Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторические стили оконного убранства. Стили, потоки и направления
1) Ренессанс С эпохи Ренессанса начинается осознанное украшение интерьеров. Именно в этот период великих перемен и возрождения живописи и архитектуры украшение интерьеров стало восприниматься как особое направление искусства. Идея намеренного использования предметов мебели в качестве декорации, а также применения единообразных и гармонирующих тканей вскоре стала популярной по всей Европе. Представления о «цивилизованной жизни В доме» начали руководствоваться набором установленных правил. Это было началом искусства дизайна интерьера и развития индустрии оконного убранства. Основным способом изоляции окна в течение периода Ренессанса были деревянные ставни. Закрепленные с внутренней либо с наружной стороны окна, ставни могли закрывать оконный проем, защищая по помещение от дождя и яркого солнечного света, но практически не помогали сохранить тепло. Они имели чисто функциональное назначение. В XV1 веке введение в обиход легких прозрачных тканей дало возможность создания простых и угилитарных занавесок Занавески, чаще всего из тонкого газа или муслина, позволяли контролировать солнечное освещение и сохранять определенную уединенность. Подвешенные на металлических штангах при помощи крючков, обычно отдельными полотнищами, занавески получили широкое распространение лишь после 1650-x годов. Хотя в эпоху Peнессанса убранство окон было простым и непритязательным, занавески, составлявшие убранство кроватей, а также портьеры, разделявшие комнаты, были выполнены гораздо искуснее. Они помогали сохранять уединенность и не давали сквознякам и звукам распространяться по всему дому. Занавески такого типа назывались «портьерами» от французского «porte», что означает «дверь». Портьеры висели внутри помещения. Полотнище ткани, возможно шелка, льна или шерсти, утром подвязывалось к косякудвери и опускалось на ночь, отгораживая помещение. В это время наиболее ценным имуществом человека была кровать. Спальни знати должны были отражать всю важность положения своих владельцев. Кровати с балдахинами на четырех столбиках и пологами представляли собой большие деревянные конструкции, украшенные искусной резьбой. Занавеси полога крепились под балдахином и полностью закрывали кровать. В холодных северных странах это помогало сохранять тепло и не допускать сквозняков, тогда как в более теплых средиземноморских странах основной функцией полога была защита от москитов и насекомых. Слово «полог» (английское «canopy») было произведено от греческого слова «konops», что значит «комар». Ткани этого времени были главным образом гладкого плетения, шелковые, шерстяные или хлопковые. По мере развития новых способов ткачества, во Франции и в Италии начинается широкое использование бархата и парчи насыщенных и переливающихся цветов. Хлопковые ткани теперь украшались ручным набивным рисунком или рисованными узорами с крупными цветочными мотивами. К концу эпохи Ренессанса в оконное убранство начали включаться подзоры. Ламбрекены и карнизы, формы которых были навеяны мотивами греческого искусства, стали теми завершающими штрихами, которые придали занавескам более изысканный вид, достигший особенного расцвета в эпоху барокко. 2) Барокко и ранний георгианский стиль Эпоха барокко внесла большие изменения в оконное убранство. Впервые в истории оконные занавески стали продуманным декоративным элементом внутреннего оформления комнаты. Дальнейшие успехи в развитии технологии ткачества, в сочетании с растущим ввозом хлопковых тканей из Индии, позволяли создавать новые интересные ткани специально для использования в оконном убранстве. «Более сложные» и «театрализованные» - вот самые распространенные эпитеты при описании всех видов оконного убранства эпохи барокко. Карнизы и ламбрекены теперь получили распространение как наиболее предпочтительные способы завершения верхней части оконного убранства, хотя их первоначальным назначением было всего лишь скрывать штанги и рабочие части занавесок, укрепленных под ними. Карнизы вырезали из дерева и, как правило, придавали им весьма изощренную форму. Ламбрекены, в отличие от карнизов, обычно выполнялись из плотной жесткой ткани, фигурно выкроенной, и часто украшались по краям декоративными элементами. Отделка галуном и бисером, искусство изготовления декоративной тесьмы процветали во Франции во время правления Людовика XIV. Позже мастера-гугеноты из-за религиозных преследований бежали в