![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комплексный метод проектирования тканей для интерьеров общественных зданий
Все проектируемые ткани для массового промышленного производства можно условно разделить на рациональные и нерациональные серии. Нерациональная серия включает максимальное количество безадресных тканей, выпускаемых массовым промышленным тиражом для оптовой и розничной Номенклатура всех видов текстильных изделии рациональной серии должна подбираться на основе классификации декоративных тканей. Дизайн текстильных изделий начинается с предпроектного исследования (сбор, анализ и обобщение конкретной информации, относящейся к разрабатываемому изделию), подготовки технического задания, в котором указываются общие задачи и технико-эксплуатационные требования ко всем видам изделий серии, отбора номенклатуры декоративных тканей, их формы, размера, цвета, рисунков, определения сроков исполнения. После выдачи задания назначается группа ответственных специалистов за проведение исследования в два этапа: сбор, анализ, обобщение информации по составу серии и определение функциональных требований ко всемее компонентам. Исследование начинают со знакомства с аналогами и прототипами отечественной и зарубежной информации для выяснения общих тенденций в области художественного проектирования декоративных тканей, возможностей их формообразования, пластических, технологических и художественных решений. Вся информация анализируется с позиций целесообразности, удобства, прочности в эксплуатации, экономичности, художественной целесообразности, При анализе используют метод сопоставления ряда отобранных изделий, сравнения их по характерным, функциональным, пластическим, эстетическим особенностям. При выявлении функциональных требований в процессе создания тканей определяются потребительские качества, устанавливается комплекс свойств, которым должно отвечать проектируемое изделие, комплект или серия. Заключительный этап предположительного исследования — разработка перечня научно обоснованных эксплутационных требований к изделиям, составление задания на проектирование тканей и других текстильных изделий с учетом их проектных характеристик и норм. Поисковый этап (художественно-конструкторский поиск) — основа: создания художественно-проектной разработки, творческого предложения и его воплощения в графическом решении. Художник-дизайнер с помощью стильных изделий, предлагает принципиально новые и перспективные виды и типы тканей, новые идеи их использования в формообразовании различных изделий, мебели, оборудования. Эскизирование — это поиск первого принципиального решения нового изделия и его возможных вариантов на основе знания основных законов композиции и закономерностей образования целого средствами графического и объемного изображения. В состав эскизного предложения входят и варианты размещения тканей в интерьере, общие виды и наброски отдельных композиций художественных тканей, гобеленов и др. Рисунки и наброски изготовляются в черно-белых и цветных вариантах. Первые эскизы выполняют без масштаба, выявляя лишь идею изделия, последние — в масштабе 1: 10 и 1: 5. Завершающий момент — обсуждение, защита и утверждение эскиза в коллективе специалистов. Объемно-пространственное решение текстильных изделий осуществляется с помощью макетирования одновременно с разработкой эскиза на всех основных этапах художественного проектирования тканей. Художественный проект выполняется после утверждения эскизов. Он является окончательным предложением и вместе с пояснительной запиской передается в производство. В проект входят различные виды текстильных изделий, номенклатурная карта, пояснительная записка, планировка и развертка стен интерьера. В проекте графическими средствами доказывается взаимосвязь системы «человек — текстиль — среда», то есть масштабные, цветовые и фактурные соотношения декоративных тканей, их функция и красота. Для этого применяют рисунки фигуры человека, различные предметы мебели и оборудования интерьера, посредством которых изображают связь с архитектурной средой, окружающей природой. Отделку деталей мягкой мебели декоративными тканями показывают графически на кальке, наложенной на проект интерьера. Подбор различных групп декоративных тканей для отделки и образного решения интерьеров осуществляется при помощи компоновочных схем. Эти схемы представляют собой планировочные предложения, выполненные графически или аппликативно. Количество схем цветового подбора тканей определяется оптимальным числом вариантов, имеющихся в резерве серии ткани. На стадии разработки проекта текстильных изделий решаются также вопросы технологии и унификации изделий. Разрабатывается типологическая схема комплексного проектирования ассортимента декоративных тканей, которая включает технические задания на изготовление заказа для текстильного промышленного предприятия-исполнителя и на проектирование рациональной ассортиментной серии тканей. Каждая серия имеет свои специфические особенности и содержит: карты видового и количественного состава промышленной ассортиментной серии по всей номенклатуре тканей; техническое задание на разработку каждого вида ткани, входящего в серию; физико-химические требования к каждому типу натуральных, химических и синтетических тканей; техническое задание на технологические процессы текстильных изделий с учетом затрат времени. Для оформления набивных тканей предусматривается выполнение кроков и выбор колористики базового проекта художественного оформления подгруппы тканей-компаньонов. Количество видов тканей в каждой серии определяется художником и архитектором проекта интерьера в соответствии с его художественным решением. На первой стадии проектирования определяется количественное соотношение утилитарных декоративных тканей, их фактура, плотность, рисунок, цвет. Работа над композицией декоративной ткани начинается с выполнения предварительного эскиза интерьера, в котором в общих чертах намечается и композиция рисунка ткани. Главное на этом этапе — выяснение соотношений размеров декорируемой площади и мотивов изображения, с одной стороны, и габарита интерьера — с другой. Графическая подача материала может быть условной, решенной в одном цвете. Трактовка рисунка самой среды также может быть условной, схематичной. В нем необходимо показать лишь некоторые главные особенности композиции (фронтальная развертка стены) и масштаб орнаментальных форм, соотнесенных с окружающей средой. Эскизы, как правило, выполняются в избранном масштабе. По характеру художественного решения все композиции рисунков для оформления декоративных тканей можно разделить на линейные, растительно-орнаментальные, комбинированные, в которых сочетаются растительный и геометрический орнамент, сложные предметные, тематические, эмблемные, знаковые, сюжетные, ассоциативные. Подбирая иллюстративный материал для композиций, художник должен четко представить себе, насколько он соответствует теме, сюжету интерьера и возможностям декоративного обобщения. В текстильном изделии, проектируемом для конкретных целей, прежде всего должны быть выявлены его декоративные, ритмические качества. Критерий завершенности композиции — ее целостность. Узор ткани воспринимается при этом зрительно как органическое сплетение мотивов и интервалов изображения. Композиция рисунка для декоративной драпировочной ткани выполняется применительно к условному графическому решению интерьера. Предметные композиции разрабатываются на основе зарисовок растительных природных форм с натуры с использованием некоторых принципов обобщения, а также существующих каталогов рисунков. В крупнораппортных композициях имеют значение структуры нескольких мотивов изображения. По схемам построения и характеру трактовки орнамента композиционные решения рисунков декоративных тканей могут быть статичные и динамичные. Статичные композиционные схемы чаще всего бывают симметричными, требуют строгой трактовки орнамента. К ним относятся линейные рисунки, композиции с геометрическим и растительным узорами. Такие композиции передают состояние покоя, отличаются уравновешенностью форм и завершенностью замысла. В композициях динамичного характера элементы узора свободно располагаются по диагональным осям. В них ярче выражено движение рисунка, схемы композиций могут иметь множество вариантов. Цветовое решение динамичных композиций, как правило, более красочное, эмоциональное. Широкая унификация художественных графических элементов изображения позволяет художнику перейти от проектирования отдельных изделий или наборов к проектированию серии. Серийный метод проектирования характерен для отделочных мебельно-декоративных тканей. Проектирование ведется черными и цветными карандашами, красками, тушью, фломастерами в различной технике отмывки, штриховки пером, набрызгом, точечным контуром. Допускается и другая техника — монтаж, аппликация-наклейка отдельных плоскостей. Для более полного раскрытия замысла проекта и сокращения времени используют фотомонтаж и приемы макетирования. Рабочую документацию разрабатывают после утверждения проекта и внесения всех коррективов. В зависимости от конкретного назначения и состава серий в документации выделяют проекты для индивидуального, серийного и массового производства текстильных