Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексный метод проектирования тканей для интерьеров общественных зданий






 

 

Все проектируемые ткани для массового промышленного произ­водства можно условно разделить на рациональные и нерациональные серии. Нерациональная серия включает максимальное количество безадресных тканей, выпускаемых массовым промышленным тиражом для оптовой и розничной

Номенклатура всех видов текстильных изделии рациональной се­рии должна подбираться на основе классификации декоративных тканей. Дизайн текстильных изделий начинается с предпроектного исследования (сбор, анализ и обобщение конкретной информации, относя­щейся к разрабатываемому изделию), подготовки технического за­дания, в котором указываются общие задачи и технико-эксплуатаци­онные требования ко всем видам изделий серии, отбора номенклатуры декоративных тканей, их формы, размера, цвета, рисунков, определения сроков исполнения.

После выдачи задания назначается группа ответственных специали­стов за проведение исследования в два этапа: сбор, анализ, обобще­ние информации по составу серии и определение функциональных требований ко всемее компонентам. Исследование начинают со знакомства с аналогами и прототипами отечественной и зарубежной информации для выяснения общих тенденций в области художественного проектирования декоративных тканей, возможностей их формооб­разования, пластических, технологических и художественных решений.

Вся информация анализируется с позиций целесообразности, удобства, прочности в эксплуатации, экономичности, художественной целесообразности, При анализе используют метод сопоставления ряда отобранных изделий, сравнения их по характерным, функциональным, пла­стическим, эстетическим особенностям.

При выявлении функциональных требований в процессе создания тканей определяются потребительские качества, устанавливается комплекс свойств, которым должно отвечать проектируемое изделие, комплект или серия. Заключительный этап предположительного исследования — разработка перечня научно обоснованных эксплутационных требований к изделиям, составление задания на проектирование тканей и других текстильных изделий с учетом их проектных характеристик и норм.

Поисковый этап (художественно-конструкторский поиск) — основа: создания художественно-проектной разработки, творческого предложе­ния и его воплощения в графическом решении.

Художник-дизайнер с помощью стильных изделий, предлагает принципиально новые и перспективные виды и типы тканей, новые идеи их использования в формообразовании различных изделий, мебели, обору­дования.

Эскизирование — это поиск первого принципиального решения нового изделия и его возможных ва­риантов на основе знания основных законов композиции и закономер­ностей образования целого средствами графического и объемного изображения. В состав эскизного предложения входят и варианты размещения тканей в интерьере, общие виды и наброски отдельных композиций художественных тканей, гобеленов и др.

Рисунки и наброски изготовляют­ся в черно-белых и цветных вариантах. Первые эскизы выполняют без масштаба, выявляя лишь идею изделия, последние — в масштабе 1: 10 и 1: 5. Завершающий момент — обсуждение, защита и утверждение эскиза в коллективе специалистов.

Объемно-пространственное решение текстильных изделий осуществляется с помощью макетирования одновременно с разработкой эскиза на всех основных этапах художественного проектирования тканей.

Художественный проект выполняется после утверждения эскизов. Он является окончательным предложением и вместе с пояснительной запиской передается в производство. В проект входят различные виды текстильных изделий, номенклатурная карта, пояснительная записка, планировка и развертка стен интерьера.

В проекте графическими средствами доказывается взаимосвязь системы «человек — текстиль — среда», то есть масштабные, цветовые и фактурные соотношения декоративных тканей, их функция и красота. Для этого применяют рисунки фигуры человека, различные предметы мебели и оборудования интерьера, посредством которых изображают связь с архитектурной средой, окружающей природой. Отделку деталей мягкой мебели декоративными тканями показывают графи­чески на кальке, наложенной на проект интерьера. Подбор различ­ных групп декоративных тканей для отделки и образного решения интерьеров осуществляется при помо­щи компоновочных схем. Эти схемы представляют собой планировочные предложения, выполненные графически или аппликативно. Количество схем цветового подбора тканей определяется оптимальным числом вариантов, имеющихся в резерве серии ткани.

