулировать задачи, распределить и проконтролировать выполнение задач, принять оперативные решения по модернизации структуры выполнения дела. А исполнитель - человек, который может реализовывать поставленные задачи.
Эти классификации позволяют вожатому (при работе с группой) понять, кто какую роль уже умеет играть и в процессе смены помочь ребятам освоить новые для них роли.
Естественно, работу с любым отрядом придется начинать с собственных предложений. Для этого существуют такие правила:
- Все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано ЗАРАНЕЕ
- Участвуют в предложенном мероприятии ВСЕ
- Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие
- Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением лучших и отличившихся
Все творчески, иначе – зачем?
Вот несколько советов того, как можно объединить различные интересы, сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого:
- Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей;
- Задуманное должно соответствовать интереса детей данного возраста;
- Подготовка должна создавать радость в работе, стимулировать поиск различных решений;
- КТД должно стать полем для самовыражения ребенка;
- Любая разумная идея должна быть услышана;
- Каждый ребенок должен найти для себя место.
Начните с театральных постановок, спортивных эстафет и конкурсов, викторин. Но имейте в виду, что в педагогической терминологии это будет обозначаться не КТД, а творческая или коллективная игра. Позже, если вы сумеете УВЛЕЧЬ детей, то сможете впоследствии ПРИВЛЕЧЬ их к самостоятельной организации коллективных творческих мероприятий.
Но существует и «спасительный» вариант КТД. Эти мероприятия будут и коллективными, потому что участие принимает весь отряд или вся дружина, и творческими, потому что придется многое придумывать, разрабатывать, организовывать. Вожатый лишь предлагает задачу, тему и осуществляет контроль и помощь в осуществлении дела.
Классификация таких КТД:
- Дружинные В целом составляют план смены, объединены тематической направленностью сезона. Разрабатываются педагогическим составом заранее. Промежуток между ними 1-2 дня (в зависимости от содержания). Участвует вся дружина или определенные возрастные группы (1-3 отряды, 4-6 и т.д.). Примеры: Поиск клада, концерты, Захват флагов, Музей, Зоопарк и т.д.
- Отрядные Проводятся ежедневно, 1-2 в отрядное время. В «чистом» виде встречаются редко.
По структуре:
- Линейные Шаговое развитие сюжета. Явные цели: нарисовать зашифрованное письмо, собрать информацию, поставить номер (РВС, поиск талантов, общественный праздник)
- Конкурсные Представляют собой подборку конкурсов, объединенных одним лозунгом, одной темой. От тематических отличаются тем, что могут проводиться в любой день. («Моя семья», «Крестики-Нолики», «Кто во что горазд»)
По содержанию:
- Тематические Проводятся в подвязке к тематическим дням (конкурс пар в День Любви, «Универсальный солдат» в день Зарницы). По сути любой вид может являться тематическим: от познавательных, до спортивных. По структуре могут быть линейными или конкурсными.
- Нетематические КТД представляет собой набор конкурсов не связанных единой идеей (в лагере не приветствуются).
Как вожатому разработать КТД
- определение темы: помните, что смена посвящена определенной тематике, кроме того, каждый день – тематический. Следовательно, не нужно судорожно выжимать свой мозг, придумывая КТД, провести которые не будет возможности. Черпайте идеи из легенды дня. Например, на «Зарницу» можно создать массу КТД разных видов, не упускайте из внимания и день любви, день ужасов, день Нептуна…
- определение возраста участников: так вы определитесь с примерным содержанием;
- постановка цели и задач (в воспитательном КТД – только задачи);
- выбор структуры, места проведения (для конкурсного КТД – минимум 7 конкурсов);
- составление содержания (подборка конкурсов, поиск сценариев, вопросов для викторины и т.д.);
- выбор варианта награждения.
Особенности проведения
- Для младшего возраста (6 - 9 лет) Лимит времени – 20-30 минут, линейное или спортивно-конкурсное. Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.
- Для среднего возраста (10 – 13 лет) 30-40 минут, вид любой. Перемежать спортивные и интеллектуальные конкурсы.
