Цели изучения темы
| Содержание темы
| Результат
|
1. Вводное занятие
|
|
Познакомить обучающихся с учебной мастерской, рабочими местами, режимами работы и правилами внутреннего распорядка, учебной программой производственного обучения, профессионально-квалификационной характеристикой каменщика
| Цель и задачи производственного обучения. Профессионально-квалификационная характеристика каменщика 3-го разряда. Межпредметные связи производственного обучения с другими предметами учебного плана.
Продукция, выпускаемая учебным заведением, демонстрация различных видов работ, в том числе и выполняемых учащимися.
Ознакомление учащихся с учебной мастерской, организацией рабочего места, порядком получения и сдачи инструмента и приспособлений, режимом работы, формами организации труда и правилами внутреннего распорядка. Расстановка учащихся по рабочим местам.
Формы морального и материального стимулирования труда учащихся при обучении в учебных мастерских. Производственный план группы. Формы участия учащихся в выполнении производственного плана предприятия.
| Руководствуется правилами внутреннего распорядка при работе в учебных мастерских, в общих чертах ориентируется в требованиях ПКХ, учебной программе производственного обучения
|
|
|
|
|
|
2. Охрана труда, пожарная безопасность в учебных мастерских
|
Сформировать знания по требованиям безопасности труда, пожарной и электробезопасности в учебной мастерской.
Сформировать умения в отключении электросети, предупреждении электротравматизма, оказании первой помощи пострадавшему, вызове пожарной команды, в пользовании первичными средствами пожаротушения в учебной мастерской
| Требования безопасности труда в учебных мастерских и на отдельных рабочих местах. Виды и причины травматизма. Инструкция по охране труда в учебных мастерских.
Основные правила электробезопасности. Правила пользования электронагревательными приборами, электроинструментом; отключение электросети. Электротравматизм. Оказание первой помощи.
Пожарная безопасность. Причины пожаров в учебных мастерских и других помещениях учебных заведений.
Меры предосторожности при пользовании пожароопасными жидкостями и газами.
Правила поведения учащихся при пожаре, порядок вызова пожарной команды. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, пути эвакуации. Устройство и применение огнетушителей и внутренних пожарных кранов.
Основные требования производственной санитарии в учебных мастерских
|
|
Объясняет требования безопасности труда и пожарной безопасности в учебной мастерской.
Отключает электросеть, предупреждает электротравматизм, оказывает первую помощь пострадавшим от электрического тока, правильно пользуется первичными средствами
пожаротушения, вызывает пожарную команду
|
3. Ознакомление со строительным производством
|
Познакомить с организацией строительного производства, последовательностью выполнения отдельных строительных работ
| Проведение целевого инструктажа с учащимися.
Ознакомление учащихся с территорией и организацией строительной площадки, характеристика строительного объекта.
Размещение строящегося здания, временных сооружений, машин, механизмов и материалов. Порядок производства строительных работ.
Взаимосвязь отдельных строительных работ.
Ознакомление с рабочим местом каменщика, механизмами, применяемыми на строительстве при производстве каменных и монтажных работ.
Беседы с рабочими и инженерно-техническими работниками предприятия и строительства о профессии, которую будут осваивать учащиеся. Роль рабочих коллективов и общественных организаций в обеспечении качества продукции, соблюдении трудовой дисциплины.
Охрана труда, пожарная безопасность, охрана окружающей среды на строительном объекте.
| Ориентируется в общих чертах в организации строительного производства и последовательности выполнения основных видов строительных работ, взаимосвязи отдельных строительных работ.
|
4. Приготовление растворов
|
Научить приготавливать растворную смесь вручную, контролировать качество раствора, соблюдать требования безопасности труда, организовывать рабочее место
| Приготовление глиняно-песчаного раствора. Приготовление цементного и известково-цементного раствора вручную и механизированным способом.
Приготовление сухих цементно-песчаных смесей вручную и растворов из сухих смесей с противоморозными добавками (поташом, нитритом натрия), с полимерными добавками, а также замедлителями и ускорителями схватывания. Определение подвижности раствора стандартным конусом.
Приготовление жирных, тощих, пластичных и жестких растворов. Контроль качества раствора.
Требования безопасности труда, организация рабочего места.
| Приготавливает растворы вручную, определяет качество растворных смесей. Производит контроль качества в процессе приготовления растворов.
Соблюдает требования безопасности труда, рационально организовывает рабочее место
|
5. Кирпичная кладка по однорядной (цепной) системе перевязки швов
|
Научить выполнять кирпичную кладку по однорядной (цепной) системе перевязки швов под штукатурку и расшивку.
Научить выполнять кладку углов, примыканий, пересечений стен толщиной в 1; 1, 5; 2, 5 кирпича по однорядной системе перевязки швов, кладку простенков с четвертями и без четвертей, проверять качество кладки.
Научить рационально организовывать рабочее место и соблюдать требования безопасности труда при выполнении кирпичной кладки
|
Кладка гладких стен толщиной в 1; 1, 5; 2 и 2, 5 кирпича по однорядной (цепной) системе перевязки в пустошовку и под расшивку. Установка порядовок и натягивание причалки. Раскладка кирпича на стене. Расстилание и разравнивание раствора под ложковые, тычковые ряды и забутовку. Проверка правильности кладки. Кладка вприсык, вприжим и вприсык с подрезкой раствора.
|
Выполняет кирпичную кладку по однорядной (цепной) системе перевязки швов под штукатурку и расшивку.
Выполняет кладку углов, примыканий, пересечений стен, кладку простенков с четвертями и без четвертей по однорядной системе перевязки швов. Проверяет качество кладки.
Рационально организовывает рабочее место, соблюдает требования безопасности труда при выполнении кирпичной кладки
|
Кладка углов, примыканий, пересечений стен толщиной в 1; 1, 5; 2, 5 кирпича по однорядной системе перевязки швов. Кладка простенков с четвертями и без четвертей.
Проверка качества кладки.
Организация рабочего места, требования безопасности труда при производстве работ 2–4-го разрядов по выполнению каменной кладки по однорядной (цепной) системе перевязки швов.
|
6. Кирпичная кладка по многорядной системе перевязки швов
|
Научить выполнять кирпичную кладку по многорядной системе перевязки под штукатурку и расшивку швов, контролировать качество работ.
Научить правильной организации труда и соблюдению требований безопасности труда при выполнении кирпичной кладки
| Кладка прямолинейных стен толщиной в 1; 1, 5; 2 и 2, 5 кирпича по многорядной системе перевязки швов. Кладка примыканий и пересечений стен и углов различной толщины по многорядной системе перевязки швов. Кладка кирпичных перемычек (клинчатых, рядовых, арочных).
Установка порядовок и натягивание причалки. Подача кирпича и раскладка его на стене. Перелопачивание, подача, расстилание и разравнивание раствора на стене. Укладка кирпича в конструкцию (верстовые ряды, забутовку).
Проверка качества выложенной кладки.
Организация рабочего места. Требования безопасности труда.
| Выполняет кирпичную кладку по многорядной системе перевязки швов под штукатурку и расшивку швов. Контролирует качество работ.
Рационально организовывает рабочее место, соблюдает требования безопасности труда при выполнении кирпичной кладки
|
7. Кирпичная кладка по трехрядной системе перевязки швов
|
Научить выполнять кладку столбов и простенков, проверять качество работ, организовывать рабочее место и соблюдать требования безопасности труда
|
Кладка столбов в 1, 5х2; 2х2; 2х2, 5; 2, 5х2, 5; 2, 5х3 кирпича и узких простенков шириной до 1 м.
Укладка кирпичей в конструкцию. Прокладка арматурной сетки. Проверка качества выложенной кладки.
Организация рабочего места. Требования безопасности труда.
|
Выполняет кладку столбов и простенков, контролирует качество работ, организовывает рабочее место и соблюдает требования безопасности труда
|
8. Кладка из керамических пустотелых камней
|
Сформировать умения по выполнению кладки из керамических пустотелых камней. Научить проверять правильность выполненной кладки, рационально организовывать рабочее место и соблюдать требования безопасности труда.
| Подача камней и раскладка их на стене.
Подача и расстилание раствора. Раскладка керамических пустотелых камней при кладке тычкового и ложкового рядов наружной версты. Кладка керамических пустотелых камней в забутовку. Раскладка и расстилание раствора при кладке тычкового ряда забутовки.
Установка порядовок и натягивание причалки.
Кладка керамических пустотелых камней в тычковый и ложковый ряд наружной версты. Кладка стен, простенков и углов из пустотелых керамических камней с одновременной облицовкой лицевым кирпичом, сортировкой лицевого кирпича по маркам, цвету и размерам. Укладка камней в конструкции.
