Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации к практическим занятиям
по дисциплине «Русский язык и культура речи» Специальность 050715 – логопедия, 050716 – специальная психология
Практические занятия по культуре речи включают в себя задания, рекомендуемую для подготовки литературу, справочные материалы, контрольную работу (по вариантам) и тестовый материал. Тема занятия позволяет соориентироваться в направлении исследуемого на практическом занятии материала. Задания для самостоятельной подготовки дадут возможность практически освоить теоретические рекомендации, повторить и закрепить основные культурноречевые нормы. Литература дает базовую теорию для выполнения практических заданий. Кроме того, ряд заданий сопровождается образцами выполнения. В справочных материалах есть ключи к некоторым заданиям и тестам, что поможет в самостоятельной работе студентов. Для желающих углубленно изучить тот или иной вопрос предлагается достаточно обширный список дополнительной литературы, куда, помимо учебников и учебных пособий, включены различные монографии, словари, справочники. При выполнении заданий можно обращаться к справочным материалам, сопровождающим практические занятия, словарям, справочникам, рекомендуемым учебникам. Подготовку к практическому занятию рекомендуем начинать с просмотра справочных материалов, затем познакомиться с содержанием рекомендуемой литературы, после чего, внимательно изучив содержание заданий, образцы или рекомендации по их выполнению, приступать непосредственно к выполнению. При необходимости использовать дополнительные источники. В случае затруднения необходимо обращаться за консультацией к ведущему преподавателю.
Практическое занятие № 1 (2 часа)
Тема: Нормы современного русского литературного языка. Произношение и ударение. Цель: Знакомство с орфоэпическими и акцентологическими нормами; закрепление понятия «норма»; отработка навыка правильного произношения и ударения; совершенствование речевого слуха.
1. Дайте определение понятию «норма». Назовите характерные признаки. Прокомментируйте следующие примеры употреблений: Лишь хмель литовских берегов, немецкой тополью плененный, через реку, меж тростников, переправлялся дерзновенный. (А.С. Пушкин) Вот он уже на добычу стремится. (И.А. Крылов) 2. Что такое акцентология? Назовите особенности русского ударения. Определите место ударения в следующих словах; укажите, если имеются, варианты: Алфавит, анатом, аристократия, баловать, баржа, безудержный, бюрократия, вероисповедание, генезис, диалог, диспансер, добыча, донельзя, дремота, завидно, договор, дозвонишься, заговор, заиндеветь, закупорить, звонит, зубчатый, индустрия, искра, исчерпать, каталог, квартал, кедровый, кета, километр, кичиться, компас, красивее, кремень, кулинария, лоскут, мастерски, маркетинг, мельком, металлургия, мизерный, намерение, новорожденный, обеспечение, озлобленный, осведомить, оптовый, партер, перчить, петля, плесневеть, похороны (на похоронах), премировать, приговор, приданое, принудить, пуловер, ржаветь, свекла, симметрия, сироты, созыв, сосредоточение, средства, статуя, столяр, танцовщица, творог, усугубить, фарфор, феномен, ходатайствовать, хозяева, черпать, шофер, щавель, эксперт, эпилог. 3. Объясните значение слов с разным ударением, составьте с ними словосочетания: а тлас атл а с бр о ня брон я в и дение вид е ние и рис ир и с кл у бы клуб ы остр о та острот а у гольный уг о льный хар а ктерный характ е рный л а вровый лавр о вый скл о нен склон ё н тр у сить трус и ть п а рить пар и ть пр о клятый прокл я тый л е дник ледн и к 4. Обратите внимание на место ударения в словах, различающихся значением, но сходных по форме. Объясните их значение по образцу. Образец: занят о й (человек) – з а нятый (дом). Развит о й р а звитый Запасн о й зап а сный Обходн о й обх о дный Призывн о й приз ы вный Валов о й в а ловый (разг.) ––––––– уст а вный Языков о й язык о вый 5. Образуйте от данных прилагательных глаголы, поставьте ударение: глубокий –– углуб и ть легкий –– бодрый –– прочный –– 6. Образуйте различные формы глагола по образцу и поставьте в них ударение. Образец: взять –– взял –– взял а –– вз я ли врать –– гнать –– дать –– ждать –– класть –– начать –– начаться –– отнять –– понять –– создать –– 7. Образуйте краткие формы прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени по образцу. Поставьте в них ударение. Образец: бойкий –– бойк а –– б о йки близкий –– глупый –– грубый –– дорогой –– взятый –– занятый –– красивый –– начатый –– созданный –– 8. Запишите данные существительные в форме множественного числа, родительного падежа. Поставьте ударение: Образец: о бласть – област е й ведомость, доска, отрасль, местность, мощность, прибыль, дно, сирота, торт, бант, шарф, уголь, кочерга. 9. Какой звук [о] или [э], обозначенный буквами ё или е, произносится под ударением в следующих словах? Безнадежный, блеклый, желчь, никчемный, одноименный, планер, расседланный, маневр, белесый, афера, решетчатый, бытие, опека, острие. 