На стадии разработки проекта текстильных изделий решаются так­же вопросы технологии и унификации изделий. Разрабатывается типологическая схема комплексного проектирования ассортимента декоративных тканей, которая включает технические задания на изготовле­ние заказа для текстильного промышленного предприятия-исполнителя и на проектирование рациональной ассортиментной серии тканей. Каждая серия имеет свои специфические особенности и содержит: карты видового и количественного состава промышленной ассортиментной серии по всей номен­клатуре тканей; техническое задание на разработку каждого вида ткани, входящего в серию; физико-химические требования к каждому типу натуральных, химических и синтетических тканей; техническое задание на технологические процессы текстильных изделий с учетом зат­рат времени. Для оформления набивных тканей предусматривается выполнение кроков и выбор колористики базового проекта художественного оформления подгруппы тканей-компаньонов.

Количество видов тканей в каждой серии определяется художником и архитектором проекта интерьера в соответствии с его художественным решением. На первой стадии проектирования определяется количественное соотношение утилитарных декоративных тканей, их фактура, плотность, рисунок, цвет. Работа над композицией декоративной ткани начинается с выполнения предварительного эскиза интерьера, в котором в общих чер­тах намечается и композиция ри­сунка ткани. Главное на этом этапе — выяснение соотношений размеров декорируемой площади и мотивов изображения, с одной сто­роны, и габарита интерьера — с другой. Графическая подача материала может быть условной, решенной в одном цвете. Трактовка ри­сунка самой среды также может быть условной, схематичной. В нем необходимо показать лишь некото­рые главные особенности компози­ции (фронтальная развертка стены) и масштаб орнаментальных форм, соотнесенных с окружающей сре­дой. Эскизы, как правило, выпол­няются в избранном масштабе.

По характеру художественного решения все композиции рисунков для оформления декоративных тканей можно разделить на линейные, растительно-орнаментальные, ком­бинированные, в которых сочетают­ся растительный и геометрический орнамент, сложные предметные, те­матические, эмблемные, знаковые, сюжетные, ассоциативные.

Подбирая иллюстративный материал для композиций, художник должен четко представить себе, насколько он соответствует теме, сюжету интерьера и возможностям декоративного обобщения. В тек­стильном изделии, проектируемом для конкретных целей, прежде всего должны быть выявлены его деко­ративные, ритмические качества. Критерий завершенности композиции — ее целостность. Узор ткани воспринимается при этом зрительно как органическое сплетение мотивов и интервалов изображения.

Композиция рисунка для декоративной драпировочной ткани выпол­няется применительно к условному графическому решению интерьера. Предметные композиции разрабатываются на основе зарисовок растительных природных форм с на­туры с использованием некоторых принципов обобщения, а также су­ществующих каталогов рисунков. В крупнораппортных композициях имеют значение структуры нескольких мотивов изображения.

По схемам построения и характе­ру трактовки орнамента композиционные решения рисунков декоративных тканей могут быть статичные и динамичные. Статичные композиционные схемы чаще всего бывают симметричными, требуют строгой трактовки орнамента. К ним относятся линейные рисунки, композиции с геометрическим и расти­тельным узорами. Такие композиции передают состояние покоя, отлича­ются уравновешенностью форм и завершенностью замысла. В композициях динамичного характера эле­менты узора свободно располага­ются по диагональным осям. В них ярче выражено движение рисунка, схемы композиций могут иметь множество вариантов. Цветовое решение динамичных композиций, как правило, более красочное, эмоцио­нальное.

Широкая унификация художественных графических элементов изображения позволяет художнику перейти от проектирования отдельных изделий или наборов к проектиро­ванию серии. Серийный метод про­ектирования характерен для отделочных мебельно-декоративных тканей.

Проектирование ведется черными и цветными карандашами, красками, тушью, фломастерами в различной технике отмывки, штриховки пером, набрызгом, точечным контуром. Допускается и другая техника — монтаж, аппликация-наклейка отдельных плоскостей. Для более полного раскрытия замысла проек­та и сокращения времени использу­ют фотомонтаж и приемы макети­рования. Рабочую документацию разрабатывают после утверждения проекта и внесения всех коррективов. В зависимости от конкретного назначения и состава серий в документации выделяют проекты для индивидуального, серийного и массового производства текстильных изделий.

Проекты на индивидуальное из­готовление тканей, ковров, гобеленов, панно, пространственных структур содержат оптимальное количество информации для выполнения в материале единиц уникальных изделий; проектные решения, предназначенные для массового промышленного производства, разрабатываются с учетом эксплуатационной проверки опытной партии изделий.

Опытные образцы изготовляют по утвержденным крокам. Для эксплутационных испытаний готовят несколько образцов, которые про­веряют на соответствие функцио­нальным требованиям, статическую и противопожарную прочность, на­дежность к истиранию, долговеч­ность, цветоустойчивость. Во время эксплуатации опытного образца художник-дизайнер осуществляет авторский надзор, может учесть поправки и внести их в проект.

Заключительный этап работы связан с оценкой качества изделий и производится по совокупности эстетических и эксплуатационных показателей, а также технологичности и патентно-правовым показателям.

Эстетические показатели характеризуются художественным содержанием и значимостью изделия, взаи­мосвязью его содержания и формы, цветофактурным решением и целостностью композиции. Оценка производится экспертной комисси­ей. Методика оценки эстетического качества изделий культурно-быто­вого назначения разработана ВНИИ технической эстетики с учетом ГОСТ 15467—79.

Показатель комфортности оценивает функциональные и эксплуата­ционные характеристики изделия:

соответствие функциональным тре­бованиям, удобству эксплуатации и уходу за изделием, его размещению в помещении. Оценка комфортно­сти производится в баллах по аналогии с оценкой по эстетическим показателям и в соответствии с требованиями ГОСТов и нормативных документов.

Оценка качества технологичности текстильных изделий определяется по трудоемкости изготовления в нормочасах. Трудоемкость исчисляется временем, затраченным на изготовление изделия (серии изделий) на данном предприятии, а материалоемкость — совокупностью затрат на сырье, амортизацию обо­рудования и др. Выполнение ассортиментных серий декоративных тканей для архитектуры по планируемым спецзаказам может осуществляться централизованно. Заказ может размещаться параллельно на ковровых и ткац­ких комбинатах, предприятиях различных министерств и ведомств с передачей им необходимой рабочей документации. Выполнение та­ких заказов в срок обязательно строго контролируется плановыми органами.

Внедрение в жизнь комплексного метода проектирования текстильных изделий создаст прочную основу для развития комплексного проектирования интерьеров. Выпуск каталлогов промышленных рациональных ассортиментных серий тканей будет способствовать совершенствованию методов индустриальной отделки интерьеров, широкому ис­пользованию недорогих декоратив­ных тканей. Это позволит сократить затраты на дорогостоящие отделоч­ные материалы, расширить палитру и ассортимент мягких отделочных материалов с заданными эксплуатационными свойствами и повысить уровень идейно-художественного содержания интерьеров обществен­ных зданий при значительной экономии средств.

Комплексное проектирование тканей рациональными ассортиментны­ми сериями создаст материальную базу для управляемой формы син­теза архитектуры и декоративно-прикладного искусства в обществен­ных зданиях массового строительства.

Метод комплексного проектирования позволит улучшать и постоянно обновлять ассортимент текстильных изделий и метражных тканей, поступающих в розничную торговлю.

В отличие от существующего ассортимента тканей, который быстро устаревает и часто не соответствует функциональным требованиям архитектуры, моды, вкусам населения, производство ассортиментных серий тканей по специальному заказу представляется не только оптималь­ным вариантом обеспечения запро­сов архитектуры, но и саморазвивающейся, гибкой системой непре­рывного совершенствования ассортимента тканей и других текстиль­ных материалов, соответствующих уровню научно-технического прогресса.

В последние годы распространяются методы, значительно сокра­щающие сроки проектирования и внедрения тканей, исключающие ошибки при проектировании, улучшающие технологические, экономи­ческие и эстетические качества из­делий. Это, например, машинный способ проектирования тканей, осуществляемый на основе банка данных графических элементов-символов. Широко используется метод по­этапной разработки изделий, проек­тирование тканей на уровне системы как единого целостного процесса. Современные методы проектиро­вания текстильных изделий направ­лены на интенсификацию творческой деятельности художника-дизайнера, расширение палитры зодчего, применение тканей в индустриальной отделке интерьеров, массового строительства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал