![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение контроля и оценивания в педагогической деятельности
Использование технологий педагогической деятельности имеет своей целью повышение качества образования. Качество образования – это общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования). Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др. В документах, определяющих развитие российской системы образования («Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Наша новая школа», образовательные стандарты общего и профессионального образования), говорится, что роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития. Среди основных тенденций развития образования выделены: необходимость повышения готовности граждан к сознательному выбору; развитие коммуникабельности и толерантности; формирование современного мышления у молодого поколения в связи с возникновением глобальных проблем, которые могут быть решены только в рамках глобального сотрудничества; направленность на рост профессиональной мобильности и постоянное повышение квалификации; опережающее развитие молодежи и взрослых в связи с возрастанием значения человеческого капитала. Оценивание играет значительную роль в процессе обучения и воспитания. Оно задает ориентиры для деятельности и развития учащихся, является одним из стимулов для получения новых знаний. Контроль и оценивание являются важными и обязательными этапами образовательного процесса. Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности обеспечивает получение информации о результате учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося). Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-либо. Существуют различия между оценкой и отметкой. Оценка – качественный показатель (например, «Ты молодец!»). Отметка – количественный показатель (пяти- или десятибалльная шкалы, проценты). Контроль может проводиться без оценки (например, учитель проверяет наличие выполненного задания или ученик проверяет, все ли учебные принадлежности он взял в школу). Оценка без контроля невозможна. Контроль выполняет следующие функции: 1) диагностическая (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в знаниях); 2) образовательная (приведение знаний и умений в систему и содействие их прочному усвоению); 3) развивающая (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся); 4) воспитательная (стимулирование систематических занятий и ответственности за их усвоение). Те же функции выполняет и оценка, но, кроме того, она выполняет мотивационную (поощряет, стимулирует учебную деятельность) и информационную (свидетельствует о степени успешности ученика) функции. Общеизвестны требования к контролю и оценке: – объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений); – индивидуальный характер; – систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах; – разнообразие методов и форм проведения; – всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков).
|