- Для старшего возраста (13 – 16 лет) До 60 минут. И серьезные, и шутливые. НО: все должно требовать повышенной самоотдачи (большое проявление творческих способностей, интеллекта, трудовых навыков)
Рассмотрим примерный план разработки игры - КТД.
Выберите тип КТД:
- Бегалка
- Постановка
- Рисовалка
- Музыкалка
- Писалка
- Рукотворчество
- Думалка
1. Бегалка (2 часа)
Выберите тип: “войнушка”, по станциям, охота.
а) “Войнушка”
- Какая цель играющих?
- взять флаг противника;
- всех убить;
- дойти до обозначенной территории всей группой.
- Как убить врага?
- сорвать виры;
- схватить определенное количество человек и др.
- Можно ли брать в плен и как?
- На каких условиях оживляются убитые?
- переход в другую команду;
- начисление штрафных очков.
- Есть ли своя территория или она общая?
- Как подаются сигналы к началу и к окончанию игры?
- Как подводятся итоги?
б) По станциям
- Какова цель игры?
- дать или проверить знания по истории,
- на ловкость;
- на смекалку;
- просто развлекательная.
- Сколько станций?
- Придумайте задания на каждую станцию.
- Сколько руководителей задействовано?
- не на всех станциях могут быть руководители;
- на некоторых необходимо несколько руководителей.
- Как передвигаются группы?
- по стрелкам;
- по запискам;
- по карте.
- Выход команд:
- одновременно с разных пунктов
- с одного пункта в одно или разное время.
- Подведение итогов.
в) Охота
Группа детей ловит руководителя.
- На одного или нескольких зверей, птичек, рыбок охотятся?
- На каких именно?
- Какова цель охоты?
- собрать тайное послание;
- собрать ингредиенты для лекарства;
- соревнования между охотниками.
- Какие правила ловли зверя? • Выберите нужное:
- зверь оставляет след;
- убегает на виду;
- его ищут.
• Правила пленения зверя:
- просто найти;
- схватить определенным числом человек;
- прицепить что-то к зверю и т.д.
• Как бегают охотники?
- произвольной группой;
- определенным числом человек;
- охотники ограничены в движениях.
- Придумайте финал и подведение итогов:
- изготовление лекарства;
- награждение;
- праздник.
2. Постановка (2 - 6 часов)
- Серьезные или развлекательные?
- Сами придумывают сценарий или берут готовый?
- Дополнительные условия:
- дано название;
- дана озвучка;
- даны фразы, которые должны быть включены в постановку.
- Если постановка без слов, то:
- ставиться ли она под сопровождение (музыкальное, шумовое)?
- есть ли сюжет?
- Придумайте заставку и форму дела:
- “Кинофестиваль”;
- “Забытая сказка”;
- “Вечер жанров”.
- Подведение итогов. Финал.
3. Рисовалки (30 минут - 1, 5 часа)
- Цель дела:
- обучение рисованию;
- самовыражение в цвете;
- создание общего рисунка.
- Используется в рисунках форма или рисунок абстрактный?
- Рисуют по одному или группой?
- Сформулируйте задание:
- рисунок под музыку, рассказ и пр.
- вольная цветопись;
- изображение кого-либо или чего-либо.
- Этот этап последний или есть продолжение? - Вариант заданий на продолжение
- дорисовать до...
- собрать в общую композицию;
- рисовалка - начало другого дела.
- Продумайте финал.
4. Музыкалки (1 - 2 часа)
- Серьезная или развлекательная?
- Познавательная или нет?
- Деятельность участников:
- слушание и обсуждение;
- написание отзыва или рассказа под музыку;
- постановка;
- сочинение своих песен.
- Придумайте форму дела:
- фестиваль музыкальных групп;
- концерт;
- вечер песни;
- клипы;
- рассказы по музыке;
- балет.
- Придумайте финал.
5. Писалки (1, 5 - 3 часа)
- Серьезные или развлекательные?
- По одному или группам?
- Что пишется?
- рассказ;
- стихи;
- статья;
- разъяснения.