Проверка правильности выполненной кладки.
Организация рабочего места, требования безопасности труда при выполнении работ 3-го разряда.
| Выполняет кладку из керамических пустотелых камней, проверяет правильность выполнения кладки. Организовывает рабочее место, соблюдает требования безопасности труда.
|
|
9. Кладка стен из искусственных и природных камней
|
Сформировать умения по выполнению кладки стен из искусственных и природных камней.
Научить контролировать качество кладки, организовывать рабочее место и соблюдать требования безопасности труда
| Кладка стен из камней двойной высоты. Выкладка наружной версты тычками или ложками. Кладка тычковых рядов наружной версты двумя руками с поворотом камня гранью с раствором в вертикальное положение и кладка ложкового ряда наружной версты по способу в прижим с вытягиванием раствора кельмой, кладка забутовки и внутренней версты. Кладка стен из природных камней. Кладка стен различной толщины, простенков, углов, пересечений и примыканий из сплошных и пустотелых бетонных, силикатных и керамических камней с предварительной раскладкой камней и расстиланием раствора, с постановкой металлических креплений и засыпкой пустот шлаком.
Контроль качества работ. Организация рабочего места, требования безопасности труда при выполнении работ 3-го разряда.
| Выполняет кладку стен из искусственных и природных камней, контролирует качество кладки. Организовывает рабочее место, соблюдает требования безопасности труда
|
|
|
|
10. Кладка из силикатных камней
|
Сформировать умения по выполнению кладки из силикатных камней. Научить контролировать качество кладки, организовывать рабочее место и соблюдать требования безопасности труда
| Раскладка силикатных камней. Подготовка растворной постели. Подача и расстилание раствора. Укладка забутовки. Укладка силикатных камней в тычковый и ложковый ряд. Кладка стен, углов и простенков из силикатных камней.
Кладка стен, углов и простенков из силикатного камня с одновременной облицовкой лицевым кирпичом. Контроль качества кладки.
Организация рабочего места, требования безопасности труда при выполнении работ 3-го разряда
| Выполняет кладку из силикатного кирпича; контролирует качество кладки; рационально организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда
|
|
11. Кладка бутовых фундаментов с устройством гидроизоляции
|
Научить выполнять кладку бутового фундамента " под залив", проверять качество выполненных работ, организовывать рабочее место, соблюдать требования безопасности труда. Научить выполнять кладку бутового фундамента " под лопатку", контролировать качество работ, рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования безопасности труда
| Кладка бутового фундамента " под залив".
Укладка первого слоя бутового камня враспор со стенками траншеи. Уплотнение трамбованием. Заполнение всех промежутков мелким камнем и щебнем, заливка уложенного слоя жидким раствором.
Укладка последующих слоев горизонтальными рядами с расщебенкой пустот и заливкой рядов жидким раствором. Проверка правильности выполненных работ. Кладка бутового фундамента " под лопатку".
Укладка первого слоя бутового камня. Подбор камня.
Перевязка швов бутовой кладки. Бутовая кладка " под скобу", " с приколкой лицевой поверхности".Уплотнение бутовой кладки с помощью вибраторов при кладке враспор или в опалубке. Бутобетонная кладка. Укладка первого ряда камня, укладка бетонной смеси. Втапливание камней в бетонную смесь, вибрирование кладки. Устройство гидроизоляции: горизонтальной и вертикальной. Требования к качеству кладки. Проверка правильности выполненных работ. Организация рабочего места, требования безопасности труда при выполнении работ 3-го разряда.
| Выполняет кладку бутового фундамента " под залив", контролирует качество работ, рационально организовывает рабочее место, соблюдает требования безопасности труда.
Выполняет кладку бутового фундамента " под лопатку". Контролирует качество работ.
Рационально организовывает рабочее место, соблюдает требования безопасности труда
|
12. Квалификационный экзамен.
|
Выполнение работ предусмотренных в ЕТКС по профессии каменщик 3-го разряда.
| Ознакомление с порядком проведения квалификационного экзамена и присвоения разрядов. Проверка знаний учащихся. Выявление полученных навыков и умений. Выполнение работы самостоятельно и в составе звена. Грамотное использование технологических карт при выполнении полученных заданий. Соблюдение охраны труда при производстве работ.
| Самостоятельное выполнение работ предусмотренных в ЕТКС по специальности каменщик 3-го разряда.
|
|
|
|
|
|
|