изделий. Проекты на индивидуальное изготовление тканей, ковров, гобеленов, панно, пространственных структур содержат оптимальное количество информации для выполнения в материале единиц уникальных изделий; проектные решения, предназначенные для массового промышленного производства, разрабатываются с учетом эксплуатационной проверки опытной партии изделий. Опытные образцы изготовляют по утвержденным крокам. Для эксплутационных испытаний готовят несколько образцов, которые проверяют на соответствие функциональным требованиям, статическую и противопожарную прочность, надежность к истиранию, долговечность, цветоустойчивость. Во время эксплуатации опытного образца художник-дизайнер осуществляет авторский надзор, может учесть поправки и внести их в проект. Заключительный этап работы связан с оценкой качества изделий и производится по совокупности эстетических и эксплуатационных показателей, а также технологичности и патентно-правовым показателям. Эстетические показатели характеризуются художественным содержанием и значимостью изделия, взаимосвязью его содержания и формы, цветофактурным решением и целостностью композиции. Оценка производится экспертной комиссией. Методика оценки эстетического качества изделий культурно-бытового назначения разработана ВНИИ технической эстетики с учетом ГОСТ 15467—79. Показатель комфортности оценивает функциональные и эксплуатационные характеристики изделия: соответствие функциональным требованиям, удобству эксплуатации и уходу за изделием, его размещению в помещении. Оценка комфортности производится в баллах по аналогии с оценкой по эстетическим показателям и в соответствии с требованиями ГОСТов и нормативных документов. Оценка качества технологичности текстильных изделий определяется по трудоемкости изготовления в нормочасах. Трудоемкость исчисляется временем, затраченным на изготовление изделия (серии изделий) на данном предприятии, а материалоемкость — совокупностью затрат на сырье, амортизацию оборудования и др. Выполнение ассортиментных серий декоративных тканей для архитектуры по планируемым спецзаказам может осуществляться централизованно. Заказ может размещаться параллельно на ковровых и ткацких комбинатах, предприятиях различных министерств и ведомств с передачей им необходимой рабочей документации. Выполнение таких заказов в срок обязательно строго контролируется плановыми органами. Внедрение в жизнь комплексного метода проектирования текстильных изделий создаст прочную основу для развития комплексного проектирования интерьеров. Выпуск каталлогов промышленных рациональных ассортиментных серий тканей будет способствовать совершенствованию методов индустриальной отделки интерьеров, широкому использованию недорогих декоративных тканей. Это позволит сократить затраты на дорогостоящие отделочные материалы, расширить палитру и ассортимент мягких отделочных материалов с заданными эксплуатационными свойствами и повысить уровень идейно-художественного содержания интерьеров общественных зданий при значительной экономии средств. Комплексное проектирование тканей рациональными ассортиментными сериями создаст материальную базу для управляемой формы синтеза архитектуры и декоративно-прикладного искусства в общественных зданиях массового строительства. Метод комплексного проектирования позволит улучшать и постоянно обновлять ассортимент текстильных изделий и метражных тканей, поступающих в розничную торговлю. В отличие от существующего ассортимента тканей, который быстро устаревает и часто не соответствует функциональным требованиям архитектуры, моды, вкусам населения, производство ассортиментных серий тканей по специальному заказу представляется не только оптимальным вариантом обеспечения запросов архитектуры, но и саморазвивающейся, гибкой системой непрерывного совершенствования ассортимента тканей и других текстильных материалов, соответствующих уровню научно-технического прогресса. В последние годы распространяются методы, значительно сокращающие сроки проектирования и внедрения тканей, исключающие ошибки при проектировании, улучшающие технологические, экономические и эстетические качества изделий. Это, например, машинный способ проектирования тканей, осуществляемый на основе банка данных графических элементов-символов. Широко используется метод поэтапной разработки изделий, проектирование тканей на уровне системы как единого целостного процесса. Современные методы проектирования текстильных изделий направлены на интенсификацию творческой деятельности художника-дизайнера, расширение палитры зодчего, применение тканей в индустриальной отделке интерьеров, массового строительства.
|