![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Увязка российского Дальнего Востока с Северо-Восточной Азией
Немаловажно пересмотреть роль и потенциал российского Дальнего Востока вне связи с Сибирью. За исключением Транссибирской магистрали и трансконтинентальных авиамаршрутов, российский Дальний Восток слишком удален и разобщен с европейской частью России. Полюс его притяжения - Северо-Восточная Азия. В августе 2002 года на российском правительственном совещании во Владивостоке по вопросам будущего этого региона заместитель премьер-министра Христенко порекомендовал сосредоточить усилия правительства на обеспечении развития южных регионов Дальнего Востока, включая Хабаровск и Владивосток. Такой подход не лишен смысла. Близость южных регионов вдоль рек Амур и Уссури к Китаю с его многочисленным населением и рынками, разумеется, может стать скорее экономическим преимуществом, чем недостатком с точки зрения безопасности, как это обычно принято считать. Близость к тихоокеанскому побережью и морским путям предоставляет дополнительные экономические преимущества. В этом смысле портовый Владивосток часто рекламируется как «Ванкувер» или «Сан-Франциско» российского Дальнего Востока. Но, поскольку до развала СССР это был закрытый военный город (штаб Тихоокеанского флота) с весьма прочными связями с далекой Москвой, к его предполагаемому коммерческому потенциалу в пределах прилегающего к нему региона надо бы еще приглядеться. На российском Дальнем Востоке существуют и некоторые другие помехи его будущему развитию. Под влиянием океана в его южной части не так холодно, как в северной, и, во всяком случае, не столь холодно, как во внутренних регионах Сибири. Но ни в коем случае и не «тепло»! Владивосток не идет ни в какое сравнение с портовыми городами Северной Америки. С населением в 600 000 человек и средней январской температурой -14°, он сильно отличается от Ванкувера, где проживают 2 миллиона человек, а средняя январская температура +2, 7°, не говоря уже о Сан-Франциско с населением в 7 миллионов и средней январской температурой +9, 2°. Владивосток, несмотря на свое расположение на Тихом океане, место холодное. В советские времена экономика Владивостока в очень значительной степени зависела от ВПК и крупных государствен- 15 Зак. 3 Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________ ных субсидий, обусловленных стратегической значимостью его положения у границ с Китаем и Северной Кореей и выходом в Японское море. Как и на остальной части российского Дальнего Востока, в глубинке доминировали добывающие отрасли промышленности, особенно лесная, по добыче полезных ископаемых и рыболовецкая. Ввиду постоянных трудностей в транспортировке по стране и немыслимого расстояния до европейской части России всем этим секторам придется в будущем переориентироваться на тихоокеанские рынки. Производство товаров народного потребления и обрабатывающая промышленность, однако, продолжают оставаться в значительной степени недоразвитыми. Как упоминалось ранее, Дальний Восток не подключен к единой российской энергетической сети (как по электричеству, так и по газу) и полностью зависит от привозного топлива. Экономические соображения диктуют, что в будущем товары народного потребления и промышленные товары, как и топливо, придется импортировать из соседних стран, а не привозить из других регионов России. Дешевые китайские потребительские товары длительного пользования уже давно поступают туда через границу. Единственная перспектива прибрежных регионов российского Дальнего Востока - освоение нефтяных и газовых ресурсов острова Сахалин, которое уже привлекло значительные инвестиции таких нефтяных гигантов, как «Экссон-мобил», «Шелл», и ряда азиатских компаний. Нефтеносные пласты шельфа Сахалина являются одними из новых энергетических резервов, разработка которых началась в России в последнее десятилетие. Ожидается, что на их долю к 2010 году будет приходиться до 10 процентов всего ежегодного производства нефти в России плюс производство существенных объемов газа и его сжижения (СПГ). Доступ к мировым судоходным маршрутам, непосредственная близость китайского, корейского и японского побережий и растущий спрос на энергию в этих трех странах - все это может обеспечить создание местного экспортного рынка для сахалинской энергии на десятилетия вперед. Хотя амбиционные