Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пускай олимпийцы завистливым оком






Глядят на борьбу непреклонных сердец.

Кто ратуя пал, побеждённый лишь роком,

Тот вырвал из рук их победный венец!

 

 

Примечания

Здесь и далее в ссылках на текст «Илиады» в квадратных скобках первая, римская цифра обозначает номер главы, а вторая, арабская – номер строки, так же и в ссылках на Аристотеля. В остальных же случаях первая цифра обозначает номер в списке литературы, вторая – том или страницу. Все подчёркивания в тексте принадлежат автору статьи.

Гомер обыгрывает это противоречие – он говорит, что и не знает всех – только музы бессмертные знают, – и всё же берётся перечислять с их помощью хотя бы вождей. Однако эта оговорка даёт нам почувствовать, что музы-то знают и помнят всех – что подчёркивает значимость каждого воина.

Н. Н. Казанский убедительно показал, что дело не в количественной характеристике, а в качественной [14].

Р. В. Гордезиани ещё в 1960-е годы проследил связи между упоминаниями вождей в списке кораблей и в остальном тексте «Илиады». Он протянул множество нитей, соединяющих список со всею поэмой, но сохранил отношение к нему как источнику прежде всего конкретной исторической информации.

Поэтому и те, кто считает авторство Гомера весьма сомнительным, также склонны рассматривать список кораблей как способ создания задержки действия.

Представители формальной школы блестяще исследовали использование этого приёма и в романистике Нового времени. Однако функция задержек не могла не меняться. В «докучной сказке» это единственный способ что-то говорить, ничего не сообщая, в «Гамлете» – наоборот, единственная возможность заставить зрителей и читателей задуматься над проблемами, терзающими автора и героя.

И здесь объяснение того, почему Гомеру в «Илиаде» не понадобилось показывать разрушение города.

Этим мотивируется, в частности, и недостаточная успешность действий ахейцев во всё предшествующее время – Ахилл был с ними, но не вкладывал в свои действия такой страсти, как впоследствии.

9 Развенчание Агамемнона совершается при соблюдении внешних знаков почтения – кстати, точно так же Гомер поступает и с богами. Не отрицается сила, но осознаётся несовершенство.

Присутствие Ахилла этим не ограничивается. В списке ахейских кораблей он упомянут, чтобы дать представление о красоте юного Нирея: тот «прекраснейший всех, после дивного мужа Пелида» [II, 674]. А в следующем затем перечне троянских сил Гомер указывает героев, которых Ахиллу предстоит сразить. Правда, он не открывает заранее, кто победит Гектора.

/81/ 11 Гегель настаивал на том, что «цель эпического действия, на каком бы всеобщем основании оно ни покоилось, должна быть индивидуально (курсив Гегеля – Г. Т.) жизненной и определённой» [5, т. 3, с. 444].

В «Илиаде», как известно, нет мифа о пятке Ахилла – автору он не понадобился. Ахилл и так знает, что он смертен. Но Гомер занят вопросом о том, что же из этого следует - не только для полубога, но для смертного человека вообще.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал