Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свободные экономические зоны как инструмент государственного регулирования.






Свободная экономическая зона — это часть территории страны, создаваемая по инициативе центральных или местных органов власти и хозяйственного руководства, в которой на основе соот­ветствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, территории самой зоны, хозяйствующих на ней субъектов устанавливается льготный режим хозяйствования, определяются границы зоны, специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью достижения целей и задач развития экономики зоны и национальной хозяйственной системы страны в целом.

под свободными экономическими зонами следует пони­мать часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоя­тельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управле­ния и преференциальные условия экономической деятельности для ино­странных и национальных предпринимателей.

Производя дальнейшую классификацию, современные исследова­тели используют дополнительные характеристики, которые позволя­ют объединить существующие в мире СЭЗ в четыре группы по следу­ющим критериям:

♦ по характеру деятельности или функциональному предназначе­нию (свободные зоны, экспортно-производственные зоны, науч­но-промышленные парки, оффшорные зоны);

♦ по степени интегрированности в мировую и национальную эко­номику (выделяют два типа СЭЗ: зоны, ориентированные на внешний рынок (анклавы, исключенные из таможенной терри­тории государства), и зоны, интегрированные в национальную экономику);

♦ по отраслевому признаку;

♦ по характеру собственности (государственные, частные и сме­шанные).

Можно выделить четыре группы льгот:

внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима и упрощение порядка осуществления внеш­неторговых операций;

фискальные льготы;

финансовые льготы, включающие различные формы субсидий, представляемых в виде низких цен на коммунальные услуги, сни­жения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Для эф­фективного управления функционированием зоны и предотвращения конфликтов необходимы:

♦ создание функциональной структуры управления зоной во главе с администрацией, которая наделяется значительными полномо­чиями, включая делегированные разными ведомствами;

♦ наличие в стране государственного органа по координации и кон­тролю развития зон, обладающего достаточной властью для за­щиты интересов последних, желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус;

♦ непосредственное подчинение администрации зоны уполномо­ченному государственному органу, минуя все промежуточные ад­министративно-территориальные властные инстанции.

В силу отмеченных выше особенностей свободной экономической зоны механизм управления зоной должен реализовать два типа функ­ций: административные функции, связанные с обеспечением особого хозяйственного режима, и экономические функции, связанные с раз­витием территории зоны и обеспечением реализации агломерацион­ных эффектов. Поэтому механизм управления СЭЗ включает два типа органов управления:

♦ администрация зоны, выполняющая функции организационно-правового и хозяйственного регулирования;

♦ корпорация развития зоны, решающая проблемы развития тер­ритории.

Корпорация зоны, как правило, действует на коммерческих прин­ципах. В ее задачи входят: представление хозяйственных интересов зоны внутри страны и вне ее; решение вопросов размещения новых производств; обеспечение привлечения и профессиональной подго­товки трудовых ресурсов; строительство и эксплуатация объектов ин­фраструктуры; обустройство и сдача в аренду земельных участков; создание специализированных организаций.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал