Над чем долго и точно трудятся, то переживает века.
Ян Амос Каменский (1592—1670)
Вся жизнь Федора Власовича Ковалева (1919— 1988), художника-живописца и искусствоведа, бы- ла посвящена живописи и работе над теорией живописи. Много лет он собирал и обдумывал ма- териал, экспериментировал, делая записи, читал лекции, и все никак не решался начать писать кни- гу— мешала огромная требовательность к себе. И стоило большого труда убедить его оформить уже то, что вызрело, ибо наука, как я писал ему многократно, не имеет дна. Работал он над этой книгой долго и мучительно. Достаточно сказать, что переделывал он ее семь раз.
Ф. В. Ковалев—Г. С. Рахутину: Ян Амос Ко- менский придал мне стойкость и уверенность, вер- нее — убежденность в том, что я верно делаю, дорабатывая рукопись, уточняя, добавляя, выбра- сывая и т. д. Работаю над 1-й главой. Накопилось много нового материала, придумал очень простые способы нахождения линии золотого сечения на картине и пропорций золотого ряда без вычисле- ний. Художники ведь многие и таблицу умножения забыли!...
Путь к рождению Федора Власовича как автора книги «Золотое сечение в живописи» был нелегок. Художественное образование Федор Власович по- лучил в Ворошиловграде и Ленинграде. В 1955 г. он закончил Ленинградский институт им. И. Е. Ре- пина Академии художеств СССР. Творческую дея- тельность Ф. В. Ковалев начал в период Великой Отечественной войны как корреспондент армейских газет, где печатались его рисунки и статьи. С 1960 г. он член Союза художников СССР.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: ...А сейчас ре- шил оставить теорию в покое и месяца два заняться живописью. Я ведь по Союзу художников числюсь как живописец и должен дать на выставку
к 40-летию Победы хоть пару работ. Это как Ваши лаборатории.
Федор Власович всегда активно участвовал в областных и республиканских художественных вы- ставках. Многие его работы приобретены колхоза- ми, совхозами и шахтами для клубов и Дворцов культуры, украшают коллекции частных лиц. Луч- шие из них — это «Память народная» (1967), «Праздник урожая» (1969), «Весна» (1977), «Сов- хоз «Кременской» (1978), «Голубой разлив* (1982), «Красные маки» (1980) и многие другие.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Закончу эту, самую главную работу, а тогда буду живописать. Надеюсь, что плохой живописи наделают и без меня предостаточно, в газетах пишут, что уже и так перепроизводство картин (в запасниках, в подва- лах в Киеве лежит на 6 млн р. художественной продукции, а в Москве на 30 млн, не знают, что с ней и делать!).
Но это все интуитивная живопись. А я буду делать живопись по золотому сечению...
Я уверен, что золотая пропорция и повторение равных величин (простая пропорция) — основа формообразования в природе и искусстве. Мало изучали природу и искусство с этой точки.
Годами накопленный материал Федор Власович систематизировал в своей книге, над которой он работал в течение всей творческой жизни.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: 8 октября зво- нил в издательство. Сказали, что моя работа вклю- чена в тематический план на 1989 год...
Его удивительная скрупулезность, добросовест- ность в подборе материала, тщательность работы над текстом вызывают восхищение. Если он обна- руживал более удачную иллюстрацию или находил более удачную формулировку, то без колебания
принимался за новые правки. Так, когда под влия- нием бесед с Федором Власовичем я обратил вни- мание в Третьяковской галерее, что Христос и Иоанн Креститель на картине А. Иванова распо- ложены в золотых сечениях и написал ему об этом, он в очередной раз внес правку в рукопись. И, ви- димо, если бы не установленные сроки издания, он вечно улучшал бы свой труд. Такова была натура истинного ученого.
Ф. В. Ковалев —Г. С. Рахутину: Хочу пока за- няться «причесыванием» своей рукописи; нужно придать ей вид учебного пособия, выбросить вся- кую шелуху. Да и нового материала у меня нако- пилось много...
За это время значительно лучше и четче сфор- мулировал положения об общей теории искусства:
содержание - форма, о теории композиции в изобразительном искусстве и о законах композиции...
Много приходится читать. Книги просто плывут в руки и непрочитанных становится не меньше, а больше.
Выдержки из писем Федора Власовича дают некоторое представление о нем и о том, как он трудился над рукописью будущей книги.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Сегодня я пи- шу правду. Доработку рукописи в соответствии с замечаниями рецензентов и своими желаниями за- канчиваю. Осталось вычитать, может где-то что-то выбросить, так как уже вчера заметил повторение в одном месте, иллюстративный материал завер- шить и... снег растает, станет теплее — поеду в Киев.
А там пусть будет то, что будет.
Особо хочется отметить, что Федор Власович любил людей и очень хотел быть им нужным. Он страстно желал помочь начинающим живописцам.
не щадил ни сил, ни здоровья, с огромной радо- стью делился своими знаниями. В течение многих лет он занимался педагогической работой, был преподавателем и директором Ворошиловградскои детской художественной школы, а затем и Воро- шиловградского художественного училища. Не- сколько лет подряд Федор Власович читал курс лекций по золотому сечению в Киевском государ- ственном художественном институте.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Лекции в Кие- ве прошли хорошо... Чтение лекций подсказало, что нужно сформулировать четче и яснее... Буду, как Сократ, устно пропагандировать свою теорию.
Много сил и труда отдавал Федор Власович общественной работе, был председателем правле- ния Ворошиловградскои областной организации Союза художников УССР, занимался пропагандой художественных знаний среди населения и учащей- ся молодежи, писал статьи о художниках Вороши- ловградщины, выступал по радио и телевидению, был бессменным руководителем теоретических се- минаров среди коллег-художников в системе парт- просвещения.
К великому сожалению Федор Власович не до- жил до выхода в свет главного труда своей жизни (так он сам писал о своей работе). Работал он над ним долго и тщательно, и можно надеяться, что книгу «Золотое сечение в живописи» ожидает дол- гая жизнь и многие любители живописи с благо- дарностью будут произносить имя Федора Власо- вича Ковалева — замечательного человека, ученого и живописца.
Г. С. Рахутин, д-р техн. наук, Московский институт горного дела им. А. А. Скочинского
|