Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и цвет
Научное понимание света, цвета и колорита давно пробивало себе дорогу в область искусства. Выше говорилось, что на лекции Ф. Ф. Петрушев- ского ходил П. П. Чистяков. Петрушевский пользо- вался привычными понятиями о свете и цвете, но всеже отмечал, что Эпикур понимал — цвет не есть неотъемлемое свойство тел, так как тела не имеют цвета в темноте. На занятиях же с худож- никами-передвижниками Петрушевский мог дать и научное толкование света и цвета. Оно было не- привычным, обескураживающим. У Чистякова по- являются записи о том, что каждый предмет не имеет своей краски, а имеет свойство принимать и отражать сродные лучи. Это не очень понятно. Н. И. Пирогов говорил, что цвет не присущ предме- ту, а атомы его имеют свойство пропускать цвето- вые лучи. В это время Чистяков вырабатывал свою художественно-педагогическую систему и научные сведения как раз были ему необходимы. Система Чистякова сложилась не сразу. Были раздумья, поиски. Об этом свидетельствуют его записи, под- час противоречивые. Но система, единственная в мире, оригинальная, сложилась.
Что значит отделить цвет от предмета? Мы ви- дим, что Солнце движется над нашими головами с востока на запад. Но мы должны мысленно пред- ставить, что Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого необходимы некоторые усилия мысли и знания. Мы видим, что яблоко красное, но мы должны мысленно представить, что красное — это наше ощущение, которое вызвала световая волна, отразившаяся от яблока. Для этого тоже необходимо некоторое усилие, знание и при- вычка.
Художники Матисс, Ван Гог, Дюфи, Леже, Ни- винский, Сарьян, Кузнецов отделили цвет от пред-
мета, они пользовались краской для того, чтобы вызвать у зрителя те же ощущения, а значит, и переживания, которые вызывали в действитель- ности световые лучи, идущие от предметов, или могли бы вызвать при определенных условиях осве- щения и восприятия. Матисс ездил на Таити в поисках сильного света. Он жил там три месяца, наблюдал природу, думал, сделал один этюд в обычной «европейской» манере и потом сформули- ровал свое кредо. Матисс наносит на холст чистые краски, дает им полную силу звучания и воздей- ствия. Чтобы световые излучения от чистых красок не вызывали у зрителя неприятных ощущений, гар- монизирует их, находит величину каждого красоч- ного пятна. Матисс отделил цвет от формы предме- та, свел объемную форму к пятну, силуэту и тем самым отделил цвет от предмета.
Не ведет ли метод Матисса к субъективному произволу? Безусловно, нет. Наоборот, художник призывал всех, претендующих на выражение своих чувств, средствами красок глубоко изучать приро- ду, чтобы быть способными вести цвет путями ра- зума.
Подобно Матиссу Ван Гог в своих красочных построениях также искал опору в ощущениях от натуры. Ни Матисс, ни Ван Гог, ни Сарьян не ухо- дили в беспредметные красочные построения, ли- шенные всякого смысла, как это делают формали- сты. Наше сознание связано с предметным миром и во всяком красочном построении оно ищет смысл.
Наше знание того, что Земля вращается вокруг Солнца, не уберегает нас от привычной мысли о том, что Солнце идет над Землей. Так же и знание того, что цвет не присущ предмету, не уберегает насот привычной мысли о цветности предмета. Привычка видеть предметы цветными воспитывает- ся у нас со дня рождения, задолго до получения знаний о свете и цвете. Но художники должны усвоить истину о предмете и цвете так же хорошо, как астрономы знают истину о Земле и Солнце. Безусвоения этой истины невозможно было бы дальнейшее развитие науки о Космосе и Вселен- ной. Так и без знания законов света, цвета и ко- лорита невозможно дальнейшее плодотворное раз- витие искусства живописи.
|