![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение декоративных тканей в решении темы интерьера
Главная композиционная мысль художественного произведения, его идейная основа выражается темой. Следовательно, тема, положенная автором в основу художественного образа, — это, с одной стороны отвлеченная мысль, основанная на собственных ассоциациях, а с другой, — то конкретное, что объединяется этой мыслью. В результате образного мышления автора рождается композиционная тема, являющаяся одновременно и задачей, которая влияет на идейное и художественное содержание интерьера. В качестве темы могут быть использованы народные художественные мотивы, этнографические элементы убранства (русская изба, витряк-мельница), взятые не ради внешней стилизации, а с целью создания романтических образов. Гармония абстрактных геометрических форм в пространстве, гладкие плоскости и фактура тканей в различных сочетаниях также могут быть использованы как средство создания выразительных образов интерьера. Тема в интерьере развивается во времени и в пространстве посредством ритмичного чередования и усложнения отдельных форм, изображения, пространства, цвета, материала. Такое развитие темы, принимая самые различные формы, способно усилить воздействие архитектуры на человека. Правильное определение темы интерьера — одно из главных условий е оригинальности, выразительности и художественности. Особенно важно определение тематики для общего эстетического восприятия внутреннего пространства в период ассоциативных представлений. Композиционное решение ведущей темы интерьера завершает художественный замысел автора проекта. Особое значение в решении темы интерьера приобретают отделочные Темы интерьеров могут быть различные: фольклорные, этнографические, литературные, исторические, современные, бытовые, фантастические (ассоциативные). Сюжетная тематика и средства ее выражения являются составной частью формообразования синтеза архитектуры и декоративно-прикладного искусства. При решении тематических задач интерьеров общественных зданий могут быть использованы методы реставрации, стилизации и творческого обобщения. Метод реставрации проявляется в двух основных формах: а) консервация с использованием старинных или традиционных интерьеров; б) восстановление, воссоздание характерных художественных форм прошлого, использование старинных исторических или этнографических интерьеров. Метод стилизации характерен для тех интерьеров, в которых используются творчески интерпретированные исторические или этнографические мотивы, выраженные в современных стилистических формах посредством художественных декоративных тканей. Этот принцип чаще всего применяется тогда, когда в интерьере необходимо раскрыть своеобразие национального колорита не в старых традиционных формах, а в новых, решаемых при помощи современных материалов, соответствующих эстетическим запросам наших современников, и на основе художественных мотивов, заимствованных из фольклора, истории. Социальное содержание всегда было определяющим в становлении художественных принципов формирования образа и эмоционального воздействия его на человека. Однако социального аспекта еще недостаточно для раскрытия художественного смысла произведения архитектуры. Социальное содержание всегда было определяющим в становлении художественных принципов формирования образа и эмоционального воздействия его на человека. Однако социального аспекта еще недостаточно для раскрытия художественного смысла произведения архитектуры.
Пространственная форма связи может осуществляться в интерьере, где существующую тектонику полностью повторяют декоративные ткани, образуя все ограждающие поверхности: стены, пол, потолок, элементы разделения пространства.