- Дополнительные условия:
- написание под музыку;
- обязательное включение каких-либо фраз;
- продолжить авторское;
- написание чего-либо после ряда заданий (мастерская);
- издание журнала;
- сборная “солянка” словесных игр.
- Какая форма дела?
- Финал.
6. Рукотворчество (1 - 2 часа)
- Из чего творим?
- из ниток;
- бумаги;
- природных материалов.
- Что творим?
- рисунок;
- объемное;
- абстрактное.
- Сформулируйте задание:
- изобразить коллектив/человека;
- изображение на вольную тему;
- изображение определенной фигуры;
- можно изображать ограниченное число предметов.
- Цель дела:
- подарок;
- украшение;
- самовыражение.
- Придумайте финал.
7. Думалка (1 - 2 часа)
- Выберите тип:
а)узнавалки (“Путешествия”);
б)рассуждалки (ТРИЗ, Академии, Вечер разгаданных и неразгаданных тайн);
в)вопрошалки-отвечалки(Интеллектуальный хоккей).
а) Узнавалки
1. Выберите тему.
2. Когда узнают новое?
- сразу;
- сначала группа готовит свою часть, потом представляет другим.
3. В какой форме?
б) Рассуждалки
1. Выберите тему рассуждение. Сформулируйте вопросы или истории, которые должны будут объяснить.
2.По группам или индивидуально? Если в группах, то в постоянных или нет?
3. Каждой группе один и тот же вопрос или разные?
4. Как подводится итог каждому вопросу, делу?
в) Вопрошалки-отвечалки
1. Выбрать тему:
- общая для всех;
- у каждой команды своя.
2. Вопросы готовят:
- проводящий;
- команды;
- и тот, и другие.
3. Каков порядок ответа на вопросы:
- кто быстрее догадался;
- по системе:
- • по кругу;
- •змейка/атака в произвольном порядке;
- • веером.
- думает одновременно вся команда или по этапам (см. «Интеллектуальный хоккей»).
4. Итоги.
Осталось лишь добавить, что типы игр КТД этим списком не ограничиваются, а определяются лишь только наличием творческих групп, выполняющих задания. При дальнейшем же упрощении условий до просто групп мы получаем уже более общее понятие - " Командные игры".
Отрядные КТД оргпериода
Проведите КТД с детьми в первый или второй день смены. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если оно будет небольшое, на час.
Например: ': сейчас мы с вами отправимся в космос. У нас есть 5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет на один из них. (Все вытягивают заранее заготовленные " билеты" пяти разных цветов). А теперь займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на другую планету'.
В ходе этого полета экипажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного задания не забудьте сказать, сколько времени вы отпускаете для его выполнения. Можно выбрать жюри и в конце игры объявить победителей и вручить призы.
Задания могут быть такими:
- Придумать название вашего космического корабля и каждому члену экипажа - должность, на самом деле не существующую 3 минуты.
- Нарисовать свой корабль (оценивается участие всех) 5 мин.
- Сочинить стихотворение-девиз вашего экипажа. Известны последние слова: ракета - летит, комета - метеорит (3-4 мин).
- Восстановить записи бортжурнала. (Каждому экипажу дать листочек с первой и последней строчкой. Например, первой команде, " И вот, наконец, все сборы окончены, и мы... И мы благополучно пролетели стратосферу". Второй команде: " И мы благополучно пролетели стратосферу... Никто не знал, что будет дальше." и т.д.). Должен получиться общий связный рассказ (7-8 мин.).
'Невесомость' - конкурс капитанов. Капитаны садятся в ряд. Их задача - передать друг другу мячик или апельсин сначала руками, затем ступнями, коленями, подбородками. Если мячик упал - виноватый выходит из игры или получает штрафные баллы.
Мы прилетели на другую планету, и попали на праздник. Придумать этот праздник и показать, как его празднуют (10-15 мин.). Дальше - подведение итогов. В жизни загородного лагеря творческий конкурс - одна из самых распространенных и популярных форм работы. Уже стали классикой такие отрядные дела, как: " Конкурс актерского мастерства", " Конкурс градостроителей из песка", " Конкурс поделок из природного материала", " Конкурс шумовых оркестров", " Конкурс врунов имени барона Мюнхгаузена" и др. Во всех этих делах детям нужно проявить не столько илу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу того творческий конкурс - не только приятное для детей времяпрепровождение, но и " замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:
- Интересные задания.
