Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гармония цвета
Что следует понимать под гармонией цвета? По этому поводу написано очень много, но ясности пока мало.
Н. Н. Волков утверждает: Контраст как проти- вопоставление цветов в картине (курсив автора.— Ф. К.) есть основной прием художественного мыш- ления вообще. Это утверждение одного и противо- положение ему иного... Основой противопоставле- ния могут быть любые качества цвета: насыщен- ность, связность, цветовой тон, тяжесть... Сопостав- ление непрерывного развития цвета и цветового разрыва — тоже контраст»1. Но какова бы пи была роль цветового контраста в композиции кар- тины, он будет неприятен, если нарушена гармония. Судьей и тут выступает глаз. Художник привлечет внимание зрителя к картине и к главному в ней контрастом цвета, но захочет ли глаз рассматри- вать ее, если контрасты будут чрезмерны и непри- ятны ему? Поэтому художник должен позаботить- ся о гармонии цвета.
Поскольку эта работа не является учебником по гармонии цвета, которая в художественных учеб- ных заведениях и не изучается так, как гармония в музыке в музыкальных учебных заведениях, ре- комендуем художникам, не потерявшим интереса к знаниям, обратиться к книге В. М. Шугаева «Орна- мент на ткани» (М., 1967), в которой вопросы гар- монии цвета разработаны наиболее полно. Жела- тельно раздел этой книги «Теория цветовых сочета- ний и гармоний» не только читать, но и изучать с кистью в руках.
Общепризнано утверждение, что природа — учи- тель гармонии. Поэтому писание многочисленных этюдов с натуры обязательно. В художественных школах, училищах, институтах пишутся учебные по- становки натюрмортов, голов, фигур, на пленэре — пейзажей, людей в пейзаже. В надежде постичь за-
копы гармонии цвета, художники забывают или не знают, что создателем цветовой гармонии являются глаз и мозг человека. Французский живописец XIX в. К. Коро советовал в природе искать преж- де всего форму. И он был прав. Природа необык- новенно богата всевозможными формами и их со- четаниями. Самой богатой фантазии художника трудно соперничать с природой. Цвет предмета и колорит природы «делает» глаз и мозг человека на основании световых ощущений, затем они «при- сваиваются» предметам и природе в качестве их свойств. Если бы вся сетчатка «видела» одинаково четко, мы не могли бы сосредоточить внимание на каком-либо предмете, все было бы равноценно и каждый раз сила восприятия одного предмета ме- шала бы восприятию другого, ни о какой гармонии не могло бы быть речи.
Не природа каждый раз надевает разные платья, как думали до XX в., а человек; художник одевает ее в разные платья в зависимости от того, какие излучения от одних и тех же предметов до- стигают глаза утром, в солнечный день, при пас- мурной погоде, при закатном вечернем освещении или в сумерки, каким «цветом» был утомлен глаз перед этим. Деревья летом зеленые, но лес вдали кажется синим, так как слой воздуха «поглотил» излучения от деревьев и глаза художника они не достигли.
Шарль Блан в книге «Грамматика искусства ри- сования» связывал вопрос равновесия цветов с работой глаза: «...Наш глаз, будучи создан для бе- лого света, нуждается, чтобы дополнить его, когда он видит только одну какую-нибудь его часть. Что нужно, чтобы дополнить белый свет человеку, ви- дящему только красные лучи? Ему нужны желтый и синий; но желтый и синий содержатся в зеле- ном. Следовательно, зеленый устанавливает равно- весие света в глазу, утомленном красными луча- ми» 2.
Живописцы учат людей смотреть на природу глазами художников. После посещения музея или художественной выставки как-то острее воспри- нимается красота природы. Мы смотрим на мир то глазами Левитана, то глазами Куинджи или Рериха, Ромадина или Зверькова и замечаем в натуре то, что раньше не видели. Ну, а почему же художни- ки не видят природу все одинаково и почему каж-
1 Волков Н. И. Цвет в живописи.—М., 1965.— С. 63,
2 Цит. по: Синьяк Поль. От Эж. Делакруа к неоимпрес- сионизму.—М., 1913.—С. 177.
дый из них находит в этой единой для всех природе что-то свое, что не видели ине находили его пред- шественники илитоварищи? Разве у художников, которые писали на своих картинах коричневые де- ревья, были по-другому устроены глаза иони не видели, что деревья зеленые? Мы можем выстроить рядпейзажей художников одной только русской школы живописи и увидим те новшества, которые вносил в пейзажную живопись каждый автор. Вот далеко не полный список таких художников: Алек- сеев, Щедрин, Саврасов, Поленов, Шишкин, Леви- тан, Куинджи, Рерих, Рылов, Крымов, Ромадин, Зверьков и многие др. По-видимому, одного созер- цания натуры еще не достаточно художнику, чтобы стать и быть самим собой. Ван Гог говорил: «Я на- мерен основательно изучить теорию; я совсем не считаю это бесполезным занятием и думаю, что, когда человек в своих поисках руководствуется подлинно конкретными указаниями, его инстинк- тивные предположения и догадки очень часто пре- вращаются в уверенность и определенность» ',
|