Германию, Англию и Нидерланды, унося с собой секреты утонченного ремесла. Красивая отделка, которая изначально использовалась для того, чтобы скрыть подгибки и места соединения драпировок, постепенно превратилась в декоративный элемент, доступный только членам королевской семьи и знати. Плоские шнуры и тесьма, бахрома с кисточками и сутаж из тонких шелковых нитей украшали края полотнищ из бархата, парчи и камки. Оконные занавески первоначально представляли собой простое отдельное полотнище ткани. Новая мода на занавески из двух полотнищ придала оконному убранству симметричность. Даниель Маро, французский ХУДОЖНИК и обойщик XVI века, считается автором «фестонов», занавески, которая может быть стянута вверх, создавая эффект ламбрекена. Исходя из этого принципа, было разработано множество разнообразных фасонов жалюзи и маркиз, из которых самыми распространенными являются маркизы и подзоры с кисточками. Обтянутые тканью скользящие рамы защищали помещения от яркого солнца в течение дня. Для них использовались очень тонкие, прозрачные ткани, натянугые на раму и пропитанные маслом. Рама монтировалась в оконном проеме. Кроватные пологи в эпоху барокко также стали более изощренными. Сама деревянная конструкция над кроватью стала меньше, чем в эпоху Ренессанса, но пологи и балдахины над кроватью достигли нового уровня роскоши и детализации. Ранний георгианский стиль был декоративным стилем Англии и Америки, процветавшим одновременно с эпохой барокко в Европе. Несмотря на то, что ранний георгианский стиль испытывал сильное влияние европейского барокко, он был более рафинированным и менее сложным. Многие произведения, которые относят к раннему георгианскому стилю, приписываются сэру Кристоферу Рену, королевскому архитектору Англии конца 1600-х годов. 3) Поздний георгианский стиль Самой важной из идей, которые развивались в течение позднего георгианского стиля, была мысль привести оконные занавески в соответствие с кроватными драпировками. Первоначально эти два элемента воспринимались как не связанные между собой в оформлении интерьера комнаты. Богатые дамасские ткани и парча золотых, голубых и красных цветов теперь использовались и для занавесок и для кроватных драпировок другими цветами, которые доминировали в интерьерах этого времени, были бирюзовый и коралловый. Кроватные драпировки были теперь обыкновенным явлением по всей Европе, сохраняя тепло и являясь украшением величественных покоев этого времени. Хлопковый ситец с набивным рисунком с мотивами английских садов наиболее высоко ценился в это время средним классом, что увеличивало популярность этого типа убранства. У состоятельных людей обычно имелись два комплекта кроватных драпировок: тяжелые ткани и гобелены для использования в зимнее время и более легкие муслиновые - для лета. Изысканные ламбрекены элегантных очертаний определяли силуэт окна позднее георгианского времени. Украшение аппликацией и выш жалюзи, которые поднимались под ламбрекены при помощи шнуров, считались самым модным фасоном в Европе. Оконное убранство позднего георгианского периода можно описать как самое подвижное и переменчивое. Новейшие ткани и фасоны позволяли сделать занавески мягко струящимися. Этому ощущению движения дополнительно помогало использование мотивов ленточек и гирлянд в рисунках тканей. В Англии в этот период самым популярным фасоном были «Итальянская низка», или занавески с фестонами. Полотнища этих занавесок драпировались таким образом, чтобы выглядеть как фестоны, для чего струну протягивали по диагонали в направлении наружных верхних углов окна, что заставляло ткань занавесок висеть грациозными волнами. Современные дизайнеры интерьера до сих пор пользуются этим очень элегантным способом изготовления фестона. Рамы с промасленной тканью эпохи барокко продолжали широко использоваться в качестве защиты от солнца и в этот период. их часто расписывали вручную замысловатыми узорами или сценами на природе. Эти рамы стали предшественниками роликовых штор, появившихся ближе к концу этого периода. Роликовые шторы изготавливали из натурального льна или хлопка и использовали натяжную систему подъема, чтобы их можно было опускать и поднимать ДЛЯ контроля освещения и создания уединенности. Оконное убранство становилось все более сложным по мере того, как архитекторы начали разрабатывать стили и очертания окон, основываясь на системе пропорций, установленной в соответствии с идеалами итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио и названной «принципами Палладио». Эта