энергетические проекты на Сахалине уже идут полным ходом, все еще сохраняются некоторые препятствия, которые надо преодолеть. Предстоит решить довольно сложные технические задачи, связанные с шельфовыми месторождениями и зависящими от этого проектами по подготовке, переработке нефти и трубопроводной инфраструктуре. Их создают экстремальные зимние температуры в северной части острова, его неосвоенная территория, высокий уровень сейсмической активности и возможность нанесения серьезного вреда богатому местному рыбному про- Глава 10. Долой «потёмкинщину»! мыслу*. Кроме того, внутренние инфраструктуры Японии, Китая и Южной Кореи нуждаются в существенном совершенствовании для развития энергетических рынков и обеспечения их интеграции с российскими поставками. В то время как в регионе по мере развития энергосистемы рассматриваются еще и дополнительные строительные проекты - включая новые порты и газопровод на материк, а также ответвление от Транссибирской железнодорожной магистрали на Корейский полуостров, - все еще не ясно на чем же в конечном счете будет держаться энергосистема в долгосрочной перспективе? Энергетический бум на Сахалине, конечно, не должен привести к активизации попыток российского правительства по заселению Дальнего Востока или даже по остановке миграции с острова, главным образом из-за того, что энергетические отрасли промышленности отдают большее предпочтение привлечению высококвалифицированных работников на основе вахтового метода. Потребуется несколько лет, чтобы стало возможным нанимать большое количество местных работников на подсобное обслуживание нефтяной и газовой отраслей промышленности17. Неопределенность решений по этим проектам и неизменные региональные неблагоприятные условия заставляют серьезно задумываться над будущим Дальнего Востока. Экономист Владимир Конторович, например, считает уменьшение численности населения на российском Дальнем Востоке неизбежным, а современные программы по форсированному старту экономики Дальнего Востока с целью привлечения в регион мигрантов - заблуждением. В действительности, по утверждению Конторовича, даже самое незначительное улучшение в экономике региона превратит «отложенных мигрантов» (тех, кто хотел бы покинуть регион, но не сделал этого из-за нехватки ресурсов) в «мигрантов фактических»18. Различия между Дальневосточным регионом и европейской частью России в зарплатах, соответствующем общепринятым стандартам жилье и прожиточном минимуме сохранятся надолго. Конторович утверждает, что отъезд мигрантов следует расценивать как положительное явление: «Уменьшение численности населения поднимет зарплаты в регионе, так как численность людей рабочего возраста приблизится к количеству рабочих мест в жизнеспособном бизнесе. Это замедлит и, возможно, остановит отток населения»19. Иначе говоря, в конечном счете подобное равновесие будет достигнуто на Дальнем Востоке за счет естественной убыли, даже после улучшения экономической ситуации в регионе. * Средние январские температуры на Сахалине — от —6° до —24° на севере. Средняя январская температура в столице острова Южно-Сахалинске составляет —13°. 15* Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя Конторович рекомендует программу сокращения экономики на Дальнем Востоке, дополненную попытками увязать разрозненные и недостаточно интегрированные во всех отношениях местные рынки20. Развитие инфраструктуры (шоссе, компенсирующие разрыв между железнодорожными ветками и ненадежные водные пути) должно быть нацелено на соединение Амурской области, Хабаровского края и Приморского края друг с другом и с другими региональными центрами21. Это будет способствовать внутренней интеграции региона, пусть даже и без обязательной интеграции с остальной частью Российской Федерации. Конторович также отмечает, что границу с Китаем в Приморском крае следовало бы открыть для транзита в значительно большей степени, чем сейчас, чтобы по-настоящему осуществлять торговлю с северо-восточными китайскими провинциями и остальным северо-восточным Тихоокеанским регионом22. Наконец, он советует разрабатывать индивидуальные стратегии для отдельных дальневосточных подобластей на базе их жизнеспособных отраслей промышленности и местных условий вместо крупномасштабных программ регионального развития под патронажем российского правительства и региональных лидеров23.
|