Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая оценка колорита
Говоря о колорите, русский физик Ф. Ф. Петру- шевский отмечал, что это слово принадлежит соб- ственно живописи. Но это слово употребляют сей- час и при обозначении ощущения, возникающего при созерцании природы, скульптуры, гобелена или ковра, архитектурного ансамбля, т. е. всего того, что может видеть глаз. Охотно прибегают к нему музыканты, говоря о музыкальном колорите. Очень часто говорят о национальном колорите.
Легко заметить, что когда говорят о цвете, то имеют в виду единственность (красный, желтый), когда же хотят сказать о сочетании многих качеств или черт предмета (явления), употребляют слово «колорит». Общим для всех произведений искусст- ва как физических объектов и предметов природы является их способность отражать световые волны (лучи). А для сетчатки глаза безразлично, от чего поступили световые излучения. Она, грубо говоря, делает свое дело, выполняя свойственную только ей работу, т. е. производит первичный анализ и отправляет информацию в мозг, который произво- дит операции сличения, сравнения, синтеза, и мы получаем образ предмета со многими его характе- ристиками.
Некоторая трудность состоит в том, что цвет и колорит — это не существующее нечто на поверх- ности предметов или картины. Это ощущение, пе- реходящее в факт сознания, это категория со- знания, если пользоваться философскими поня- тиями.
Отраженные от разных предметов (в том числе и от картины) световые лучи достигают сетчатки глаза, воздействуют на нее раздельно, каждый по- своему («рисуют образы»), в зависимости от дли- ны волны и вызывают ощущение различных цветов. Но эти образы (следы на сетчатке) не остаются без- различными друг к другу, они вступают во взаимо- действие, синтезируются мозгом в общем ощуще- нии, имя которому колорит.
В. И. Суриков в письме П. П. Чистякову из Парижа писал в 1883 г., что когда в соборе Па- рижской богоматери смотреть на фон, то он воз- душный, темно-серовато-лиловатый, а когда смот- реть на окно-розу, то все цвета его живо перено- сятся глазом на окружающий фон.
Синтезированное ощущение осознается, оформ- ляется в чувство, и человек ищет ему словесное выражение: дивный колорит, золотистый колорит, мрачный колорит. Художникам и искусствоведам бывает очень трудно подобрать, найти слово для обозначения ощущения. Часто просто пишут: коло- рит Тициана, колорит Рубенса, Рембрандта, или прибегают к разного рода ассоциативным назва- ниям.
В результате анализа автором около 500 раз- личных научных источников (монографии, обзор- ные и критические статьи) был составлен своеоб- разный колористический словарь от А до Я, кото- рый приведен ниже.
А — апельсиновый, алый, аскетичный, абстрагированный, ани- линовый, артистический
Б—благородный, броский, бесподобный, богатый, бедный, бледный, блеклый, бурный, буроватый, блестящий, болез- ненный, безрадостный, Буше колорит
В — вялый, высветленный, вологодский, возбужденный, взвол- нованный, верный, воздушный, вибрирующий, веселый, восточный, выразительный, великолепный, впечатляющий, восхитительный, велеречивый, венецианский
Г — горячий, глубинный, глубокий, гармоничный, густой, гру- бый, гнетущий, гобеленный, грязный, голубовато-розовый
Д — дымчатый, дивный, драматический, донской, Дейнеки ко- лорит, декоративный, достоверный, действенный
Е — естественный, единый
Ж — жизненный, живописный, жесткий, живой, желтый, жиз- нерадостный, желтовато-золотистый, жемчужно-синий, же- манный
3 —звучный, земной, застывший, золотистый, золотисто-корич- невый, зелено-оливковый, задуманный, звонкий, зелено- охристый, затемненный, зыбкий, зеленовато-голубой, зна- чимый, зализанный, зловещий
И — изысканный, интенсивный, искаженный, истинный, изы- сканно-праздничный, интенсивно-яркий, исторический, испанский
К — красивый, контрастный, коричневый, крепкий, киргизский, крымский, красно-коричневый, Клуциса колорит
Л — легкий, лирический, локальный, лунный
М—музейный, мягкий, мусатовский, мужественный, матовый, местный, музыкальный, мглистый, мажорный, монохромно- серый, мощный, мрачный, монохромный, мутный, машков- ский, многоцветный, могучий, многообразный, мистифици- рованный, мерцающий
Н — натурный, народный, нежный, ночной, непритязательный, неизбитый, насыщенный, неповторимый, напряженный, неяркий, неожиданный, неглубокий, неубедительный, не- выразительный, новгородский, нюансированный, наряд- ный, невзыскательный, найденный, нежно-перламутровый, неуловимый, неземной
О — однообразный, особый, общий, оливковый, отчужденный, определенный, обособленный, ослепительный, однотипный, охристо-коричневый, оригинальный, одушевленный, обед- ненный, обильный, оранжево-красный, открытый, обман- чивый, обязательный, организованный, охристо-пепельный, органический, охмеляющий
П — приглушенный, праздничный, природный, прозрачный, плотный, переливчатый, подвижный, просветленный, про- извольный, прочувствованный, прозрачно-темный, пастель- ный, поющий, позапленэрный, пименовский, правдивый, политональный, простой, пестрый, перламутровый, пы- лающий, придуманный, призрачный, прохладный, притор- ный, пышный, полнокровный, полноценный, погашенный, первоначальный, продуманный, певучий Р — радостный, русский, рыжевато-коричневый, разный, рас- считанный, Рафаэля колорит, романтический, разбеленный, резкий, родной, розовато-сиреневый, разнообразный, ре- шительный, размытый С — солнечный, светоносный, сумрачный, свежий, строгий, сдержанный, серо-охристый, серебристый, светлый, слож- ный, своеобразный, смягченный, сияющий, самобытный, спокойный, серо-зеленый, свой, субъективный, сверкаю- щий, сказочный, суровый, содержательный, серебристо-се- рый, сизоватый, серый, скучный, серенький, серо-фиолето- вый, сочный, скромный, собранный, серо-стальной, суме-
речный, слащавый, светящийся, слепящий, сине-зеленый, скупой, сурово-тусклый, серебристо-голубой, синий, серо- коричневый, серебристо-перламутровый, сухой, сильный, строгий, спиритуазный
Т — темный, тяжелый, тонкий, теплый, тональный, темно-ко- ричневый, тревожный, тлеющий, традиционный, типичный, трагический, торжественный, тусклый, таежный, таинст- венный, тощий, трогательный
У — уродливый, условный, утонченный, увиденный, украин- ский, удивительный, унылый, утонченный, утонченно-деко- ративный
Ф — фальшивый, фантастический
X — холодный, холодноватый, хороший, характерный
Ц—цветной, целостный
Ч — черный, чистый, черно-красный, четкий
Ш— шаблонный, широкий
Щ— щедрый
Э — эмоциональный, энергичный, эффективный, экзотический
Я — яркий, японский, ясный
Искусствоведы и художники говорят и пишут о колорите природы, картины, цветной линогравю- ры или офорта, расшитой узором юбки и т. д. Идут споры о том, что колорита в природе нет, колорит создает художник. Создаются концепции в зависимости от того, кто на какой точке зрения стоит. Если стать на строго естественно-научную материалистическую точку зрения, то мы должны признать, что колорита нет ни в природе, ни на картине. Накладывая краски на холст, художник создает материальную предпосылку для образова- ния чувства колорита сознанием зрителя. Природ- ные предметы и картина обладают одинаковым физическим свойством — способностью отражать световые лучи, которые достигают глаза человека, рисуют образы на сетчатке. Все остальное делает наш мозг. Сознание человека объективирует воз- никший образ реального мира во всем его физиче- ском и опосредованном, очеловеченном значении.
|