система представляла собой определенный набор пропорциональных соотношений> основанных на классической архитектуре античной Греции, которые можно было применить к различным элементам экстерьера, включая окна. 4) Рококо. Стиль Людовика XV О т эпохи барокко до Викторианской эпохи за внутреннее убранство всего дома были ответственны исключительно обойщики. Изысканные кроватные драпировки и оконные занавески были результатом разработок этих опытных и влиятельных людей. Они делали заказы и выбирали различные товары, которые требовались для воплощения их расточительных проектов. Одним из таких людей был Томас Чиппендейл. В 1754 году Чиппендейл издал книгу образцов узоров «Руководство для джентльмена и оформителя кабинета». Эта книга не теряла свое значение в области убранства интерьеров в течение многих лет. Чиппендейл обычно использовал мотивы, навеянные китайским искусством, наряду с мотивом раковины – «фирменным» знаком эпохи рококо. Эти мотивы использовались и в узорах тканей, так же как в богатой деревянной резьбе кроватей и прочих предметов мебели. Форма окон этого времени создавала массу трудностей, как часто бывает и сегодня. Готические узкие стрельчатые окна, широкие арочные окна получили распространение по всей Европе и в Британии. Чиппендейл создал изогнутые карнизы и ламбрекены для украшения этих окон и затем драпировал их маркизами с мягкими складками. Большое внимание в этот период уделялось более легким драпировкам и балдахинам кроватей, предпочтение отдавалось стремлению к большему комфорту. Легкая шелковая тафта была самой распространенной тканью для изготовления оконных занавесей и драпировалась по-новому, более легкими складками, что и отличает убранство этого периода. Цвета стали более утонченными: мягкие пастельные оттенки желтого, розового и голубого пришли на смену темным насыщенным краскам предыдущего столетия. Поднимающиеся вверх занавеси, которые назывались «Римские драпирующиеся шгоры» были самым модным видом оконного убранства этого времени. Стягивающиеся вверх занавески приобрел и дополнительное наполнение и в результате стали выглядеть мягче. С этими занавесками использовались драпировки из более богатых и темных тканей, просто закрепленные сверху или дополненные украшенными ламбрекенами. Развитие текстильной промышленности позволило создать ткани, имевшие качества, которые не изменялись со временем, известные сегодня просто как полотно. Полотно было первой тканью, окрашенной с использованием медных досок. Этот способ позволял производить ткани, которые имели более отчетливый рисунок, а также более крупный раппорт узора. Технология полировки тканей для получения «ситца» также была введена в обиход в это время. По мере того как балдахины становились все менее тяжeлoвecными, деревянные конструкции над кроватями также изменились и получили несколько разновидностей. «Половинный балдахин» был более компактным, отстоявшим от стены лишь над частью кровати, а не над всей длиной. «Польская кровать» имела навершие в виде купола, который поддерживался стойкам и во всех четырех углах кровати, задрапированными красивыми шелковыми полотнищами. Во Франции стало обычным помещать кровати в альковы и устраивать вокруг них ламбрекены с боковыми занавесями. Шелк и хлопок пришли на смену более тяжелым тканям, таким как бархат и расшитые гобелены, которые использовались для балдахинов кроватей в эпоху барокко. Период рококо обозначил переход от очень витиеватого и изощренного стиля эпохи барокко к изысканному классическому стилю, который доминировал в период неоклассицизма конца XVIIIвека. 5) Неоклассицизм
Неоклассицизм представляет собой элегантный стиль оформления, который характеризуется использованием простых геометрических форм. Классические произведения искусства древней Греции и Рима, найденные при раскопках в Помпеях и Геркулануме в 1700-х годах, вдохновили этот стиль. Открытия, сделанные в античных руинах, повлияли также и на цветовые предпочтения эпохи неоклассики. Цветовую гамму этого периода составляют земляные оттенки, такие как глина, терракота и зелень с черными акцентами, другие расцветки вошли в употребление под влиянием промышленности, а не истории. Произведения керамического завода Веджвуда создали моду на голубые и синие оттенки, и ткацкие фабрики Обюссона и Гобелена во Франции начали производить ткани этих цветов. Фасоны кроватей и кроватных балдахинов в это время становятся делом скорее мебельщика, чем обойщика. Результатом этой перемены стало уменьшение роли кроватных драпировок и появление согласованных карнизов кроватей и окон. Краснодеревщиком, чьи идеи оказали большое влияние на интерьеры конца 1700-х годов, был Томас Шератон.Шератон был знаменит как создатель уникальных кроватей и сложных карнизов. Ему приписывается введение в обиход карниза «пагода» отмеченного сильным влиянием китайского искусства. Модели Шератона, опубликованные в конце 1793 года в «Книге рисунков для краснодеревщика и обойщика» были украшены резьбой, позолотой и классическими мотивами. Самым распространенным фасоном оконного убранства эпохи неоклассицизма были драпирующиеся занавески, теперь располагавшиеся симметричными парными полотнищами. Они выглядели довольно непритязательно, что повлекло необходимость усовершенствовать карнизы-штанги, сделать их более декоративными или функциональными. Появление в это время первых карнизов со шнуром и блоком, теперь известных как карнизы с раздвижным механизмом, позволяли уменьшить износ и истирание драпировок Эти новые карнизы посередине заходили один за другой, что весьма усиливало законченность общего вида драпировок. Кроме того, декоративные карнизы-штанги с изукрашенными наконечниками и кольцами уравновешивали незатейливый силуэт занавесок этого времени и делали убранство более интересным. По мере того как прозрачные ткани приобретали все большее распространение, под верхние драпировки был добавлен слой нижних занавесок. Эти тонкие муслиновые занавески монтировались к оконной раме и придавали комнате дополнительный уют и защиту от солнечных лучей. Крупнейшим технологическим достижением в производстве декоративных тканей этой эпохи было изобретение Джозефом Жаккардом в 1804 году ткацкого станка. Этот сложный станок позволял машинным способом выткать материю с самыми изощренными узорами, которые ранее могли быть выполнены только вручную весьма трудоемким способом. Ближе к концу периода неоклассицизма четкая симметрия, свойственная очертаниям оконного убранства, уступила место асимметричным моделям, которые приобрели широкое распространение позже, в эпоху ампира. 6) Ампир К ак только забота о здоровье привела к пониманию, что кроватные пологи и балдахины препятствуют циркуляции воздуха, собирают пыль, а в деревянных конструкциях кроватей поселяются насекомые, на смену прежним конструкциям пришли открытые кровати, сделанные из железа. Результатом стало усиление декоративной роли кроватных покрывал и оконного убранства, характерного для эпохи ампира и Регентства. Исходя из тех же соображений, которые привели к отказу от кроватей с балдахинами, тяжелые ламбрекены и карнизы также стали играть меньшую роль. Богатство и изобилие оконного убранства достигалось теперь путем использования многослойных занавесей, часто расположенных асимметрично. Нередко окно имело 4 или 5 отдельных слоев занавесей: верхние драпировки, нижние занавески, сделанные из более легкой ткани, маркизы и жалюзи, а также, возможно, ламбрекен или подзор, который укреплялись поверх всего ансамбля. Популярность прозрачных нижних занавесок в течение периода ампира продолжала расти. Сделанные из шелка или хлопкового муслина нейтральных оттенков, нижние занавески превратились в общепринятый элемент оконного убранства. В иных случаях, в менее официальных интерьерах, использовались нижние занавески, также сделанные из муслина, которые за- креплялись на нижней половине окна, близко к плоскости стекла. Историки предполагают, что оба типа занавесок служили для защиты от солнечных лучей, а также от проникновения насекомых. Уменьшение роли ламбрекенов и подзоров вызвало необходимость создания более замысловатых фасонов карнизов для драпировок и завершений. Завершения, украшенные регулярными французскими защипанными складками, плиссировками, сборками или буфами, приобрели более организованный и декоративные вид, тогда как штанги карнизов превратились в роскошную нарядную деталь, предназначенную для демонстрации. Формы медных или деревянных наконечников и кронштейнов этих карнизов были навеяны либо классическими мотивами, такими как листья лавра или аканта, либо военными орнаментами, такими как копья или орлы. «Продолженная драпировка» - термин, который использовался для обозначения практики превращения двух или более отдельных окон в одно при помощи единого непрерывного ламбрекена или подзора, с легкостью нашел свое применение и по отношению к асимметричным фасонам этого времени. Каждое окно само по себе было асимметричным, но при объединении с другими окнами в единый ансамбль зеркальное