Пояснительная записка. Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 52 г.Владивостока»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
Л.И. Пономаренко С.С. Черникова Е.В. Дмитриенко
__________________ __________________ __________________
Протокол № от
«»_____________2012 г. «»_______________2012 г. «» ______________2012 г.
Рабочая программа по литературе для 8 класса
Составитель: учитель русского языка
и литературы Лукьянова В.В.
г. Владивосток
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В 8 классе рассматривается проблема времени в произведениях литературы, позиция автора, повествующего об исторических событиях. Связь литературы и времени демонстрируется каждым произведением, включенным в этот курс, — начиная с былин и завершая историческими произведениями 20 века. Таким образом предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории.
Основные цели программы:
— сформировать основу литературного образования путем чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографиями писателей и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
— расширять читательский кругозор учащихся, развивать их литературный вкус.
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных произведений;
— основные теоретические понятия (летопись, воинская, историческая повести, житие, роман, поэма как жанры литературы, сюжет, фабула и др.).
Учащиеся должны уметь:
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять основные этапы развития сюжета;
— находить тему, проблему, идею произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития;
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— сопоставлять героев в произведении, а также героев и сюжет разных произведений;
— осмысливать роль художественных деталей.
Учебно-тематический план
Содержание
| Количество часов
| Литература и время
|
| Фольклор
|
| Древнерусская литература
|
| Литература XVIII века
|
| Литература XIX века
|
| Литература XX века
|
| Резервные уроки
|
|
Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе на 2012-2013 учебный год
Учитель Лукьянова В.В.
Количество часов: 64
2 часа в неделю
№
| Тема
| Кол-во часов
| 1.
| Литература и время. Х.К. Андерсен «Калоши счастья»
|
| 2.
| Фольклор.Народная историческая песня. «Правеж», «Петра I узнают в шведском городе»
|
| 3.
| Народный театр. «Как француз Москву брал»
|
| 4.
| Древнерусская литература.Историческая личность на страницах произведений Древней Руси
|
| 5.
| Жанр летописи. «Повесть временных лет»
|
| 6.
| Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»
|
| 7.
| Житие как жанр
|
| 8.
| «Сказание о житии Александра Невского»
|
| 9.
| Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»
|
| 10.
| «Преподобный Сергий Радонежский». Итоговый урок по теме «Историческая личность на страницах произведений Древней Руси»
|
| 11.
| Литература XVIII века.События истории в произведениях XVIII века
|
| 12.
| Историческая повесть. Н.М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
|
| 13.
| «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
|
| 14.
| Литература XIX века.Проблемы человека и времени в произведениях XIX века. Былины и их герои. А.К. Толстой «Илья Муромец», «Правда»
|
| 15.
| Г.У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»
|
| 16.
| Образ Гайаваты в произведении У.Г. Лонгфелло
|
| 17.
| В. Скотт «Айвенго»
|
| 18.
| «Айвенго». Образ главного героя
|
| 19.
| И.А. Крылов «Волк на псарне»
|
| 20.
| А.С. Пушкин. Судьба и творчество писателя
|
| 21.
| А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
|
| 22.
| А.С. Пушкин «Полтава»
|
| 23.
| А.С. Пушкин «Борис Годунов
|
| 24.
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания повести, жанровое своеобразие. Истоки формирования личности Гринева (1-2 главы)
|
| 25.
| Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин (3-5 главы)
|
| 26.
| Пугачев и народ в повести. Гринев и Пугачев: сопоставительный анализ героев (6-8 главы)
|
| 27.
| Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав
|
| 28.
| Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести
|
| 29.
| Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению
|
| 30.
| М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого Купца Калашникова»
|
| 31.
| Особенности сюжета поэмы. Отношение автора к героям
|
| 32.
| Связь поэмы с произведениями устного народного творчества
|
| 33.
| Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». История создания повести
|
| 34.
| Приемы создания героического характера (отец и сыновья)
|
| 35.
| Образ Тараса Бульбы. Роль автора в повести
|
| 36.
| Роль пейзажа в повести
|
| 37.
| Трагедия Тараса Бульбы. Подготовка к сочинению
|
| 38.
| Мотивы былого в лирике поэтов XIX века
|
| 39.
| А. Дюма «Три мушкетера»
|
| 40.
| «Три мушкетера» как авантюрно-исторический роман
|
| 41.
| А.К. Толстой «Василий Шибанов»
|
| 42.
| А.К. Толстой «Князь Серебряный»
|
| 43.
| Вымысел и реальность в художественном произведении
|
| 44.
| Народная речь в литературном тексте
|
| 45.
| Л.Н. Толстой «После бала». История создания рассказа
|
| 46.
| Художественное своеобразие рассказа. Контраст как композиционный прием
|
| 47.
| Время и пространство в художественном тексте
|
| 48.
| Литература XX века.Автор и время на страницах произведений XX века. Былины и их герои в поэзии XX века
|
| 49.
| Ю.Н. Тынянов «Подпоручик Киже»
|
| 50.
| Ю.Н. Тынянов «Восковая персона»
|
| 51.
| Атмосфера петровской эпохи в романе
|
| 52.
| Система образов в романе «Восковая персона»
|
| 53.
| М. Алданов «Чертов мост»
|
| 54.
| С. Цвейг «Невозвратимое мгновение»
|
| 55.
| Б.Л. Васильев «Утоли моя печали…»
|
| 56.
| Проблема политического террора в романе
|
| 57.
| Образы героев в романе. Актуальность романа на сегодняшний день
|
| 58.
| Великая Отечественная война в лирике XX века
|
| 59.
| Л.М. Леонов «Золотая карета»
|
| 60.
| Конфликт пьесы «Золотая карета»
|
| 61.
| Мотивы былого в лирике поэтов XX века
|
| 62.
| Контрольная работа
|
| 63.
64.
| Резервные уроки
|
|
|