Интересна такая форма взаимодействия, как монокомпозиция, состоящая из отдельных групп различных по размеру батиков. Она возникает в тех случаях, когда сюжетно-тематические декоративные ткани или гобелены являются важным смысловым и художественным средством раскрытия темы интерьера, его образного решения. Пространственные динамичные композиции из текстильных и пленочных материалов гобеленов и ковровых штучных изделий, примененные в качестве раздвижных ширм, различного вида перегородок, штор, занавесей, кулис, также можно рассматривать как отдельную форму взаимодействия с архитектурой. Текстильные произведения, когда они применяются в качестве динамичных элементов разделения пространства и обладают самостоятельным декоративно-функциональным значением, могут выполнять двойную функцию, выступая в качестве идейно-художественной или смысловой доминанты интерьера
или быть в нем элементом тектоники, средством визуального художественного преобразования пространства. В осуществлении пространственных связей выделяются три основные формы взаимодействия декоративных тканей и интерьера: идейно-смысловая, пластическая и колористическая, имеющие существенное значение в формообразовании синтеза декоративно-прикладного искусства в интерьере. У каждой из этих форм связи свои особенности. Так, пространственная форма связи обеспечивает объединение всех элементов композиции в единый гармоничный ансамбль на основе полного равноправия и выявления качеств друг друга, что достигается путем комплексного проектирования декоративных тканей и всех элементов композиции. Специальная серия декоративных тканей проектируется в заданной цветовой гамме с выделением групп ведущих тканей, обладающих собственной художественной темой, сюжетом, орнаментальным языком, цветом, графическим решением, фактурой. Пластическая форма связи реализуется благодаря применению тканей в качестве динамичных элементов покрытия стен, пола, потолка, элементов зонирования, ограничения и разделения пространства, визуального объединения помещения, решению образных, эстетических задач интерьера.
Колористическая форма связи осуществляется подбором и размещением цветовых плоскостей декоративных тканей в качестве средства визуального объединения и колористической гармонизации интерьера. Все виды отделочных ограждающих поверхностей в интерьерах общественных зданий, выполненные из текстильных материалов, можно разделить на постоянные, трансформируемые и комбинированные. Наибольшее распространение в художественном решении интерьеров получили приемы комбинированного подбора и размещения тканей, дающие неисчерпаемое количество вариантов оформления стен, потолка, пола. Частичное заполнение стен или пола тканями, обусловленное ордерным арочным, стоечно-балочным решением архитектуры, может быть усилено цветом, фактурой, структурой тканей и становится приемом оригинальных художественных решений интерьера. Наиболее распространены приемы комбинированного сочетания и размещения различных декоративных тканей на плоскостях.
По форме представления в интерьере эти декоративные ткани могут быть различного вида: 1) плоскость, покрывающая одну или несколько стен; 2) декоративное пятно на одной стене; 3) группа декоративных пятен на одной или нескольких стенах; 4) диптих, триптих, монокомпозиция из нескольких элементов; 5) пространственная плоскость; 6) пространственная объемная структура, композиция; 7) пространственная конструкция; 8) текстильная среда. Выбор их места размещения определяется на уровне глаз сидящего, на уровне глаз стоящего, выше уровня зрительного восприятия стоящего или сидящего человека. Наиболее интересные по форме представления в интерьере
приемы пространственного; размещения декоративных тканей в виде отдельных модулей, облицованных текстильными материалами, применение которых представляется перспективным в индустриальной отделке интерьеров. Другие модули могут быть отделаны декоративным текстилем и выполнены в виде конструкций на каркасах, объемных структур, свободно располагаемых в пространстве Особое значение в интерьере придается приемам размещения декоративных тканей на окнах в виде штор. По способу размещения их можно подразделить на два вида: 1) свободновисящие с горизонтальными драпированными складками (французские шторы); 2) шторы, оттянутые в стороны и удерживающиеся в этом положении с помощью петель.
Способ подвески штор и гардин (тонких прозрачных тканей) зависит от практической потребности и от конкретных условий — размера окна, глубины проема, способа открывания. В практике декорирования окон в интерьерах общественных зданий существует три основных способа размещения гардин: заподлицо со стеной; внутри оконного проема; на оконных створках (короткие занавески, применяемые в медицинских и детских специальных учреждениях). По способу занавешивания гардины можно подразделить на такие виды: одно полотнище, свободно передвигающееся влево и вправо; два полотнища, расположенных рядом, которые можно раздвигать в разные стороны; два, три полотнища и более, расположенных рядом, которые можно раздвигать самыми различными способами, создавая при этом самостоятельные композиции. Из всего существующего разнообразия приемов размещения штор и гардин на окнах наиболее распространены и характерны для интерьеров общественных зданий длинные шторы от потолка до пола, короткие до подоконника, состоящие из одного или двух полотнищ. В отдельных случаях наблюдается комбинированное соединение длинной и короткой шторы.
|