- Красивое оформление.
- Материальное обеспечение.
- Музыкальное сопровождение.
- Находчивый ведущий.
- Компетентное жюри.
- Эмоциональные зрители.
- Исполнительные помощники.
- Подготовленные команды.
- Призы для победителей.
Последовательность ваших действий будет такой:
- Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено. Рисуете, вырезаете, придумываете, надписываете задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете " сцену" и " зал". * Определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды. Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. * Если одним достанется; " Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: " Попрыгайте, как кузнечики", - это будет неравноценно. Предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полет мысли.
- Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех будущих участников конкурса и зрителей, т.е. ваш отряд, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему делу. Только не начинайте свое обращение словами: " Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие". Уж лучше скажите: " А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А еще лучше поиграйте в одну из так называемых " Игр с эстрады".
- А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдохновились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы, т.е. группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в одну шеренгу и расчета на " первый-второй" или " первый-четвертый" до разрезания двух или четырех открыток на части с раздачей этих частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в целое. Но если в отряде уже существуют стабильные группировки (звенья, экипажи, палаты, фракции), можно разрешить соревноваться и таким командам, Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он же будет потом и коллективным зрителем.
- Время подготовки должно быть коротким - от 5-ти до 20-ти минут, а, сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на этапе подготовки - курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.
- Как только все будут готовы, начнется кульминация всего дела - показ. Но и здесь не спешите, усадите всех, подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной персоне. И лишь после соблюдения этих " формальностей" начинайте просмотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, естественно, заполняете, например, шуточными комментариями.
- После выполнения всеми первого задания можно предложить второе, третье... Вполне возможно, что у ребят останутся силы и желание продолжить, но помните: сладкого всегда должно чуть-чуть не хватать.
- А когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы, как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы выразите слова благодарности всем участникам, кого-то отметите особо и этого " кого-то" одарите " скромной наградой". Но итоги можно подвести и по-другому: каждая команда определяет внутри себя самого активного, самого находчивого - эти ребята и будут особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить " приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто доставил наблюдателям со стороны больше всего радостных минут. А можно использовать сразу все формы чествования.
- На заключительном слове и вручении подарков можно было бы поставить точку. Но тогда кто будет расставлять мебель, убирать оформление? Поэтому ваш творческий конкурс будет считаться оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок. Если вы этого не сделаете, обязательно какая-нибудь простыня или полотенце окажутся " утерянными", и в конце смены при сдаче белья у вас обнаружится недостача, за которую придется рассчитываться из собственной зарплаты.
Вот теперь действительно все.
" Успех в любом деле зависит от мелочей! " По тому алгоритму можно организовать и десятки других творческих конкурсов: " Конкурс инсценированных анекдотов", " Вечер рекордов Гиннеса", " Конкурс непрофессионального мастерства", " Аукцион талантов", " Конкурс витражистов", " Кинофестиваль", " Конкурс частушечников", " Дурэстафета", " Конкурс рекламного плаката", " Мультлото", " Конкурс " Маленькая Марианна", " Парад космических войск", " Конкурс видеоклипов", " Комический цирк", " Конкурс рисованных фильмов", " Сказочный винегрет", " Конкурс танцевальных импровизаций", " Вечер в клубе детективов", " Конкурс инсценированной колыбельной песни", и просто " КВН".
Если вы предварительно почитаете что-нибудь о конкурсах, например пособие " Сто творческих конкурсов", составленное С. Афанасьевым и С. Комориным и т.д., ваши познания о творческих конкурсах будут еще более глубокими.
И еще, не делайте из игры просто аттракцион! Ваши силы будут потрачены впустую. Если ребенка только развлекать, не побуждать творчески созидать самому, то наша ненасытная поросль все равно останется недовольной. А когда дети в лагере сами участвуют в процессе созидания, то они любят плоды трудов своих.
|