Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прекрасное и таинственное
Выдающийся французский скульптор Огюст Ро- ден отмечал, что каждый шедевр несет в себе нечто таинственное, что в нем всегда есть что-то такое, что заставляет испытывать легкое головокружение.
Советский ученый академик А. Б. Мигдал пишет: «В природе человека заложено стремление к таин- ственному и необычному — такое же, как и стрем- ление к прекрасному». А. С. Пушкин сказал: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». К словам Пушкина можно добавить и слова А. Эйнштейна: «Самое прекрасное и глубо- кое переживание, выпадающее на долю человека, — это ощущение таинственности». По мнению Эйнш- тейна, ощущение таинственности лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке» '.
Таинственность пронизывает «Джоконду» Лео- нардо да Винчи. Таинственностью веет от «Царев- ны Лебедь», «Демона», «Сирени» и других произве- дений М. А. Врубеля. Художник любил бродить в поле или в лесу при наступлении сумерек, когда все преображалось, наполнялось загадочностью и таинственностью. Все очарование «Незнакомки» И. Н. Крамского пропало бы для нас, если бы ря- дом с картиной была помещена табличка с биогра- фией героини.
Ф. И. Тютчев, по собственному его признанию, начал впервые чувствовать и мыслить поэтически среди русских полей и лесов. Когда над землей сгущались сумерки, он бродил по молодому лесу, собирал душистые ночные фиалки и их запах на- полнял его душу чувством таинственности и погру- жал в состояние благоговейной сосредоточенности. Все это вместе приводило к зарождению того обо- стренного, проникнутого романтикой отношения к природе, которое и стало потом отличительной особенностью его лирической поэзии.
В картинах В. Е. Попкова есть какая-то недо- сказанность, таинственность, а может быть, в них сказано то, о чем мы только догадываемся, что только чувствуем, но не можем до конца осознать. И мы стоим перед его картиной, смотрим: вот-вот вспомним что-то забытое, может, забытое даже не нами, а нашими отцами и дедами... Небольшой эскиз И. К. Губского «Муза» и его «Старуха с ко- зой» вызывают у зрителя каждый раз такое жела- ние разгадать загадку бытия, как и картины В. Е. Попкова. Суггестивность колорита (способ- ность вызывать какие-либо представления) здесь играет не последнюю роль.
К сожалению, многие картины наших художни-
ков слишком прозаичны. Они не вызывают ни чув- ства прекрасного, ни чувства таинственного. Они изображают только то, что художник увидел на поверхности, другими словами, то, что может уви- деть каждый.
В своей статье «Рассказ художника» А. Папи- кян, описывая чувства и ощущения художника, говорит: «Без какого-то волшебства, я бы сказал, чуда — нет искусства!...Пошел я в Эрмитаж смот- реть Рембрандта... Долго рассматривал, в основном три картины — «Возвращение блудного сына», «Святое семейство», «Давид и Урия». Чтобы по- нять, как он писал, я очень близко разглядывал фрагменты, детали полотна — головы, руки, драпи- ровки. И увидел: Рембрандт писал почти как и мы, увидел рукотворность и одновременно чудо- творство, волшебство искусства....Можно написать вполне профессионально красивый пейзаж, портрет или натюрморт, но если не будет чего-то неулови- мого— чуда, волшебства, не будет и настоящего искусства»2. Если бы человечество не имело тайн, то их следовало бы придумать.
|