Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как предмет компаративистики






 

Вторичная литература – это литература, которая имеет пре-текст.

Следование определенному образцу как условие существования вторичной литературы; опосредованное выражение авторской позиции. Различная степень зависимости «вторичного текста» от источника.

Объектом воспроизведения во «вторичной» литературе является стиль, характерный для жанра или направления; фольклорный стиль или авторитетный индивидуальный стиль предшественника или целого ряда писателей. Формы воспроизведения чужого стиля: стилизация, подражание, вариация и пародия. Соотношение «своего» и «чужого» в стилизации, подражании, пародии и вариации. Установление между двумя текстами – первичным и вторичным – отношений любого качества (притяжения, отталкивания, различных промежуточных вариантов), позволяющих воспринимать и интерпретировать второй текст на фоне первого, с учетом их смысловых связей.

Стилизация и подражание. Разграничение этих понятий М.М.Бахтиным. Необходимость для стилизации дистанции -пространственно-культурной, историко-культурной, идеологической. Подражание возможно и продуктивно при отсутствии дистанции. Многозначность понятия «подражание», его неодинаковое наполнение в каждую эпоху. Не следует смешивать подражание с жанром того же названия, предполагающим стилизацию. («Подражания древним» Батюшкова, «Подражания Корану» Пушкина). Подражание как выражение творческой несамостоятельности, «слепое» следование манере того или иного автора (в этом случае подражание может доходить до эпигонства) и подражание как «художественный прием», «сознательное воспроизведение некоего литературно-художественного образца», обусловленное «преемственностью традиций, близостью эпох, сходством литературно-эстетических позиций или ранним ученичеством»[6].

Очевидность культурно-исторической дистанции в случаях фольклорных стилизаций (народные песни Дельвига, «Песня про царя Ивана Васильевича...» Лермонтова, «Огородник» Некрасова; «Страшная месть» Гоголя), стилизаций архаических жанров («Песнь о вещем Олеге» Пушкина).

Стилизация чужого национального стиля в антологических и восточных стихотворениях (например, Пушкин «Пьяной горечью Фалерна...», Тютчев «Кончен пир, умолкли хоры...» и др.).

Разграничение стилизации и пародии. Концепции М.М.Бахтина, Ю.Н.Тынянова.

Стилизация и вариация. Стилизация как встреча двух языковых сознаний. Объектность и условность воспроизводимого стиля, ощущаемая благодаря его соотнесенности с языковым сознанием «современного стилизатора и его аудитории». Вариация как возможность «свободно вносить чужеязыковой материал в современные темы, сочетать стилизуемый мир с миром современного сознания, ставить стилизуемый язык, испытуя его, в новые и невозможные для него самого ситуации» (М.М.Бахтин).

Пародия. Суть пародии, по Ю.Н.Тынянову, в механизации определенного приема; ощутимость механизации в том случае, если известен прием, который механизуется. Пародия осуществляет двойную задачу: 1) механизацию определенного приема, 2) организацию нового материала, причем этим новым материалом и будет механизованный старый прием.

Пародия и вариация. Привнесение в воспроизводимый чужой стиль элементов своего собственного или еще одного чужого стиля - выход за границы пародии и переход к вариации.

Происхождение пародии, которая, по мысли О.М.Фрейденберг, основана на «идее удвоения, т.е. введения второго аспекта», а именно смехового, рядом с трагическим (а впоследствии - с серьезным).

Демонстрация в пародии относительности и неполной адекватности претендующих на авторитетность художественных языков. Отсюда необходимость внешнего контрастного стилевого фона для пародируемого стиля.

Существование пародий на чужой национальный стиль (например, французская мелодрама в изображении Достоевского в «Зимних заметках о летних впечатлениях»).

Смешение разных стилей в вариации, их контраст, связанный с иерархическим различием предметов изображения; традиционно «высокий» стиль или предмет сталкиваются с традиционно «низким» или «непоэтическим» стилем или предметом. Различение двух основных разновидностей вариации - травестии (высокий предмет - преобладание низкого стиля) и бурлеска, или бурлески (низкий предмет - доминирование высокого стиля). Например, «перелицованные» (Н.Осипов, И.Котляревский) «Энеиды»; «Елисей, или Раздраженный Вакх» В.Майкова. Сочетание бурлеска и травестии в постмодернистском монтаже.

Критерии разграничения пародии и вариации: вариация находит новые темы для того же стиля (смешивая его с другим); пародия может строиться на разнообразии стилевых интерпретаций одной и той же темы, каждая из которых служит контрастным фоном для другой.

Вариация расшатывает единство стиля и предмета, способствуя обновлению поэзии и расширению ее возможностей. Функции пародии - самокритика художественных языков и перестройка стилевой палитры литературы в ходе ее исторического развития.

Литературные мистификации. Специфика творческого процесса. Значение первой стадии в творческом процессе мистификатора - создания авторского образа. Виды литературных мистификаций. Подделки произведений безличного творчества. Подделки литературных произведений, включающие три группы: а) подделки произведений, приписываемых писателям; б) подделки произведений, приписываемых историческим лицам; в) подделки произведений, приписываемых вымышленным авторам. Критерии определения мистификации. Мистификация и пародия. Мистификация и пастиш. Вопрос о художественной значимости подобных произведений.

Задания для самоконтроля:

1. Что такое стилизация и подражание?

2. раскройте суть понятий «стилизация» и «пародия». Охарактеризуйте концепции М.М.Бахтина, Ю.Н.Тынянова.

3. Что такое стилизация и вариация?

4. Определите содержание понятия «пародия». Как различаются понятия пародия и вариация?

5. В чем специфика творческого процесса мистификатора? Каковы виды литературных мистификаций? Приведите примеры.

Литература:

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. – М.: Сов. писатель, 1963. – 364 с.

Морозов А.А. Пародия как литературный жанр (к теории пародии) / А.А.Морозов // Русская литература. – 1960. – № 1. – С. 48 – 77.

Новиков В.И. Книга о пародии / В.И.Новиков. – М.: Сов. писатель, 1989. – 540 с.

Сравнительное и сопоставительное литературоведение: Хрестоматия / Составители: В.Р.Аминева, М.И.Ибрагимов, А.З.Хабибуллина. – Казань: Изд-во «ДАС», 2001. – С.226 – 284.

Теория литературы. В 2-т. / Под ред. Н.Д.Тамарченко. Т.1. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С.446 – 473.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н.Тынянов. – М.: Наука, 1977. – 574 с.

Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка: статьи / Ю.Н.Тынянов. – М.: Сов. писатель, 1965. – 301 с.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал