Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Сделайте самоанализ речи собственного выступления по следующим схемам.
Общая оценка 1. Речь удалась – не удалась. 2. Контакт был – контакт слабый – контакта не было. 3. Меня поняли – со мной согласились – меня не поняли. 4. Как я держался во время речи? В каком эмоциональном состоянии ухожу после выступления? Детальная (аналитическая) оценка. 1. Как аудитория встретила меня? – Доброжелательно. Равнодушно, безразлично. Сдержанно. Недоверчиво, неприязненно. С открытой враждебностью. 2. Как началась речь? Вызвала ли вводная часть заинтересованность, оживление? Настороженность? Безразличие? Неприятие? 3. Как можно охарактеризовать настроение аудитории на протяжении речи? Оно изменялось в мою пользу или наоборот? В каких частях моей речи это можно было заметить? Как это выразилось? Возможные причины этих изменений. 4. Если аудитория реагировала отрицательно, – как в целом, так и по частям моей речи, – то чем это могло быть вызвано? 5. Как я сам реагировал на неудачи? И как – на успехи? 6. Как я сам оцениваю: а) выбор темы, ее раскрытие, свою позицию; б) план и композицию выступления, логику построения; начало, конец; в) если тему, факты, логику, доказательства, композицию и прочее я оцениваю положительно, то чем объяснить неудачи, неудовлетворенность, ослабление контакта и пр.? 7. Как я сам оцениваю свою устную речь: дыхание (не хватало глубины дыхания, было затруднено дыхание через носовую полость), были ли вынужденные паузы для вдоха, что можно сказать о громкости, темпе, плавности речи? свободно ли лилась речь, не было ли излишнего напряжения? или вялости? излишней простоты, фамильярности? 8. Как аудитория отзывалась на мои аргументы, примеры, вставные сюжеты, шутки, вопросы? 9. Как я держался: просто и свободно – или скованно, не поправлял ли галстук, не было ли жарко и т.п. Не злоупотреблял ли жестами и мимикой? 10. Какие уроки я могу извлечь из этого выступления, что могу использовать из опыта подготовки и самого исполнения в своей дальнейшей работе?
Список литературы 1. Андреев, В.И. Деловая риторика / В.И. Андреев.– Казань, 1993. 2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи: Учебное пособие для ВУЗов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону, 1995. 3. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2000 и последующ. изд. 4. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман. – М., 1997. 5. Данкел, Ж., Парнхем Э. Ораторское искусство – путь к успеху / Ж. Данкел, Э. Парнхем. – СПб., 1997. 6. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / А.Б. Добрович. – М., 1996. 7. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М., 1998. 8. Иванова, С.Ф. Специфика публичной речи / С.Ф. Иванова. – М., 1978. 9. Касаткин, С.Ф. Обратная связь в устном выступлении / С.Ф. Касаткин. – М., 1984. 10. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация / Е.В. Клюев. – М., 1998. 11. Культура русской речи и эффективность общения / Ширяев Е.Н., Скворцов Л.И., Лазуткина Е.М. и др. – М., 1996. 12. Лаптева, О.А. Живая русская речь с телеэкрана / О.А. Лаптева. – М., 2000. 13. Леммерман, Х. Учебник риторики / Х. Леммерман. – М., 1998. 14. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М., 1997. 15. Михайлова, О.А. Шаги к искусной речи / О.А. Михайлова, М.В. Голомидова. – Пермь, 1995. 16. Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово / А.К. Михальская. – М., 1996. 17. Пиз, А. Язык телодвижений / А. Пиз. – М., 1995. 18. Савкова, З.В. Средства речевой выразительности / З.В. Савкова. – М., 1982. 19. Уайтсад, Р. О чем говорят лица / Р. Уайтсад. – СПб., 1997.
|