![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и структура личности в психологии
Постулаты: 1. Личность представляет собой некое неповторимое единство или некую целостность. 2. За личностью признаётся роль бывшей интегрирующей (объединяющей) инстанции 3. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность способна формироваться, развиваться и становиться Соотношение понятий «человек» (любое биолог существо, которое можно отделить от не человека), «индивид» (уже понятия человека, под ним понимается отдельный представитель рода человеческого), «личность» (понятия индивид и человек охватывают понятие личности, под ней можно понимать совокупность природных и социальных приобретённых кач-в, личностью обычно называют не человека, а совокупность морально-нравственных, психологических и духовных кач-в), «индивидуальность» (самое узкое, совокупность личностных свойств человека, позволяющие отличить данную индивидуальность от какой-либо другой). Ко 2й половине 20го века сложилось много подходов к понятию личности. Классификация по способу объяснения поведения личности: 1. Психодинамические – описывают личность и объясняют её поведение исходя из внутренних, субъективных характеристик 2. Социодинамические – объясняют поведение внешней ситуацией, не придают значения внутренним 3. Интеракционастские – поведение человека должно объясняться совокупностью внешних и внутренних об-в Классификация по способу получения данных: 1. Экспериментальные – проведение экспериментов над личностью 2. Не экспериментальные По углу зрения на личность 1. Структурные – главная проблема – структура личности, элементы и взаимосвязи 2. Динамические – изменение и развитие личности По возрастному диапазону 1. Личность в дошкольном и школьном периоде как основе формирования личности 2. Вся жизнь от рождения и до смерти По понятиям, в которых описывается личность 1. Черты, качества, свойства 2. Формы поведения Теория двух факторов формирования личности: наследственность (генетика и пр.) и среда (влияние культуры, об-ва, языка, обучения, воспитания и пр.). Личность – существо биосоциальное. Теории: Зигмунда Фрейда (личность как соотношение сознательного и бессознательного) Рубенштейна – 3 элемента – направленность личности, знания, умения и навыки (прежде всего в познавательной деятельности), особенности (характер) Платонов – направленность личности (интересы, мотивы, желания, ценности), биопсихические свойства (возраст, пол, темперамент), психические процессы, опыт (навыки, привычки, умения). Психологическая структура личности: темперамент, характер, способности, эмоции, мотивация, установки.
|