![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению
Контрольная работа по дисциплине «Дефектологии» состоит из двух частей и включает в себя следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основную (первую) часть, включающую теоретический раздел работы, заключение; список использованных источников; приложения. Вторая часть контрольной работы предполагает разработку методов реабилитации, коррекции вида отклонения в развитии рассмотренной в первой части работы..Номер варианта заданий и темы контрольной работы зависит от последней цифры номера зачетной книжки (смотри таблицу). Таблица 3 Определение варианта задания и контрольной работы
К выше обозначенным элементам контрольной работы предъявляются следующие требования: Оформление титульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении. Пример приведен в приложении 1. Оглавление включает перечень разделов работы и нумерацию страниц. Введение предполагает определение актуальности одной из предложенных тем и обоснование мотива ее выбора с учетом реально существующих проблем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Определяются цель и задачи теоретической части работы. Теоретическая (первая) часть контрольной работы носит реферативный характер и предполагает ответ на один из теоретических вопросов, предложенных в перечне тематики, соответствующих одному из 5-ти вариантов. Данная часть работы должна содержать развёрнутое содержание исследуемого социально-психологического феномена, включать развернутое описание причин возникновения определенного вида нарушения развития, классификации изучаемого вида дизонтогенеза, характеристику особенностей развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, особенностей общения лиц при данном конкретном виде нарушения развития. Необходимо рассмотреть содержание данного вопроса с точки зрения различных авторов, используя несколько научных источников, материалы из периодических изданий по дефектологии, коррекционной педагогике и психологии. Необходимо рассмотреть особенности коррекционно-педагогической деятельности, особенности обучения и воспитания детей данной категории. Разработать программу реабилитации, коррекции вида отклонения в развитии рассмотренной в первой части работы.. Заключение должно содержать общие выводы по изучаемой теме и пути педагогической помощи в процессе социальной адаптации лиц с данным видом психического дизонтогенеза. Варианты контрольных работ 1. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции. Психо-коррекционная деятельность с умственно отсталым ребенком. 2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Коррекционно-педагогическая деятельность при задержке психического развития, особенности обучения детей с ЗПР. 3. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в условиях массовой общеобразовательной школы. Программа реабилитации и адаптации детей с нарушениями слуха. 4. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Специфика работы специальных коррекционных школ для детей с нарушениями зрения. Программа реабилитации и адаптации детей с нарушениями зрения. 5. Психологические особенности детей с синдромом раннего детского аутизма. Программа психо-коррекционной помощи при раннем детском аутизме. 6. Психологические особенности детей со сложными нарушениями в развитии при ДЦП. Программа реабилитации и коррекции со сложными нарушениями в развитии при ДЦП. 7. Психология отклоняющегося поведения детей и подростков, ограниченных в возможностях в связи с наличием психических недостатков. Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей с отклонениями в развитии. 8. Личностные особенности педагога специального образования и его роль в работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении. Программа профилактики и коррекции профессиональной деформации специалиста в сфере специального образования. 9. Проблемы социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии и поведении. Программа социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии дефицитарного вида дизонтогинеза. 10. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания слепоглухонемых детей. Программа реабилитации и коррекции слепоглухонемых детей. 11. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей общим недоразвитием речи. Программа реабилитации и коррекции детей с ОНР. 12. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей. Методы обучения, коррекции, воспитания и реабилитации детей с сенсорной алалией. 13. История становления и развития коррекционно-педагогической науки в истории развития человеческого общества. 14. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции. Программа психо-коррекционная помощи детям с умственной отсталостью и нарушением зрения. 15. Основные направления работы с родителями воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Разработать программу психологической помощи для родителей воспитывающих детей с отклонениями в развитии. 16. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями устной речи. Разработать программу коррекции и профилактики вторичных нарушений развития детей с нарушениями устной речи. 17. Личность и особенности её развития при слепоте и слабовидении. Разработать программу коррекции и профилактики вторичных нарушений развития детей с нарушениями зрения. 18. Психологическая готовность к школьному развитию детей с задержкой психического развития. Разработать программу подготовки к школе детей с ЗПР. 19. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями письменной речи. Разработать программу коррекции для детей с дисграфией. 20. Психолого-педагогическая характеристика детей при дисгармоническом развитии. Разработать программу коррекционно-воспитательной работы при дисгармоническом развитии. 21. Психолого-педагогическая характеристика детей с психопатическими формами поведения. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми при различных формах психопатии. Разработать программу коррекционно-педагогической работы с детьми при различных формах психопатии. 22. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в условиях массовой общеобразовательной школы и в специальных учреждениях. Разработать программу реабилитации и адаптации детей ДЦП. 23. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Специфика работы спец. школ для детей с нарушениями речи. Разработать программу коррекционно-педагогической работы с детьми при различных формах нарушения фонации. 24. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Специфика работы специальных коррекционных школ для детей с нарушениями зрения. Разработать программу коррекционно-педагогической помощи детям с дисграфией.
