![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критериально-ориентированное оценивание
Существующая система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний, а не процесс поисковой активности ребенка и сформированную у него систему ценностей. При работе учителя в русле компетентностного и деятельностного подходов необходимо привести систему оценивания в соответствие с новыми целями образования. Для этого должны быть разработаны технологичные измерители уровня достижения как предметных, так и метапредметных и личностных результатов обучения. Эта задача решается при разработке оценивания на основе критериально-ориентированного подхода (КОРТ) и при использовании накопительной системы оценивания. Критериально-ориентированный подход («ориентированный на содержание», «ориентированный на цели») в оценивании служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо учебного предмета или темы. За максимальный балл при критериально-ориентированном оценивании принимается знание учащимися 100% содержания проверяемого раздела или уровень соответствия определенному требованию. Таким образом, учитель (чаще всего при помощи тестов) сопоставляет знания и умения учеников (правильно выполненные задания) с планируемым объемом знаний и умений в какой-то конкретной области или уровень соответствия требованию (например: «Коммуникативные УУД развиты у данного учащегося на среднем уровне»). Оценка конкретного обучаемого при КОРТ не зависит от того, какие результаты получили другие обучаемые, поскольку его результат сравнивается не с результатами других, а с заранее обозначенной нормой (критерием). Достоинством критериально-ориентированного оценивания является то, что оно может оценить не только ЗУНы (как другие виды письменного контроля), но и другие виды результатов. В общем виде этапы разработки критериально-ориентированного оценивания выглядят следующим образом: 1. Определение цели оценивания. 2. Разработка критериев. 3. Разработка показателей для каждого критерия. 4. Разработка заданий для оценивания. 5. Разработка уровней оценки задания. Очень важно, чтобы педагог при оценивании использовал четкие и понятные для учеников критерии оценки. Еще лучше, если эти критерии будут вырабатываться учителем и учащимися совместно. При большом количестве метапредметных результатов и объеме знаний, которые необходимо оценивать, следует разрабатывать комплексные критерии. Их должно быть немного, так как большое количество критериев значительно осложнит процедуру оценивания. Существуют требования к критериям, согласно которым критерии должны[41]: – описывать реальные измеряемые результаты, которые может продемонстрировать ученик; – дифференцировать результаты деятельности учащихся на двух (базовом и повышенном) или трех уровнях; – описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении того или иного уровня.
|