Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция снижения правовой асимметрии в развитии субъектов РФ.
Ослабление асимметрии социально-экономического развития субъектов РФ возможно только на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах, совершенствования функционирования вертикали власти, обеспечения оптимизации учета интересов федерации в целом и ее субъектов.
В последнее время немало делается по изучению состояния и обоснованию необходимости выравнивания уровней социально-экономического развития субъектов РФ как одного из важнейших факторов укрепления и развития российского федерализма. И это вполне обоснованно, ибо выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, как верно отмечает И.В. Бочарников, является важнейшим направлением обеспечения внутриполитической стабильности в стране. Однако результаты проводимой политики выравнивания уровней развития субъектов РФ не всегда свидетельствуют об успехах в продвижении по этому пути. Выравнивание социально-экономического положения населения различных субъектов РФ возможно только на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах. Кстати, в этом отношении и в советские годы в стране делалось немало. Одним из средств ослабления асимметрии в социально-экономическом развитии субъектов РФ являлось, в частности, перераспределение полученной государством в виде налогов части общенациональных доходов в пользу наименее обеспеченных регионов. Необходимостью такого подхода правительства России объясняли и ныне объясняет перераспределение в интересах федерального центра доли доходов, получаемых в регионах. Так, если в 2004 году в субъектах РФ оставалось 47 % общенациональных доходов, то в 2006 году — около 40 %, в 2008 году — около 30 %. Однако на деле эта схема работает пока неудовлетворительно, не приводит к ослаблению различий в уровне развития субъектов РФ. Необходимы и должны реализовываться меры воздействия на определенные территории, конкретные программы региональной деятельности государства. Выделяются три ее главных направления: 1) помощь «проблемным» территориям (в том числе и депрессивным районам), к числу которых можно отнести и Крайний Север, и Дальний Восток, и Северный Кавказ, многие приграничные районы; 2) развитие средств коммуникации; 3) разработка федеральных программ регионального развития России. Таким образом, российский федерализм постепенно подходит к стадии зрелости. Главным шагом на этом пути стало четкое законодательное разграничение полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Задачами федеральных органов власти в области регионального управления являются стимулирование развития самодостаточности территорий; создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов; выравнивание условий социально-экономического развития регионов, приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; и др. К наиболее значимым региональным задачам относятся укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности; содействие развитию и укреплению экономических реформ, формирование региональных рынков товаров, труда и капиталов, рыночной и институциональной инфраструктуры; стимулирование развития районов и городов, содействие развитию местного самоуправления и помощь в формировании их самодостаточности; и др. Надо подчеркнуть, что региональное управление не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего территориальную основу в административных границах субъектов РФ.
|