Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создать в организации службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда (довести численность службы охраны труда до нормативных требований).
В организациях, с численностью работающих менее 50 человек, решение о создании службы охраны труда или специалиста по охране труда принимается руководителем организации (работодателем). При отсутствии в таких организациях службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять работодатель (лично), другой уполномоченный работодателем работник, либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда и привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. (Ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации; «Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организации», утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001г. №10, «Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации», утвержденные постановлением Минтруда России от 08.02.2000г. №14) 9.3.2. Разработать и внедрить систему управления охраной труда (ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»). Разработать и реализовать План мероприятий по улучшению условий и охраны труда или Соглашение по охране труда (Приложение № 1). Целью разработки планов улучшения условий и охраны труда или Соглашений по охране труда в организациях является обеспечение конституционного права работников на здоровые и безопасные условия труда, предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Достижение указанной цели обеспечивается проведением анализа состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, в том числе в разрезе отдельных ее структурных подразделений (цехов, участков, производств, служб и т.п.) и осуществлением разработки и реализации организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических и других мероприятий. В зависимости от объема предстоящих работ и материальных затрат, обеспеченности соответствующей проектной, конструкторской и технологической документацией планы разрабатываются как на год (текущие), так и на более длительный период (перспективные). По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разработка плана улучшения условий и охраны труда в организации осуществляется аттестационной комиссией, создаваемой в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 г. № 569. В случае отсутствия аттестационной комиссии её необходимо создать. Законодательной, нормативной и информационной базой, учитываемой при разработке соответствующих планов улучшения условий и охраны труда организации, являются: законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда Российской Федерации и Тюменской области (законы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, санитарные нормы и правила и т.п.); имеющиеся в организации акты формы Н-1, мероприятия по устранению причин происшедших несчастных случаев на производстве, статистические формы №7 – травматизм, №1-Т (условия труда); данные аттестации рабочих мест по условиям труда; санитарный паспорт объекта; результаты экспертиз условий труда, проверок, предписаний органов надзора и контроля, службы охраны труда организации; данные производственного контроля за соблюдением санитарных правил и за соблюдением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов; материалы работы комиссии по наблюдению за зданиями и сооружениями; материалы по проведению оценки профессионального риска здоровью работников с учетом конкретных производственных факторов; материалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложения общественных организаций, работников. При оформлении плана улучшения условий и охраны труда разделом или приложением коллективного договора обсуждение и утверждение его осуществляется в порядке, установленном для коллективных договоров. При оформлении плана улучшения условий и охраны труда локальным нормативным актом его утверждение осуществляется руководителем организации после обсуждения на совместном заседании администрации и комитета профсоюза организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. Выделить на мероприятия по улучшению условий и охраны труда - ____ рублей в целом по организации (указывается сумма на весь срок действия коллективного договора и (или) конкретно на каждый год, мероприятия и суммы могут ежегодно корректироваться). В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Данной нормой НК РФ введено понятие «нормальные условия труда и меры по технике безопасности, предусмотренные законодательством». Нормальные условия труда – это условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии со ст. 163 Трудового кодекса Российской Федерации к нормальным условиям труда, в частности, относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0, 2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации). В случае установления отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями иных, повышенных, норм финансирования охраны труда, применяются нормы этих соглашений. В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Действующим законодательством, в том числе и НК РФ, не предусмотрена предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Поэтому налогоплательщик самостоятельно определяет размер финансирования подобных мероприятий и утверждает его распорядительным документом (приказом или распоряжением). Таким образом, расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, выделяемые работодателем в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации, включаются в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в сумме фактически произведенных затрат, при соблюдении требований ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и обусловлены целями получения доходов. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда могут также частично финансироваться за счет сумм страховых взносов (до 20 процентов) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (финансирование предупредительных мер). У словия частичного финансирования предупредительных мер ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. Правила финансирования и перечень предупредительных мер, которые могут частично финансироваться за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежегодно утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. 9.3.5. Провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с Перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда в структурных подразделениях. Провести подготовительную работу по сертификации работ по охране труда. (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации; Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; Постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 года № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организации»). (Приложение № 2). 9.3.6. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установить следующие гарантии и компенсации, дающие работникам право на: – сокращенный рабочий день за работу во вредных и опасных условиях труда (ст.ст. 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»; Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/п-22 22 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;, Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР Президиум ВЦСПС от 21 ноября.1975г. № 273/П-20). (Приложение № 3); – дополнительный отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда (ст.117 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»; Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/п-22 22 (в редакции Постановления Минтруда СССР от 29 мая 1991 года № 11) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день; Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975г. № 273/П-20. Наряду с указанным Списком могут применяться и иные нормативные акты бывшего СССР, которые устанавливали продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда). (Приложение № 4); – доплату к тарифной ставке (окладу) за работу с вредными и опасными условиями труда (ст.ст.135, 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»; Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года № 387-22/78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядка применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда»; Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда ) (Приложение № 6). Трудовым кодексом Российской федерации разграничиваются понятия оплаты труда (раздел VI Трудового кодекса Российской Федерации) и гарантий и компенсаций (раздел VII Трудового кодекса Российской Федерации). Статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором. Обращаем внимание на следующее: законодательство бывшего СССР - Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03 октября 1986 года № 387/22-78, устанавливающее верхний предел доплаты рабочим за условия труда и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, может применяться в части, не противоречащей действующему российскому законодательству, и не ограничивает право работников на получение компенсаций, предусмотренных ст.219 Трудового кодекса Российской Федерации. Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На сегодняшний день указанный перечень Правительством Российской Федерации не определен. Вместе с тем, существуют утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевые типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда. Данные перечни применяются организациями-работодателями с учетом результатов проводимой аттестации рабочих мест. Результаты аттестации рабочих мест (наличие вредных производственных факторов, класс условий труда и т.п.) устанавливаются в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 г. № 569, и служат основанием для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда. – обеспечение молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием (ст. 222 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» (Приложение № 7). Обращаем внимание на то, что наименование должностей (профессий) работников, которым положены гарантии и компенсации, указанные в штатном расписании и трудовом договоре, должны соответствовать с их наименованием в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. – досрочный выход на пенсию за работу во вредных и опасных условиях труда (Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года; «Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10; Постановление Правительства РФ от 01.03.1992 N 130 «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет», Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 N 273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 85 (ред. от 30.12.2005) «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» и Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 N 999 «О внесении дополнений в список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (Приложение № 5); – другие компенсации в соответствии с действующим законодательством, а также повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда исходя из финансово-экономического положения работодателя (ст.ст. 164, 219 Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Согласно ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. При этом с учетом положений ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации размеры компенсационных выплат работникам организаций небюджетного сектора устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами. Работодатель, определяя конкретные размеры компенсационных выплат за работу с вредными (опасными) условиями труда, не ограничен их верхним пределом. Поэтому для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах должны быть установлены: – компенсации, предусмотренные ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации; – оплата труда в повышенном размере с учетом положений ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
|