от ражение создавало впечатление уравновешенности. На протяжении периода ампира росла популярность длинных занавесей с буфами на полу. Модельеры этого времени расходились во мнении, какая длина полотнищ является наиболее подходящей: от нескольких сантиметров, грациозно ниспадающих на пол, до метра ткани, создающей более драматичный эффект. Историки также расходятся во мнении относительно причин возникновения этой излишней длины ткани, выступающей в роли так называемого «пылесборника •. Некоторые полагают, что длина драпировок являлась проявлением достатка: чем состоятельнее был владелец, тем больше метров ткани он мог себе позволить. другие считают, что этот фасон являлся чисто функциональным способом предотвратить сквозняки из окон. Этот довод кажется особенно правдоподобным, так как пологи кроватей предшествующих времен были теперь упразднены. Другой декоративной деталью, которая широко использовалась в это время, была изнаночная подкладка. Вспомогательная ткань, использованная в качестве подкладки основных занавесей, могла создавать впечатление дополнительного слоя занавесок, когда основные занавеси раздвигались или поворачивались изнанкой вверх, обнаруживая контрастную подкладочную ткань. Роликовые шторы внесли в дизайн интерьеров элемент артистизма. Их полотнища превратились в холсты для нарисованных пейзажей и набивных узоров. Иногда окаймленные бахромой или бордюрами, роликовые шторы становились неотъемлемой составляющей оконного убранства этого периода. На протяжении своей истории оконное убранство развивалось циклически: времена изобилия и роскоши сменялись периодами подчеркнутой простоты, идеи переходных эпох со временем достигали пика своего развития. Многослойные убранства периода ампира и Регентства были началом стиля, который достиг пика в напыщенном изобилии Викторианской эпохи.
7) Викторианский стиль Общей тенденцией было использование отделки бахромой и различными тканями. К краям драпировок и подзоров часто прикреплялись ленты из контрастных тканей. Более тяжеловесная и пышная буйонская бахрома пришла на смену бахроме с кисточками и галуном. Все большую популярность приобретали кружевные ткани, которые использовались для нижних занавесок и для занавесок, прилегающих к стеклу, машинное производство кружевных и сетчатых тканей делало их более доступными для среднего класса. Кружевные или прозрачные полотнища плотно собирались верхним краем на медных карнизах-штангах, а нижний край либо свисал свободно, либо прикреплялась к оконной раме при помощи второй штанги, продетой сквозь нижнюю подгибку занавески. При использовании этих занавесок на окнах спален или в стеклянных дверях, их полотнища перевязывались посередине стягивающей лентой, которая придавала им очертания песочных часов. Ламбрекены - удлиненный вариант карниза с тканью, спускающейся вдоль боковых сторон окна, были в моде в период ампира и раннюю Викторианскую эпоху но к концу XIX века устарели и вышли из моды. Стало казаться, что эти массивные конструкции слишком тяжелы для интерьеров этого времени и что они перекрывают слишком много света. Появлялись и новые фасоны тканевых оконных занавесок Для создания мягких волн постоянно увеличивалось количество используемой ткани и наполнение занавесок Результатом этой эволюции стали австрийские шторы (маркизы), с более мелкими и частыми фестонами. для придания ансамблю большей элегантности и изысканности австрийские занавески часто дополнялись ламбрекенами и подзорами в складку Наиболее уважаемые дизайнеры этого времени рекомендовали своим заказчикам добавлять к занавескам подкладочную и про кладочную ткани. Подкладка не только продлевала жизнь основной ткани, она улучшала теплозащитные свойства занавесок и помогала предохранять обивку других предметов мебели от выгорания на солнце. По мнению известного дизайнера Джона Лоудона, занавески не могли выполнять функцию защиты от сквозняков в тех случаях, когда не использовался верхний широкий карниз или подзор. Этот деревянный короб должен был закрывать то пространство над верхней частью занавесок, откуда мог проникать холодный воздух. Карнизы, которые использовались в это время, были меньшего размера и менее вычурными, чем карнизы предшествующих периодов, хотя по-прежнему в них присутствовала позолота и иногда дополнительные медные украшения. Роликовые шторы, которые теперь выпускались с пружинными механизмами, оставались важным элементом оконного убранства, призванным обеспечивать уют и контролировать солнечное освещение. другими