Вопросы для подготовки к экзамену 1. Понятие «дети со сложными нарушениями развития». Проблемы организации психолого-педагогической помощи детям и их семьям. 2. Система специального образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, специальные образовательные условия. 3. Роль Л.С. Выготского в разработке теоретико-методологических основ специальной психологии и педагогики. 4. Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта и его методологическое значение. 5. Понятие «психического дизонтогенеза». Виды психического дизонтогенеза. 6. Параметры психического дизонтогенеза. 7. История становления и развития дефектологии в России. 8. Виды психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика (ПМПК), углубленное изучение ребенка в образовательном учреждении. 9. Цели и задачи ПМПК. Содержание деятельности и состав ПМПК. 10. Понятие «умственная отсталость». Причины умственной отсталости: эндогенные и экзогенные факторы. 11. Степени умственной отсталости. Особенности психического развития детей с умственной отсталостью. 12. Специальные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью: дошкольные, школы VIII вида, специальные классы для умственно отсталых детей. 13. Понятие «задержка психического развития». Современные представления о ЗПР. Причины задержки психического развития, классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власовой. 14. Классификация задержки психического развития К.С. Лебединской. 15. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: школы VII вида, классы выравнивания, классы коррекционно - развивающего обучения, классы компенсирующего обучения. 16. Причины речевых нарушений: эндогенные и экзогенные факторы. 17. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения речевого аппарата: дисфония, дислалия, ринолалия. Организация коррекционной работы. 18. Тифлопедагогика, их цели и задачи. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. 19. Причины нарушений зрения. Психологические особенности детей с нарушениями зрения. Специальные коррекционные образовательные учреждения. 20. Сурдопедагогика, цели и задачи. Причины нарушений слухового анализатора. 21. Категории детей с нарушениями слуха: неслышащие (глухие), позднооглохшие, слабослышащие. Особенности развития детей, основные направления коррекционной работы. 22. Организация и содержание дошкольного и школьного образования детей с нарушениями слуха. 23. Понятие «нарушение опорно-двигательного аппарата». Причины нарушений. Особенности психического развития детей с НОДА. 24. Система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные направления коррекционной работы. 25. Понятие «ранний детский аутизм». Основные признаки РДА, причины возникновения. 26. Группы детей с РДА в зависимости от нарушения взаимодействия с внешней средой. Основные направления психолого-педагогической коррекции детей с РДА. 27. Понятия «акцентуации характера» и «психопатии». Причины возникновения психопатий. 28. Виды акцентуаций характера. Основные направления коррекционной работы. 29. Общая характеристика расстройств поведения, их классификация и причины возникновения. 30. Аддиктивные формы поведения. Профилактика аддиктивного поведения. 31. Формы реабилитационной практики в работе с несовершеннолетними, проявляющими девиантное поведение. 32. Объект, предмет, цели и задачи дефектологии. 33. Понятия «норма» и «отклонения» в психическом развитии. Виды норм развития: среднестатистическая, функциональная, идеальная. 34. Политика государства в области социальной поддержки людей с отклонениями в развитии и поведении. 35. Эндогенные и экзогенные вредности как причины отклонений в развитии. 36. Социальная и психологическая депривация как одно из условий нарушения развития личности ребенка. 37. Работа с семьей, имеющей ребёнка с нарушениями развития. 38. Основные направления психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития. 39. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития. 40. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу, работающему с детьми, имеющими нарушения развития и поведения. 41. Система методов обучения детей с особыми образовательными потребностями. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении. 42. Категории и принципы дефектологии. 43. Взаимосвязь дефектологии с другими отраслями знаний. 44. Педагогическая запущенность, её разновидности и роль в формировании девиантного поведения.
|