10. Распределите слова иноязычного происхождения на две группы, обращая внимание на чтение безударных гласных: 1) о ® [а], 2) о ® [о]. Спонсор, боа, какао, брошюра, контракт, коммерция, геоботаника, биостимулятор, кредо, дотация, отель, вето, оазис, бомонд, реноме. 11. Укажите на несоответствие между графическим обликом слова и его произношением: дальнего, нарочно, бог, моего, съезд, легкий, чтобы, бассейн, скучно, проект, Ильинична, первого, дождь, визжать, дрожжи. 12. Какой согласный (твердый или мягкий) произносится в следующих заимствованных словах перед Е: детектив, декан, термин, темп, дезинфекция, бандероль, шинель, менеджер, кодекс, тезис, атеизм, тенденция, интенсивный, лазер, сервиз, сервис, цистерна, терапевт, стратегия, пресса, термос. 13. Как правильно? Л о ктем или локт ё м? М о ста или мост а? По с е ти или по сет и? По ср е дам или по сред а м? У гля или угл я? Шт а бы или штаб ы? А вгустовский или август о вский? Пр а вы или прав ы? Пр о жил или прож и л? 14. Найдите и исправьте ошибки в употреблении следующих слов: инциндент, компроментировать, переспектива, жаждующий, прецендент, конкурентноспособный, черезвычайный, будующий. 15. Прочитайте следующие микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов. –– Добрый день, Ольга Ильинична, Вы в библиотеку? –– Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никитична? –– Я тоже занята: у меня много дел в компьютерном классе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты. –– Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак – яичницу. –– Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бутербродами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов! –– Действительно! Куплю этот, с какао и кремом. –– Возьмите другой, он вкуснее и красивее. –– Пожалуй, вы правы. Новости экономики и политики –– Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке. –– В результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военный объект противника. Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших. –– Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны. –– В Москву из США прибыли эксперты ФБР. –– Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя. –– Выборы явились тестом на политическую зрелость. –– После всестороннего анализа экспертной комиссии и выработки взаимоприемлемой позиции по обсуждавшимся вопросам состоялось подписание договора. –– Прибывшие на саммит лидеры европейских стран обсудили актуальные политические проблемы. Новости культуры На фестивале вы увидите шедевры мирового кино, узнаете о перспективах обмена кинопродукцией между нашими странами. Чрезвычайно интересные фильмы японских режиссеров непременно привлекут внимание зрителей и членов жюри. Новости спорта –– Проведен сеанс одновременной шахматной игры. –– К сожалению, приходится констатировать, что спортсмен скомпрометировал себя употреблением допинга. Так или иначе он отстранен от дальнейшего участия в соревнованиях. Прогноз погоды Погода в государствах Закавказья испытывает влияние областей низкого давления. Там пройдут проливные дожди. В мире бизнеса –– Делайте бизнес с нами. Наши товары конкурентоспособны! Разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей! –– Размер нашего уставного фонда – более 100 млрд. рублей. Выплата дивидендов производится ежеквартально. –– Товар со склада продается в розницу и оптом. Для оптовых покупателей – существенные скидки! –– Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики. –– В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъюнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов. –– Курсы «Берлиц» специализируются на языковой подготовке и переводах практически на все языки мира. –– Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений. –– Наша фирма является крупнейшим поставщиком косметических товаров в странах СНГ. Список литературы 1. Васильева, А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. – М., 1990. 2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д, 2000 и последующ. изд. 3. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая. – М., 2001. 4. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М., 1989. 5. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – М., 1998. 6. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М., 2007. 7. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 2002 и последующ. изд. 8. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. – М., 1997. 9. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1997. 10. Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М., 1986. 11. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000 и последующ. изд. 12. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь справочник / Л.И. Скворцов. – М., 1995.
Практическое занятие № 2 (2 часа)
Тема: Культурноречевые проблемы в лексике и фразеологии. Цель: Знакомство с лексическими нормами, отработка навыков правильного словоупотребления и закрепление их в разговорной практике.
|