типами жалюзи, получившими чрезвычайное развитие в это время, были деревянные горизонтальные жалюзи и реечные ставни. Противники чрезмерной пышности викторианского стиля объединились в группу реформаторов, которые отстаивали большую простоту убранства и возврат к готическим принципам дизайна. Это направление стало известно как «Движение эстетов». Вильям Моррис, чье имя стало синонимом декоративных тканей, был основоположником «Движения эстетов» в области дизайна интерьеров. Он и другие влиятельные дизайнеры, такие как Чарлз Истлейк, протестовали против удушливых, чрезмерно задрапированных оконных убранств расцвета Викторианской эпохи. Их собственные модели отличались простотой и функциональностью и служили лишь фоном для комнатного интерьера. Идеи «Движения эстетов» оставались главенствующими до конца XIX века, когда в результате обратного процесса в оформление окон снова вернулось французское влияние, что привело к возрождению изощрению сложных карнизов, верхних драпировок, нижних занавесок и всех тех украшений, которые были характерны для оконного убранства прошедших эпох. 8) Существует различные европейские стили, стилевые потоки, направления и школы. В истории Старого Света за последнее тысячелетие существовало несколько так называемых историко-художественных, или больших стилей. Каждый из них господствовал на исторической арене чуть меньше или больше ста лет. Первый из них – романский, за ним готический, сменившийся ренессансом, далее барокко, следом появился рококо, уступивший место классицизму, высшим выражением является ампир. Вторая половина 19 и весь 20 век, с их ускорившемся ритмом жизни, техническими новшествами, расцветом коммуникаций, не дали нам больших стилей, но зато создали такое понятие, как модное направление, течение. Самые крупные из этих направлений также принято называть стилями, но без определения «историко-художественный». К этим стилям относятся бидермейер, историзм, модерн, конструктивизм, арт-дизайн. Природа не терпит пустоты, поэтому в периоды смены стилей очень часто возникали различные направления – либо диаметрально противоположные, либо частично вариантные по отношению к уходящему стилю; они также получили свои названия, такие, как стиль ренессанс, второе рококо и т.д. В современном лексиконе часто встречаются названия стилей с приставкой « нео ». Это означает, что речь идет, как правило, о стилизации на тему любого из больших стилей. Под «ретро» также подразумевается все стилизации «под старину», от готики до модерна. Это, наверное, самый востребованный стиль шторных композиций. Такие шторы помогают придать вашему жилищу строгость классицизма или пышность барокко. Многообразие вариантов таких штор позволяет вписать их в практически любой интерьер. Неоготика предполагает насыщенных тонов тяжелые ткани (сукно, гобелен, атлас), гладкие или с неярко выраженным стилизованным цветочным или геральдическим рисунком. Подхваты темные, матовые, строгие, хотя для украшения могут использоваться розетки. Ламбрекены фигурной формы или каркасные, повторяющие стрельчатые готические мотивы. Длина штор максимальна, от потолка до пола, но по ширине всю стену, на которой расположено окно, композиция занимать не должна. Классицизм, ампир требует легких тканей с тоновой гаммой. В качестве рисунка предпочтительна вертикальная полоса, причем не только цветная, но и создаваемая за счет фактуры ткани (матовая, блестящая). Полотна штор неширокие, прямые. Подхваты тонкие, строгих очертаний. Рококо – самый женственный стиль, легкий и изящный, грациозный и уютный, кокетливый и интимный. Рококо отличают утонченная роскошь, интеллигентность, лиризм. Окна в стиле рококо выполняются от пола до потолка, в их оформлении преобладают пастельные цвета, завиток в рисунке, различные бантики, ленточки, розанчики. Богато декорированные орнаментом, как тканым, так и расписным, металлизированные виды парчи и мягкие, тонкие, струящиеся ткани, а также тяжелые, ворсовые материи будут уместны в интерьере, оформленном в византийском стиле. Характерны также комбинирование различных видов волокон в одном полотне: растительного и животного происхождения, растительного и минерального. Два основных цвета, используемых в этом стиле – золотой и пурпурный. Бидермейер любит бархат и атлас ярких, насыщенных тонов. Рисунок ткани – растительные орнаменты, гирлянды, арабески, ленты. Шторы, задрапированные в крупные складки, украшаются воланами, кистями, фестонами, бахромой, причем отделка по цвету может отличаться от