Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уменьшение расстояний посредством новой инфраструктуры?






К сожалению, и в 1990-х годах прогресс в уменьшении физического расстояния между городами почти не наблюдался. Несмотря на стро­ительный бум и развитие инфраструктуры, это развитие носило ско­рее региональный, нежели межрегиональный характер. Как мы уже отмечали, уменьшение расстояния и перестройка российской эконо­мики - вопрос не только одного совершенствования инфраструкту­ры, но еще и изменения концентрации населения. Появились регио­нальные авиакомпании, например «Сибирские авиалинии», пред­назначенные для того, чтобы удовлетворять растущий спрос на быс­трое сообщение между европейской частью России (главным образом Москвой) и разбросанными по региону городами за Уралом. В пик летнего сезона «Сибирские авиалинии» осуществляют по 300 рейсов к 50 пунктам назначения в неделю39. Полная электрификация Транссиба позволила более быстрым поездам на электрической тяге следовать по всему маршруту40. Кроме того, в 2002 году российское правительство объявило о завершении к 2004 году строительства ав­томагистрали от Санкт-Петербурга до Владивостока, которая позво­лит перевозить грузы через всю Россию примерно за десять дней41. В некоторых российских регионах наблюдался рост в жилищном строительстве, хотя эту отрасль за десятилетие неоднократно лихо­радило из-за нестабильной экономической обстановки в России и фе­дерального финансирования строительства42. Большая доля этого строительства, однако, пришлась на Москву (см. график 7-2).

Москва строит третье транспортное кольцо стоимостью почти в 100 миллионов долларов за километр43. В Санкт-Петербурге в



Глава 7. Многое ли изменилось?

График 7-2. Жилищное строительство в России, 1970-2002 годы

Источники: Данные по жилищному строительству за 1970-2000 годы - Российский стати­стический ежегодник. 2001. С. 441-442; за 2001 год - Статистический отчет Интерфакса. № 7. 2002.; за 2002 год - Статистический отчет Интерфакса. № 7. 2003. * Холодные регионы - те регионы, где ТДН ниже национальной российской ТДН, а теп­лые - те регионы, где ТДН выше нее.

2003 году было начато строительство новой кольцевой автодороги, приуроченное к трехсотлетию города44. В Москве было завершено строительство двух новых станций метро, и другие новые наземные и подземные станции на подходе45. В Омске, Челябинске, Красно­ярске, Уфе и Казани тоже стали рыть землю под свои собственные системы метрополитена46. Все эти достижения, однако, мало спо­собствовали реконструкции связей в России, хотя в какой-то мере они и улучшили каналы общения и перспективы для мигрантов по подысканию себе жилья в некоторых городах. А на Севере даже са­мые большие города (такие как Норильск) по-прежнему обслужи­ваются только самолетами (или по воде летом). Там нет железных дорог или основных автомагистралей, которые соединили бы их с остальной территорией страны, тогда как авиабилеты продолжают оставаться недоступно дорогими для большинства жителей отда­ленных городов.

Российские географы и экономисты продолжают считать, что главные экономические проблемы связаны с расстояниями между основными городскими регионами и недостаточной степенью разви­тия коммуникационной инфраструктуры между ними. По мнению


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

Григория Иоффе и коллектива российских ученых, высказанному в конце 1990-х годов, Россия - это «фрагментированное пространство. Ее территория напоминает архипелаг: разрозненные зоны интенсив­ного использования в море социального застоя и упадка»47. Иоффе и его коллеги рассказывают о том, как «обширные размеры страны, неравномерное распределение ее населения... и сильное «торможе­ние» расстоянием из-за незначительности доли личного автотранс­порта и ненадлежащей системы автодорог усугубляют взаимную ра­зобщенность между кластерами населения и различие в развитии их самих»48. Города в России, утверждают они, являются «оазисами в сельской бескрайности». Они, по большей части, не в состоянии рас­пространять свое влияние и услуги на пространство в промежутках между ними или служить центрами притяжения и поставщиками товаров, услуг и информации для страны в целом49. Зоны непосредст­венного влияния вокруг административных центров и городов тра­диционно невелики по всей Российской Федерации. Всего в 150 ки­лометрах от таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург, витает дух «периферийности» и «ощущение пребывания в самой глуши», несмотря на фактическую близость к этим демографичес­ким центрам50. Иоффе утверждает, что на долю территорий, которые оказались отрезанными от связи с демографическими центрами или «отодвинутыми от них расстояниями», приходится до двух третей РФ, или десять миллионов квадратных километров51.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал