Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художники и ученые. Терминология научная и обиходная
И. С. Тургенев отмечал, что русские художники талантливы, но мало образованны. Но не все рус- ские художники чуждались наук. В 1883 г. профес- сор Ф. Ф. Петрушевский прочитал шесть публич- ных лекций, а затем издал их брошюрой «Свет и
1 Оганов А. А. Теория отражения и искусство.—М., 1978.— С. 16.
цвета сами по себе и по отношению к живописи». Он преследовал цель «...попробовать возбудить интерес к учению о цветах, которое способно осветить многие темные вопросы, касающиеся со- четания цветов... и взаимного действия их... в колоритном отношении... Я буду считать себя впол- не удовлетворенным, — писал он, — если чтение этой брошюры будет хоть немного способствовать сближению художников и ученых» '.
Петрушевский проводил также специальные за- нятия с художниками. И. Е. Репин вспоминал, что неоднократно в большом физическом кабинете на университетском дворе художники-передвижники собирались в обществе Д. И. Менделеева и Ф. Ф. Петрушевского для изучения под их руковод- ством свойств разных цветов. На этих лекциях бы- вали кроме И. Е. Репина П. П. Чистяков, А. И. Ку- ииджи и др. Эти художники, по-видимому, хорошо понимали роль научных знаний для совершенство- вания реалистической живописи и тянулись к ним.
Есть художники, которые убеждены, что доста- точно много и настойчиво писать с натуры, чтобы стать хорошим живописцем. Они не любят теорию и не умеют излагать свои мысли. Были художники, которые много думали, много писали с натуры, экспериментировали, но не любили и не умели из- лагать свои выводы на бумаге. Таким был А. И. Куинджи. Думают, что живопись Ван Гога основана только на страстном чувственном воспри- ятии натуры. Это совсем не так. Ван Гог был одинок, страдал от этого, но одиночество и страда- ния породили почти ежедневные письма брату Тео, в которых Ван Гог излагает свои мысли, наблюде- ния, делает выводы. Его письма — это учебник по вопросам цвета и колорита: «Я полностью погло- щен законами цвета. Ах, почему нас не учили им в юности!...Ведь законы цвета... являются... под- линным лучом света» 2.
Ф. Ф. Петрушевский писал, что свет есть фи- зиологическое ощущение, но мы настолько привык- ли называть светом нечто, вне нас существующее, что даже, закрывая глаза, бываем уверены, что свет остается вне нас. Тут же он добавляет, что употреблять научные и точные выражения вместо утвердившихся и общепринятых образных было бы длинно и запутанно. Но это было сто лет назад.
1 Петрушевский Ф. Свет и цвета сами по себе и по отно- шению к живописи.—С.-Петербург, 1883.— С. IV.
2 Ван Гог. Письма.—Л.; М., 1966.—С. 259.
Петрушевский был вынужден считаться со слабы- ми познаниями художников в области физики, бо- ялся быть непонятым и пользовался обиходными терминами и привычными понятиями. Другое дело сейчас. С художниками, студентами художествен- ных вузов, а также училищ можно вести разговор на научных началах.
Обиходное понимание света, цвета и колорита, бытующее среди не только художников, но и искус- ствоведов, и переходящее из книги в книгу, не соот- ветствует современному уровню научных знаний. Часто это приводит к построению различного рода умозрительных теорий, пестроте фразеологических оборотов и запутывает суть дела. Понятиям света, цвета и колорита необходимо придать научное тол- кование. Этого требует разработка научной теории реалистической живописи, в которой особенно остро нуждается советская художественная школа и от которой будет зависеть дальнейшее развитие искус- ства живописи. Произвольность, неустойчивость на- шей терминологии выросла в проблему, которая встала преградой между наукой и искусством. Если выпускник художественного института говорит, что его первой задачей после выхода из стен института была задача забыть все, чему учили в институте и что ему понадобилось десять лет на переучивание и поиски своей дороги в искусстве, то это наводит на мысль о просчетах в учебно-методической ра- боте, о необходимости улучшать, совершенствовать теорию учебных предметов, улучшать методику, привести в единую систему обучение композиции, рисунку и живописи.
Основные понятия живописи базируются на фи- зических явлениях, которые составляют первопри- чину всех дальнейших физиологических и психоло- гических процессов. Отсюда следуют такие науч- ные формулировки:
свет — физиологическое ощущение интенсивного одновременного и совокупного воздействия види- мых электромагнитных волн на сетчатку глаза;
цвет есть физиологическое субъективное ощуще- ние воздействия на сетчатку глаза световой волны данной (одной) длины;
колорит — физиологическое субъективное ощу- щение одновременного раздельного воздействия на сетчатку глаза световых волн разной длины, отра- женных предметами.
Ощущения у двух художников с нормальным цветоощущением будут одинаковыми, но психологи- ческая оценка этих ощущений у каждого — своя.
Из-за бедности разговорного языка мы вынуж- дены при объективировании образа предмета свое ощущение (красное, синее) приписывать, присваи- вать предмету и говорить, что он красный, синий. Написанную на холсте руку мы тоже называем ру- кой, так как нет отдельного слова для обозначения написанной руки. Сознание человека экономит слова.
Свет — наше благо. Но сильный свет ослепляет нас, очень сильный делает ожоги сетчатки и может привести к слепоте.
|