основной ткани, например кисти и бахрома с металлической нитью под золото. Обязательно присутствие ламбрекена – плетенного, фигурного, составного на вздержках или присборенного. В этом стиле карниз не закрывается ламбрекеном, он, наоборот, становится основной фигурой шторной композиции. Модерн предпочитает асимметричные композиции из плотных тканей (сукно, бархат), колорит сдержанный, пастельных тонов в оттеночной гамме. Рисунок, если он присутствует, - некрупный, растительных мотивов. Форма драпировок удлиненная, используются ламбрекены с перекидом через штангу. Шторы могут быть украшены кистями в тон основному цвету ткани, допустима недлинная бахрома в той же гамме. Кисти на длинных витых шнурах можно использовать для подхватов. Для романтического стиля можно использовать любые ткани и сочетания цветов, лишь бы выбор подчеркивал основные признаки выбранного вами стилевого направления. Здесь могут быть использованы все виды шерстяных тканей, а также восточные шелк, тафта, хлопок, на которые, как правило, наносится орнамент с геральдическими мотивами или геометрический рисунок. Готический стиль. Его можно охарактеризовать как «цельный и яркий». Для готического стиля в целом характерна большая декоративность интерьера, что отразилось и в тканях: золотая нить, техника набивных рисунков на ткани. Характерные рисунки – трилистник, звезда, полумесяц; часто это золоченые изображения на темном фоне ткани. Могут использоваться шерстяные и кожаные полотна. Именно этот стиль ввел понятие гарнитура, когда для оконных штор используются ткани, сочетающиеся с обивкой мебели и покрывал. Барокко. Характеризуется вычурностью и богатством: тяжелые шторы с кистями и бахромой, цвет чаще всего темно-синий, вино-зеленый, розово-красный. Русский стиль – яркая красочная гамма цветов, изысканные и пышные узоры, виртуозная техника ручного ткачества. Для него характерно использование тканей разных видов (сукно, бархат, атлас, шелк, лен, шерстяные ковры). Французский стиль. Французы создали богатую технику украшения интерьера тканью, используя кокетливые рюши и изящную плиссировку. Словосочетание французский стиль не случайно часто воспринимается как синоним изысканного шарма и роскоши, ведь в прежние века для оформления парадных дворцовых помещений во Франции использовались дорогие ткани ручной работы с вплетенными золотыми нитями, бархат и парча, драпировки, отличавшиеся сложностью кроя и изысканностью линий. В тканях использовались рисунки с цветочным, растительным орнаментом, отличающиеся сочностью натуральных оттенков и буйством красок. Английский, или колониальный стиль. Сегодня это органичный сплав старого и нового, но, прежде всего, - лаконичность форм и продуманность деталей. Основной мотив этого стиля – вертикальная полоса, которая так или иначе повторяется в оформлении окон, стен, обивке мебели. В интерьере английских гостиных строгая английская клетка прекрасно сочетается с романтичным цветным узором. Итальянский стиль. Италия давно признана законодательницей мод в области текстильного декора. Итальянский стиль отличают яркие, гармонично и тщательно подобранные цвета: бледно-желтый оттенок песчаного пляжа и розовые тона предрассветной дымки, песочно-желтый и оливковый, томный охристо-красный и терракотовый, много золота и синева, напоминающая о небе Италии. Восточный стиль – это обилие золотых украшений, кистей, бахромы, бисера и стразов, роскошные парча и бархат, блестящий шелк, муары и воздушная органза, которые переливаясь волшебным сиянием, напоминают дворцы магараджей и волшебные сказки Шахерезады. В современных интерьерах, испытывающих «восточное» влияние, предпочтительнее использовать гладкие прозрачные ткани, свисающие с естественной непринужденностью и окрашены соответственно заданному образу, то в строгие серые, зеленоватые или сини цвета ночного неба, то в яркие желтые, оранжевые и красные тона жаркого дня. Минимализм. Стиль минимализм нашел свое отражение в текстиле белого, серого и серебряного цветов. Это множество прозрачных и полупрозрачных тканей и разнообразных материй с прозрачными вставками. Изготовленные из них шторы с лавсановыми вставками, похожими на слюдяные окошки, наполнят комнату веселыми солнечными зайчиками. Очень выразительны металлизированные материи серебристого, золотого, медного цветов. В минималистическом интерьере будут уместны легкие, воздушные ткани без рисунка и каких бы то ни было отвлекающих внимание деталей, хорошо подойдут рулонные шторы. Благодаря использованию в рулонных шторах разнообразных тканей можно добиться любой освещенности в помещении, вплоть до полного затемнения. High-tech. Специально для оформления таких проектов производители выпускают ткани с эффектом помятости, потертости, с нерегулярными гофрированными складками. Например, для актуального стилевого направления, поддерживающего протест против демонстративной роскоши, дизайнеры разработали эффектные ткани, напоминающие цветной полиэтилен или алюминиевую фольгу, и сетки, похожие на тару плодоовощных баз или целиком сотканные из металлической нити, а также разнообразные материи с заплатками, настроченными бахромчатыми лоскутками, или «прожженными» отверстиями. Имеются также ткани, как две капли воды похожие на подкладочный материал флизелин. Не менее оригинальна материя в виде воздушной паутинки, однотонная или с рисунком. Несмотря на то что полотнище образовано из спутанных невесомых нитей, его можно стирать и гладить. Бионика – направление, включающее в себе авангардные идеи в природных, зачастую и в органических формах, материалах, фактурах, и предполагающее использование подлинных, иногда необработанных поверхностей: кожи, меха, войлока. Экологический стиль. Пеньковая ткань, выработанная из стволов травянистых растений, хлопчатобумажные и шелковые полотна с включением в качестве акцента рафри – волокон, получаемых из пальмовых листьев. Очень эффектно выглядят с реалистической точностью проресованные цветочно-растительные мотивы выразительного силуэта, иакие, как ирисы, орхидеи. Очень модны мотивы природы, растительного и животного мира: всевозможные листья и цветы со стеблями, изображения срезов растений под микроскопом, насекомых, перьев. Цветочные рисунки напоминают стиль 1950-60 годов: легкие, в акварельной манере, с растениями на длинных стеблях по гладкому светлому полю. Одна из актуальных тем в декоре тканей – морская. Изображение рыб, гальки, водорослей всех оттенков голубого, лимонного и бирюзового цветов, реалистические или стилизованные, в духе японской графики, изображение ракушек словно навевают мечты о путешествиях. Интересны интерьеры, оформление которых построено на световых эффектах. Для этого используются материалы из оптических волокон, преломляющих и отражающих свет, прозрачные и светящиеся, с топографическими рисунками. А, например, ткани, вышитые бисером, стеклярусом, блестками, можно отнести к любому стилевому направлению. В них есть романтизм колониальной эстетики и аромат древних эпох, игра света и тени, радужные блики и капли дождя, блеск драгоценностей и елочная мишура. Эко-дизайн, в отличие от своего предшественника – натур-стиля 70х годов прошлого столетия, уже не стремиться использовать мотивы живой природы, а подчеркивает величие стихий и красоту природных материалов. Стиль предпочитает аксессуары ручной работы: вязаные или выполненные в технике лоскутного шитья панно и покрывала, плетеная мебель. Эко-дизайн смирится с первым вариантом штор для стиля кантри (эти стили очень близки). Но для него также можно использовать комбинацию из многослойных прозрачных шифоновых занавесей, возможно, формирующих ламбрекен, с более тяжелыми гардинами из плотного однотонного шелка. Этнический стиль характеризуется присутствием в интерьере характерных фольклорных элементов, принадлежащих культуре той или иной страны. Сейчас в моду входит интерьеры в южноамериканских традициях, с применением в качестве декоративных деталей мексиканских ковров, плетеной мебели, расписной керамики. Чистая Африка с большим количеством масок и т.д. удачно дополняется анималистикой: рисунки тканей имитируют шкуры экзотических животных, фотографии, панно, изображающие эту живность, становится ключевыми в декоративной отделке помещений. В отличие от несколько примитивистских элементов эко-дизайна кантри использует кокетливые декоративные детали: рисунчатые обои, ковры и коврики, яркую клетку и полоску в тканях, оборки и рюши на покрывалах. Для кантри характерны натуральные ткани (лен, хлопок), однотонные, в полоску, с фольклорным рисунком (имитация вышивки крестом, изображения элементов народной росписи). При этом полотна штор не драпируются, крепятся к штанге на тканевых петлях. В то же время этому стилю соответствуют кокетливые занавески с оборками или рюшами и сосборенным ламбрекеном, выполненные из тканей в клетку (красная с белым, оранжевая с белым) или мелкий цветочек. Такие шторы требуют подхватов, завязанных бантами, или еще чего-нибудь столь же легкомысленного (розочки, бабочки и т.д.).
|