![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическое воздействие на допросе.
Можно встретить утверждение о том, что оно не допустимо. Но по сути следователь практически безоружен без возможности какого-либо воздействия. Психологическое воздействие на допросе преследует цели получения полных и достоверных показаний свидетеля и потерпевших. С учётом этого психологическое воздействие имеет 2 формы: 1. Воздействие с целью оказания допрашиваемому помощи в припоминании забытого. То есть, обеспечение точности показаний. 2. Воздействие с целью нейтрализации мотивов, побуждающих ко лжи. То есть, обеспечение достоверности показаний. Оказание помощи в припоминании забытой информации осуществляется: путём ассоциации, методом демонстрации вещей, документов и лиц, при котором восприятие объектов вызывает воспоминания о том, где, когда эти объекты воспринимались и какие обстоятельства сопутствовали восприятию. При допросе недопустимо внушение. Внушение – это психическое воздействие, не осознаваемое допрашиваемым, исключающее добровольность выбора позиции по делу. Опасность внушения в том, что воспоминания корректируются незаметно для человека. Формы внушения: 1. наводящие вопросы. Наводящим следует считать вопрос, который содержанием, конструкцией, эмоциональной окраской или манерой обращения подсказывает или наводит свидетеля на определённые желательные для следователя ответы. Наводящий хар-р вопроса обуславливается его местом в допросе. С учётом установленности обстоятельств один и тот же вопрос может носить как наводящий, так и ненаводящий хар-р (детализирующий, уточняющий и пр.). ненаводящий вопрос - это вопрос, сформулированный таким образом, что свидетель не получает из него никакой информации. Наводящий вопрос в объективной (был ли на месте преступления Иванов, чья фамилия никогда не звучала ранее)и субъективной форме. 2. Негативная и позитивная формы. 3. Вопросы с открытой или скрытой подсказкой. Открытая подсказка – информация выдаётся в проблемной части вопроса. Со скрытой подсказкой – то, в котором внушаемая информация констатируется как установленная. Виды подсказок: уточняются свойства якобы установленной информации (какого цвета были перчатки Иванова), внушаемые обстоятельства маскируются как второстепенные (что делал на месте преступления Иванов?). Это может быть так же прямое утверждение следователя о наличии определённой информации с требованием её подтвердить. Поправки, уточнения, которые делает следователь по ходу допроса (могут позволить свидетелю угадать желаемый следователем ответ). 4. Жесты, мимика, интонация, в которых может проявиться отношение в виде одобрения или неодобрения к показаниям
Психологическая характеристика: 1. Активный 2. Уверенный в себе 3. Радостный 4. Отношение к вещам – потребление 5. Трудолюбивый 6. Целеустремлённый
Искажение показаний свидетеля возможно в силу 2 факторов: ложь (умышленное искажение информации) или добросовестное заблуждение. Мотивация лжи. Факторы, влияющие на лжесвидетельствование: 1. Обязательства, вытекающие из предшествующих отношений между людьми 2. Причастность свидетеля к преступлению 3. Воздействие заинтересованных лиц. Формы воздействия посторонних лиц – уговоры, угрозы, подкуп, насилие. 4. Отношение к органам правосудия – нежелание им содействовать. Такое нежелание обусловлено неверием в то, что виновные понесут ответственность, низким престижем правоохранительных органов. 5. Желание избежать потери времени, волнения, стресса, вызванного допросом и пр. и мести со стороны участников процесса. 6. Нежелание быть фигурантом уголовного делав любом качестве 7. Некорректное обращение со стороны следователя
|