Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проверка опасного сечения тихоходного вала
на долговечность* Оценку сопротивления усталости вала выполняют по величине общего коэффициента запаса прочности S [7, c.169], [8, c.325]: S = S s S t / (S s2 + S t2)1/2 > [ S ] = 1, 5...2, 5, (3.1) где S s = s–1 / (K s D sИ) – коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям изгиба при симметричном цикле (R = –1, s m = 0, s a = smax = sи; sи = 103 M / W); S t = 2t–1/ (K t D +yt)tK – коэффициент запаса прочности по касательтным напряжениям кручения при отнулевом цикле (R = 0, t m = t a = tmax / 2 = tK / 2; tK = 103 T / WP); K s D = (K s / Kd s +1/ KF s – 1) / KV и K t D = (K t / Kd t + 1/ KF t – 1) / KV -- коэффициенты снижения пределов выносливости реальной детали по сравнению с пределами (s–1, t–1) образцов; yt – коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла. В сответствии с рисунком 2.5 и таблицей 2.7 на валу два опасных сечения (по близким величинам моментов M = 538 и 629, 4 Н× м). Концентраторы напряжений: сечение 1 – посадка с натягом подшипника, Æ 55 L 0/ k 6. сечение 2 – посадка с натягом колеса z 2T Æ 56 H 7/ r 6 и шпоночный паз 16 ´ 10 ´ 6, где t 1 = 6 мм – глубина паза на валу. Влияние на усталость посадки с натягом подшипника (при том же d) на 10% ниже [7, c.171], чем посадки с натягом зубчатого колеса, поэтому в дальнейшем сечение 1 не рассматриваем. Примечание * – Проверка выполняется для того вала, для которого в проекте по заданию руководителя разработан рабочий чертеж.
Так как K s / Kd s = 4, 6 от посадки больше, чем от шпоночного паза (2, 65) при незначительной разнице K t / Kd t, то [7, c.170] дальше расчет ведем с учетом натяга от посадки колеса z 2T. Коэффициенты влияния качества поверхности [7, c.170] при чистовом шлифовании (Rа = 0, 8...1, 6) KF s = 0, 89; KF t = 0, 94. Коэффициент влияния поверхностного упрочнения [7, c.170]: К V = 1– без упрочнения. Тогда K s D = (4, 6 + 1 / 0, 89 – 1) / 1 = 4, 72; K t D = (2, 75 + 1 / 0, 94 – 1) / 1 = 2, 81. Пределы выносливости образцов материала: сталь 45 [7, c.165] при D £ 80 мм и Н ³ 270 НВ s–1 = 410 МПа, t–1 = 230 МПа; коэффициент Yt = 0, 1. Момент сопротивления " нетто" (за вычетом шпоночного паза) поперечного сечения [7, c.166]: а) на изгиб W нетто = W – W шп, где W = p d 3 / 32 = p× 563/ 32 = 17, 24× 103 мм3.– момент сопротивления сплошного вала (" брутто"). W шп = bh (2 d – h)2/ (16 d) = 16× 10 (2× 56 – 10)2/ (16× 56) = 1, 86× 103 мм3– момент сопротивления шпоночного паза; W нетто = (17, 24 – 1, 86)103 = 15, 38× 103 мм3 б) на кручение WР нетто = 2 W – W шп = (2× 17, 24 – 1, 86)103 = 32, 62× 103 мм3. Напряжения: а) изгиба sИ = 103 М / W нетто = 103× 629, 4 / (15, 38× 103) = 40, 9 МПа; б) кручения tК = 103 Т / WР нетто = 103 × 928 / (32, 62 × 103) = 28, 4 МПа. Коэффициенты: S s = 410 / (4, 72 × 40, 9) = 2, 19; S t = 2× 230 / [(2, 81 + 0, 1)28, 4] = 5, 57; S = 2, 19× 5, 57 / (2, 192 + 5, 572)1/2 = 1, 98» [ S ] = 1, 5...2, 5 [7, c.169]. Сопротивление усталости в течение заданного срока службы в опасном сечении тихоходного вала обеспечивается.
|