![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 4. Судебная защита местного самоуправления.
Европейская хартия местного самоуправления статьёй 11, именуемой «Правовая защита местного самоуправления» устанавливает: органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления. Мы видим в этой формуле смещение акцентов в содержании статьи 11 в сравнении с её названием. Если название статьи говорит о правовой защите местного самоуправления, то в тексте статьи речь уже идёт не о местном самоуправлении, а только о его органах. Между тем местное самоуправление и его органы соотносятся как целое и его часть. В этом отношении Конституция РФ (статья 133) даёт на наш взгляд более ёмкое и исчерпывающее определение: местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту. Всё местное самоуправление, а не только его органы – но и органы местного самоуправления тоже. Принципиальное отличие формулировки Конституции РФ от формулировки Европейской хартии состоит в том, что согласно Конституции РФ в состав объектов защиты включается главный субъект муниципально-правовых отношений – население муниципального образования как носитель муниципальной власти. Включаются и отдельные граждане, наделённые равными правами на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. С учётом изложенных положений Европейской хартии местного самоуправления и Конституции РФ, соответствующих федеральных законов объектом судебной защиты являются права и свободы субъектов муниципально-правовых отношений. В качестве субъектов судебной защиты выступают: - граждане, чьи права и свободы в сфере местного самоуправления ущемляются; - население муниципальных образований, коллективные права которого в сфере местного самоуправления могут быть ущемлены; - органы местного самоуправления муниципальных образований; - должностные лица местного самоуправления; - муниципальные служащие; - местное самоуправление в целом как самостоятельный субъект правоотношений. Таким образом, необходимость судебной защиты возникает при нарушении прав любого из названных субъектов правоотношений, а сама судебная защита выступает инструментом конституционных гарантий местного самоуправления, являясь их составной частью. Задача судов при рассмотрении дел, связанных с защитой прав местного самоуправления, состоит в беспристрастном рассмотрении всех обстоятельств дела и вынесении вердикта в соответствии с установленными законодательством нормами права. Следовательно, соответствующие нормы, определяющие виды и меры ответственности за совершаемые противоправные деяния, должны быть предусмотрены законом. Поскольку местное самоуправление как самостоятельная ветвь публичной власти в советские времена отсутствовала, отечественному законодателю в течение двух последних десятилетий пришлось проделать огромную работу по формированию всей правовой базы местного самоуправления, включая ту её часть, которая связана с решением задач судебной защиты местного самоуправления. Правонарушения, совершаемые в сфере муниципальных отношений, подпадают под действие административного, гражданского и уголовного законодательства, а потому по принадлежности рассматриваются судами соответствующей юрисдикции[27]. Правовое регулирование судебной защиты местного самоуправления регламентируется федеральными законами, поскольку в соответствии со статьёй 71 Конституции РФ судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
|